Разделы презентаций


Тема 1. Философия Древнего Китая

Содержание

Философия КонфуцияПрофессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 1. Философия Древнего Китая
Конфуций
Профессор РАНХИГС
Михель Дмитрий Викторович, Москва

Тема 1. Философия Древнего КитаяКонфуцийПрофессор РАНХИГСМихель Дмитрий Викторович, Москва

Слайд 2Философия Конфуция
Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Философия КонфуцияПрофессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 3Культурно-исторические предпосылки
Китайская цивилизация
Появление первых государств (III тыс. до н.э.) и

письменности (XVII в. до н.э.)
Прогресс в технологиях, население 30 млн.чел.
Эпоха

«сражающихся царств» (Чжаньго) (V в. – 221 до н.э.): ослабление царской власти, феодальная раздробленность, милитаризм, упадок нравов, борьба за создание единого государства
Появление философских школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм (VI-IV вв. до н.э.)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Культурно-исторические предпосылкиКитайская цивилизацияПоявление первых государств (III тыс. до н.э.) и письменности (XVII в. до н.э.)Прогресс в технологиях,

Слайд 4Пять великих китайских учителей философии: Лао-цзы, Кун-цзы (Конфуций), Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Мо-цзы
Профессор

РАНХИГС Д.В. Михель

Пять великих китайских учителей философии: Лао-цзы, Кун-цзы (Конфуций), Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Мо-цзыПрофессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 5Конфуций: чиновник, учитель, мудрец
Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.) из Цюйфу

(современная провинция Шаньдун)
Сын военного и наложницы, воспитывался матерью на родине

ее предков
Самообразование, изучение ритуалов
Чиновник в княжестве Лу (вассал Чжоу). Неудача в попытке реформировать систему управления
Странствие по Китаю и возвращение домой
Создание системы всесословного образования
Книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»// «Аналекты») составлена учениками после его смерти
Философия в форме ответов на вопросы учеников и изречений

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Конфуций: чиновник, учитель, мудрецКун Фу-цзы (551-479 до н.э.) из Цюйфу (современная провинция Шаньдун)Сын военного и наложницы, воспитывался

Слайд 6Древняя китайская историография о Конфуции. Сыма Цянь «Исторические записки» (Ши

цзи), том 5
«Когда Конфуций читал исторические записи и дошел до

того, как Чуский ван (царь) восстановил княжество Чэнь, он сказал: «Сколь мудр чуский Чжуан-ван! Он пренебрег интересами государства, обладающего тысячью колесниц, но придал серьезное значение одному слову»»

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Древняя китайская историография о Конфуции. Сыма Цянь «Исторические записки» (Ши цзи), том 5«Когда Конфуций читал исторические записи

Слайд 7Конфуций о себе и об учении
«Учитель сказал: «Учиться и своевременно

претворять в жизнь — разве не в этом радость?» (Лунь

Юй, I,1)
Учитель сказал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет встал на ноги. В сорок освободился от сомнений. В пятьдесят познал волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят стал следовать желаниям сердца и не преступал меры» (Лунь Юй, II, 4)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Конфуций о себе и об учении«Учитель сказал: «Учиться и своевременно претворять в жизнь — разве не в

Слайд 8Философский идеал правильной жизни
Цзы Чжан спросил о правильном поведении. Учитель

ответил: «В речах будь искренним и правдивым, в поступках— честным

и уважительным, и даже если отправят тебя в страну варваров, веди себя именно так. А если в речах нет искренности и правдивости, в поступках нет честности и уважительности, то допустимо ли такое даже в родных краях, родной общине? Ты должен видеть мысленно эти принципы перед глазами, когда стоишь, и видеть их словно записанными на дышле, когда сидишь в повозке. Только тогда освоишь принципы правильного поведения» (Лунь Юй, XV, 6)
Философский идеал правильной жизниЦзы Чжан спросил о правильном поведении. Учитель ответил: «В речах будь искренним и правдивым,

Слайд 9Цель учения Конфуция – воспитать добродетельных и человечных людей: правителей,

чиновников, крестьян. Пять добродетелей
Человеколюбие (Жэнь)
Мудрость / Благоразумие (Чжи)
Верность обычаям (Ли)
Добросовестность

(Синь)
Правда / справедливость (И)
«Цзы Чжан спросил: «Что такое „пять хороших качеств"?»
Учитель ответил: «Это когда благородный муж добр, но не расточителен; когда он понуждает народ к труду, но не вызывает его гнева на вышестоящих; когда он желает обрести, но не ради корысти; когда он величав, но не высокомерен; грозен, но не свиреп» (Лунь Юй, XX, 2)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Цель учения Конфуция – воспитать добродетельных и человечных людей: правителей, чиновников, крестьян.  Пять добродетелейЧеловеколюбие (Жэнь)Мудрость /

Слайд 10Благородный муж (Цзюнь-цзы) как носитель всех добродетелей. Им не рождаются,

а становятся
Учитель сказал: «Благородный муж объединяет людей, не будучи пристрастным;

маленький же человек пристрастен и не способен к объединению» (Лунь Юй, II, 14)
Учитель сказал: «Благородный муж медлителен в словах, но скор в делах» (Лунь Юй, IV, 24)
Учитель сказал: «Если в человеке природные стремления одерживают верх над культурой, он становится дикарем. Если культура одерживает верх над природными стремлениями, он становится книжником. Лишь при гармоничном соединении культуры и природных стремлений он становится благородным мужем» (Лунь Юй, VI, 18)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Благородный муж (Цзюнь-цзы) как носитель всех добродетелей.  Им не рождаются, а становятсяУчитель сказал: «Благородный муж объединяет

