Слайд 1Тема 1.
НАУКА
как форма познания
Слайд 3Рассмотрим следующие вопросы:
1. Наука в сиcтеме культуры.
2. Структура научного познания.
Слайд 4Первый вопрос лекции
Наука в сиcтеме культуры
Слайд 5Понятие «научное исследование»
Исследование (буквально – «следование изнутри») – в предельно
широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью
установления фактов.
Научное исследование – исследование, основанное на применении научного метода.
Слайд 6Троякое понимание науки
Наука является:
Во-первых, деятельностью;
Во-вторых, системой знаний;
В-третьих, социальным институтом.
Слайд 7Наука как деятельность
Деятельность – это действия, имеющие цель.
Наука – деятельность
людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом
познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Слайд 8Наука как система знаний
Система – множество элементов, упорядоченное на основе
определенного принципа.
Система научных знаний – научные знания, приведенные в
порядок на основании определенных теоретических принципов.
Слайд 9Наука как социальный институт
Социальный институт – форма обеспечения определенной общественной
потребности.
Деятельность социального института выражается в выполняемых им социальных функций, которые
и обеспечивают конкретные общественные потребности.
Слайд 10Понятие «функция»
Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность,
обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе
отношений (например, функция органов чувств).
Слайд 11Понимание функций науки
Указать на функции науки означает определить ее место
и роль
в общественной жизни,
значение для развития
культуры,
практической
деятельности.
Слайд 12Основные функции науки
теоретическая (или познавательная);
практическая;
прогностическая;
мировоззренческая.
Слайд 13Понятие «познание»
Познание – это процесс получения нового знания.
Познание и исследование
являются синонимами.
Исследование – это конкретное изучение чего-либо, а познание
– это изучение вообще.
Слайд 14Понятия «знание», «истина» и «закон»
Знание - проверенный практикой результат познания
действительности, верное её отражение в сознании человека.
Истина – достоверное
знание; ложь и заблуждение – недостоверное (неистинное) знание.
Закон (объективный) – устойчивая повторяющаяся связь процессов и явлений.
Слайд 15Второй вопрос лекции
Структура научного познания
Слайд 16Структура научного познания
Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо;
строение.
Структура научного познания – строение научного познания, связь его
составных частей.
Слайд 17Cтруктура научного познания включает:
Субъекта познания (кто познает).
Объект познания (что и
кто познается субъектом).
Предмет познания (что именно интересует субъекта в данном
объекте).
Средства познания (в том числе и методы) (с помощью чего находятся ответы на вопросы субъекта).
Слайд 18Объект познания
Объект познания – это избранный элемент реальности, обладающий очевидными
(в прямом и переносном смысле) границами, относительной автономностью существования и
как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды.
Слайд 19Предмет познания
Предмет познания – это логическое описание объекта, избирательность которого
определена предпочтениями исследователей в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, «среза»,
его отдельных проявлений; это те вопросы, которые интересуют исследователей относительно изучаемого объекта.
Слайд 20Отличия предмета и объекта познания
Предмет познания:
1) субъективен, так как зависит
от предпочтений субъекта познания, т.е. того, что именно предпочтет изучать
он в данное время в этом объекте;
2) меньше, так как охватывает отдельные (не все!) стороны, аспекты, «срезы» изучаемого объекта.
Слайд 21Определение метода познания
Метод (от греч. metodos – путь исследования) –
путь к чему-либо.
Метод – способ получения ответа на интересующие
субъекта познания вопросы.
Слайд 22Определение метода познания (2)
Метод – это способ, совокупность приемов, технологический
принцип изучения объекта или же его предметных областей (состояний и
свойств).
Метод – способ организации практического и теоретического освоения действительности, обусловленный закономерностями изучаемого объекта.
Слайд 24Автор презентации
Презентацию лекции
по теме «Наука как форма познания» подготовил:
Панычик
А.В., доцент кафедры философии и культурологии РГЭУ «РИНХ» - 2013
г.