Слайд 1Тема 1. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Государственное регулирование предпринимательской
деятельности: понятие, виды, основания и пределы
2. Методы, средства и формы
государственного регулирования предпринимательской деятельности
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Слайд 2 1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и
пределы
Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью
применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.
Слайд 3Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и
юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость
охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования — основополагающая задача такого регулирования.
Слайд 4Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается
в следующих направлениях:
обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом
и социальном развитии;
формирование государственного бюджета
защита окружающей среды и пользование природными pecурсами
обеспечение занятости населения;
обеспечение безопасности и обороны страны;
реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;
соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.
Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим.
Слайд 5Существуют и такие публичные интересы, как:
необходимость эффективного управления государственной собственностью;
необходимость
обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;
обеспечение интеграции экономики России
в мировую экономику.
Слайд 6Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в
лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в
сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.
Слайд 7С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании
банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности.
Кроме того, можно выделить такие
сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг) ценообразование и др.
Слайд 8Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени
воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных
отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования.
С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на местном уровне. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.
Слайд 9Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства
(ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе — государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство — незаконное явление.
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.
Слайд 10Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской
деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать
принципу соразмерности (пропорциональности) сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.
Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы без необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Слайд 11Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и
предпринимательской деятельности в частности.
Это, например:
антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
использование форм
и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);
государственное регулирование национального рынка России;
государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
государственное регулирование международных экономических отношений.
Слайд 12 2. Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Регулирование
экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на
товарно-денежный и иерархический механизмы.. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.
Вместе с тем степень соотношения товарно-денежного и иерархического механизмов в разных странах различна.
Слайд 13К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся:
определение стратегических
целей развития экономики, их выражение в
индикативных и других планах;
государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции;
нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.
Методами косвенного регулирования экономических процессов являются:
Налогообложение (уровень обложения и система налоговых льгот);
платежи за ресурсы;
ставки за кредит и кредитные льготы.
Слайд 14
По мнению Е. П. Губина, к прямым методам государственного регулирования
относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности и т.д.
Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.
Слайд 15выводы
1. Деление методов государственного регулирования экономики в целом и
предпринимательской деятельности в частности на прямые (административные) и косвенные (экономические)
мало исследованно и носит описательный характер. Ученые-экономисты и юристы порой без достаточной проработки этого вопроса механически называют те или иные методы государственного воздействия на экономику, относя их либо к прямым, либо к косвенным.
2. Более правильно и последовательно проводить разграничение между экономическими понятиями «прямые методы» и «косвенные методы», а также между юридическими понятиями «методы публично-правового воздействия на экономику» и «методы частноправового регулирования экономики». При этом будут использованы единые критерии: характер воздействия (прямое или косвенное), отраслевая принадлежность (публичное или частное воздействие).
Слайд 16
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
В механизме государственного регулирования
предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из
средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.
Слайд 17В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля
и надзора.
Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости
от сферы применения. К ним относятся, в частности:
а) банковский надзор;
б) бюджетный контроль;
в) валютный контроль;
г) государственный метрологический контроль (надзор);
д) государственный строительный надзор;
Слайд 18е) контроль безопасности при использовании атомной энергии;
ж) контроль объектов, признаваемых опасными, а
также особо важных и режимных объектов;
з) налоговый контроль;
и) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный
и ветеринарный контроль;
к) страховой надзор;
л) таможенный контроль;
м) транспортный контроль;
н) финансовый контроль.
Как видно, даже этот далеко неполный перечень видов контроля и надзора представляет собой огромный нормативный массив для исследования и анализа.
Слайд 19 В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют
предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль преследует цель предупреждения и
профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности.
Текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.
Слайд 20С учетом того, кем осуществляется государственный контроль, а также характера
полномочий контролирующих органов можно выделить контроль:
Президента РФ;
органов законодательной (представительной) власти;
органов
исполнительной власти;
органов судебной власти (включая конституционный контроль);
прокурорский (надзор);
ведомственный (надзор).
Слайд 21Принимая во внимание объем контролируемой деятельности выделяют общий и специальный
контроль. Большинство видов осуществляемого контроля носит специальный характер (например, бюджетный,
валютный, налоговый, страховой, финансовый и др.).
К общему можно отнести судебный контроль и прокурорский надзор.