Слайд 11Человеколюбие как высший идеал
Чжун Гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил:

«Вне дома относись к людям, словно встретил важных гостей. Используя

народ, веди себя почтительно, словно совершаешь большое жертвоприношение. Не делай другому человеку того, чего не пожелаешь себе. Не допускай вражды в государстве, не допускай вражды в семье» (Лунь Юй, XII, 2)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Человеколюбие как высший идеалЧжун Гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Вне дома относись к людям, словно встретил

Слайд 12Человеколюбие
«Что же такое человеколюбие? Если ты сам хочешь твердо стоять

на ногах, то сделай, чтобы и другой крепко стоял на

ногах. Если ты сам хочешь, чтобы твои дела шли хорошо, то сделай, чтобы и у другого они шли хорошо. Такой человек способен стать примером. О нем можно сказать — овладел искусством человеколюбия» (Лунь Юй, VI, 30)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Человеколюбие«Что же такое человеколюбие? Если ты сам хочешь твердо стоять на ногах, то сделай, чтобы и другой

Слайд 13Мудрость
Фань Чи спросил, в чем состоит мудрость. Учитель сказал: «Прилагать

все силы к тому, чтобы народ обрел чувство долга, чтить

духов и божества, не приближаясь к ним, — в этом состоит мудрость» (Лунь Юй, VI, 22)
Учитель сказал: «Мудрый наслаждается водой, человеколюбивый наслаждается горами. Мудрый — в движении, человеколюбивый — в покое. Мудрый — счастливый, а человеколюбивый — долгожитель» (Лунь Юй, VI, 23)
Учитель сказал: «Не предполагать обмана и не подозревать в неискренности, но, столкнувшись с ними, сразу распознать — не в этом ли мудрость?» (Лунь Юй, XIV, 31)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

МудростьФань Чи спросил, в чем состоит мудрость. Учитель сказал: «Прилагать все силы к тому, чтобы народ обрел

Слайд 14Сыновняя почтительность
Цзы Ю спросил о сыновней почтительности. Учитель ответил: «Ныне

некоторые называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей.

Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без глубокого почтения к родителям, то в чем здесь разница?» (Лунь Юй, II, 7)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Сыновняя почтительностьЦзы Ю спросил о сыновней почтительности. Учитель ответил: «Ныне некоторые называют сыновней почтительностью то, что они

Слайд 15Почтительность и государственное управление
Цзи Канцзы спросил его: «Как добиться, дабы

народ стал почтительным, преданным и старательным?» Учитель ответил: «Держитесь с

ним величественно, и тогда он станет почтительным. Следуйте принципу сыновней почтительности в отношениях с вашими родителями, любите и заботьтесь о своих младших, тогда и народ станет преданным. Выдвигайте умелых и обучайте неумелых, и тогда народ станет старательным» (Лунь Юй, II, 20)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Почтительность и государственное управлениеЦзи Канцзы спросил его: «Как добиться, дабы народ стал почтительным, преданным и старательным?» Учитель

Слайд 16Добродетельное управление государством
Учитель сказал: «Осуществлять правление, опираясь на добродетель, —

это подобно Полярной звезде. Она замерла на своем месте, а

все другие звезды движутся окрест нее» (Лунь Юй, II, 1)
Цзы Лу спросил о сущности правления. Учитель ответил: «Прежде всего будь для народа примером, а уж затем предоставь ему трудиться усердно». [Цзы Лу] попросил пояснить, что значит быть примером, и Учитель сказал: «Никогда не лениться» Лунь Юй, XIII, 1)
Учитель сказал: «Направляй всю свою волю на достижение Дао-Пути, будь добродетелен, опирайся на человеколюбие, упражняйся в искусствах» (Лунь Юй, VII, 6)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Добродетельное управление государствомУчитель сказал: «Осуществлять правление, опираясь на добродетель, — это подобно Полярной звезде. Она замерла на

Слайд 17Распространение учения Конфуция
Превращение учения Конфуция в государственную идеологию при династии

Хань (II в. до н.э.)
Распространение системы государственных экзаменов для чиновников

и храмов в честь Конфуция
Сакрализация имени Конфуция, титул «верховный мудрец»
Кризис Конфуцианства после Революции 1911 г. и при КНР
Возрождение конфуцианства в XXI в.

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Распространение учения КонфуцияПревращение учения Конфуция в государственную идеологию при династии Хань (II в. до н.э.)Распространение системы государственных

Слайд 18Домашнее задание
Просмотр фильма «Конфуций» (ВВС, Гении Древнего мира)
Ответы на вопросы

и выписки из «Лунь Юй»:
О благородном муже
О человеколюбии
О верности обычаям
О

сыновней почтительности
О правлении
Подготовка к выступлению с докладом:
Представления Конфуция о благородном муже
Конфуций о человеколюбии как важнейшей добродетели
Конфуций об идеальном управлении государством

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Домашнее заданиеПросмотр фильма «Конфуций» (ВВС, Гении Древнего мира)Ответы на вопросы и выписки из «Лунь Юй»:О благородном мужеО

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика