Слайд 1Тема :
Стратегическое управление муниципальным
социально-экономическим развитием
к.э.н., доцент кафедры:
«Государственное управление
и социология региона»,
ГОУ ВПО Пензенский государственный университет
Осташков Александр Валерьевич
2010
год
Слайд 2Управление муниципальным
социально-экономическим развитием
Цель управления муниципальным социально-экономическим развитием
Муниципальное социально-экономическое
развитие – изменения в муниципальной экономике и социальной сфере, целью
которого является улучшение качества жизни местного сообщества
Задачи
Муниципальное образование должно:
рационально использовать имеющиеся ресурсы
создать условия для возобновления и увеличения ресурсов
Виды:
Управление текущей деятельностью
Управление развитием
Слайд 3Чем определяется качество жизни местного сообщества?
Максимальное удовлетворение потребностей граждан:
Возможность работы
с высоким уровнем доходов и разнообразием социальных ролей
Высокий уровень личного
и общественного потребления (качественные товары, услуги)
Высокое качество городской среды (экология, благоустройство, культурная среда и пр.)
Существование условий для эффективной работы предпринимательства в муниципальном образовании
Улучшение качества жизни общества – это довольно общая формулировка. Качество жизни в городе определяется, с одной стороны, уровнем развития сферы услуг и социальной сферы, а, с другой стороны – качеством работы предприятий и организаций города, составляющих его экономическую основу.
- На первый аспект администрация влияет непосредственно, т.к. производство общественных услуг – основная ее функция.
- На второй она вправе воздействовать лишь косвенно, через формирование соответствующих условий.
Таким образом, перед муниципалитетами в рамках управления местным социально-экономическим развитием стоят две основные задачи:
1) обеспечение необходимых и качественных общественных услуг жителям;
2) создание условий для эффективной работы предприятий и организаций города.
Слайд 4Субъект и объект управления муниципальным социально-экономическим развитием
Субъект управления муниципальным социально-экономическим
развитием – местное сообщество (через органы местного самоуправления)
Объект управления муниципальным
социально-экономическим развитием:
объекты, находящиеся в муниципальной собственности – прямое управление
объекты, расположенные на территории муниципального образования, но не находящиеся в муниципальной собственности – косвенное управление
Идеология местного самоуправления – управляют не только властные органы, а все сообщество.
Слайд 5Государственная региональная политика
Четкой региональной политики нет
Указ Президента РФ от 3
июня 1996 г. Утвердил «Основные положения региональной политики в Российской
Федерации»
Министр регионального развития РФ Д.Козак: стратегия территориального развития России должна быть разработана до 2010 года (16 февраля 2008 г., Красноярский экономический форум)
ФЗ №18259-3 «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» (проект 2001)
ФЗ Об основах организации разработки и реализации государственной региональной политики РФ (проект 2009)
Концепция совершенствования региональной политики
в РФ (проект 2009)
Методическая поддержка местного развития
Модельные нормативные документы для органов МСУ – Минрегион РФ?
Модельные нормативные документы для органов МСУ – субъекты Федерации
(! – рекомендательный характер)
Слайд 6Причины роста интереса к планированию муниципального развития
Экономические и социальные проблемы
90-х годов 20 в. и 00-х годов 21 в.
Нарастание специфических
проблем МО
Усложнение механизмов управления
Глобализация и обострение межтерриториальной и международной конкуренции
Слайд 7Причины роста интереса к планированию муниципального развития
Стратегирование
консолидирует элиты и
местные сообщества, формируя и корректируя единый сценарий развития, благоприятный для
всех социальных структур.
Оно делает прозрачными основные цели и ориентиры развития территории на длительный период.
Обеспечивает кардинальное повышение конкурентоспособности территории.
Привлекает инвесторов и способствует реализации на территории крупных инвестиционных проектов. Формирует новый современный имидж территории открытого для диалога и сотрудничества
Стратегирование дает необходимый набор управленческих инструментов, позволяющих:
развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;
балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии и пр.);
ориентировать муниципалитеты на деятельность, отвечающую интересам региона и страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития РФ;
обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
Слайд 8Причины роста интереса к планированию муниципального развития
Обратить внимание к стратегическому
управлению на муниципальном уровне особо побуждают следующие факторы:
1) необходимость выполнения
органами исполнительной власти своей основной функции ‑ социальной функции (защита коллективов людей);
2) рост глобальной конкуренции между муниципальными образованиями;
3) необходимость обеспечения устойчивого поступательного развития муниципалитетов, при снижении возможных рисков, в том числе противодействие кризисным тенденциям;
4) необходимость скорейшего преодоления последствий глубочайшего социально-экономического кризиса 1990-1999 гг и снижение отставания в социально-экономическом развитии от уровня ведущих муниципальных образований.
Кроме того решения в социальной, технологической и экономической сферах всё более приобретают долгосрочный стратегический характер. В этой связи в последнее время заметно повысилась необходимость формирования системы стратегического планирования и управления (стратегирования) в муниципальном управлении.
Слайд 9Основные концепции планирования муниципального развития
1. Городское предпринимательство
«Городcкое-предпринимательство» – мобилизация
местных социальных, политических и экономических ресурсов в единый связный организационный
комплекс для разработки четкой стратегии экономического развития и обеспечения ей долговременной поддержки
2. Городской маркетинг
Основа концепции городского маркетинга - использование в практике муниципального управления методов корпоративного стратегического маркетингового планирования
Будущее - неопределенно и подвижно, поэтому город должен формироваться как единая система, способная эффективно адаптироваться к внешним воздействиям.
МО должно искать и эффективно использовать свои конкурентные преимущества.
Основа экономической «выживаемости» МО - выявление и поддержание тех отраслей, которые соответствуют конкурентным преимуществам.
Эффективный городской маркетинг возможен только в условиях общественно-частного партнерства и консенсуса городского сообщества, обычно - при наличии сильного лидера.
3. Устойчивое развитие
Фокус концепции – согласование экономического развития с экологией. «Устойчивое развитие - это стабильное развитие, не разрушающее своей природной основы»
Экономика должна в равной степени ориентироваться как на удовлетворение потребностей настоящего времени, так и на сохранение аналогичной возможности для будущих поколений
Центральная идея – все города должны искать свои пути к устойчивому развитию, формировать соответствующие стратегии
Слайд 10Вопросы совершенствования управления
Влияние бюджетной реформы
Необходимость внедрения моделей:
эффективного управления бюджетными
средствами
создания условий социальной стабильности
повышения инвестиционной привлекательности территорий
Слайд 11Вопросы совершенствования управления
Влияние административной реформы
Снятие административных барьеров
Становление специалистов – менеджеров
по развитию территорий
Внедрение технологий эффективного управления в органах государственной власти
и органах местного самоуправления (см. далее)
Слайд 12Применение новых подходов и методов управления
Программно-целевой метод
Проектный менеджмент
Сквозные стандарты государственных
и муниципальных услуг
Конкурсный отбор
Система дополнительных стимулов (гранты и пр.)
Слайд 13Обязательно ли иметь стратегию в контексте реформ?
Строго говоря, не обязательно.
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В
перечне вопросов местного значения - нет
В перечне полномочий органов МСУ (ст.17) – «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования»
Бюджетный Кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ – не требуют
Слайд 14Зачем нам стратегия?
Основа консолидации местного сообщества
согласование интересов, предотвращение конфликтов
стратегия как процесс и результат
Эффективность муниципального управления
системность в расходовании местных
ресурсов, которых всегда мало
активизация работы по созданию новых ресурсов
Упорядочение собственного планирования
стратегия - только «вершина айсберга» планирования
Последовательность позиции в отношениях с основными «внешними агентами»
отношения с регионом и с Федерацией
отношения с бизнесом, с инвесторами
отношение со своими избирателями
Причины роста интереса к планированию муниципального развития
Слайд 15Чем отличается стратегия от программы?
Стратегия - документ более высокого порядка.
Это общественно согласованная концепция развития муниципального образования на длительный срок.
В
стратегии:
формулирование общей согласованной цели
определение главных задач, которые необходимо решить
определение основных мероприятий для решения этих задач
Программа – инструмент реализации стратегии. Среднесрочный документ, содержит конкретные задачи, мероприятия, основа для текущего планирования.
Слайд 16Осознавая остроту современных экономических проблем, власти городов приходят к пониманию
необходимости разработки экономических стратегий, ориентированных на решение проблем занятости, экономического
развития и обновления городов.
В ряду целей разработки стратегии обычно называют следующие:
– выработка единой позиции и общего понимания происходящих в экономике изменений;
– определение направления развития местной экономики и выявление в результате налаживания партнерских отношений наиболее вероятного поведения государственных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;
– создание общих рамок для совместной работы всех структур в городе с целью укрепления экономического потенциала его жителей, локальных общин по месту жительства и предприятий;
– содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.
Таким образом, основными мотивами формулирования стратегии являются потребности в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики. С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направления, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны, - и этот мотив превалирует, стратегия должна нацелить работу становящихся все более многочисленными агентств, занятых реализацией экономической политики. То есть стратегия рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания.
Слайд 17Выводы по проблеме муниципального планирования
Слайд 18Механизм взаимодействия документов планирования различных уровней управления
Слайд 19Методические рекомендации по обеспечению взаимодействия в процессе муниципального планирования
Слайд 24Взаимосвязь документов и синхронизация действий: социально-экономического и бюджетного планирования
Слайд 26Взаимосвязь документов и синхронизация действий: строительство и инженерная инфраструктура
Слайд 27Внедрение модели комплексного планирования
Слайд 30Управление =
обеспечение всех элементов менеджмента
Слайд 31Спасибо за внимание.
Отзывы, комментарии и предложения можно направлять
по адресу
o a v @ p n z g u .
r u