Слайд 1Тема 1.2 Конкурентоспособность государств на мировом рынке
ПОНЯТИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Способность экономики страны, государства участвовать в международной торговле, удерживать
и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам.
Определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ.
Слайд 2Конкурентоспособность страны
в долгосрочной перспективе обеспечивает:
Слайд 3Методика Всемирного экономического форума
Всемирный экономический форум – основанная на членстве
неправительственная организация, содействующая установлению взаимодействия между ключевыми заинтересованными группами общества
Слайд 412 кластеров конкурентоспособности
Слайд 5Методика Международного Института
Развития Менеджмента
Разрабатывает комплексные материалы для мировой
конкурентоспособности: Ежегодник по глобальной конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook)
Рейтинг охватывает
57 стран, из которых 29 являются членами ОЭСР, а остальные 28 - наиболее крупные развивающиеся экономики
Слайд 8
Майкл Юджен Портер
(род. в 1947)
Профессор Гарвардской
школы бизнеса Майкл Портер
в 1990 г. выпустил монографию
«Конкурентные преимущества
наций». Он попытался выявить
причины успеха страны в
международной конкуренции в
той или иной отрасли с помощью
системы четырех показателей —
«конкурентного ромба».
Слайд 10Факторные условия:
людские ресурсы, они разделены на отдельные группы работников, в
том числе ученые высшей категории;
природные ресурсы, включая географическое положение страны
и климат;
капитал, учитывая оставшиеся национальные различия в условиях финансирования и разнообразия видов национальных рынков капитала;
научно-информационный потенциал, т. е. все накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические и т. д.;
инфраструктура, а именно тип, качество и стоимость видов инфраструктуры, оказывающих влияние на конкурентоспособность. К этой группе также относится все, что влияет на качество жизни в определенной стране, делая ее привлекательным местом для проживания.
Слайд 11Основные для конкурентоспособности факторы страной не наследуются, а создаются.
важнейшее
значении имеют темпы создания и механизмы совершенствования факторов, т. е.
эффективность их использования.
классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные;. Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов — неквалифицированной рабочей силы или природных ресурсов. Конкурентоспособность, основанная на базисных факторах, непрочна.
Слайд 12условия спроса
роль играет не объем внутреннего спроса, а его качество
и соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке.
Компании страны
выигрывают, если их потребители являются по мировым стандартам наиболее требовательными и квалифицированными.
Компании могут финансировать нововведения и совершенствоваться в зависимости от условий спроса, характерных для данной страны. Желательно, чтобы этот национальный повышенный спрос опережал будущий спрос мирового рынка.
Большой внутренний рынок оказывает влияние на инвестиционные решения в тех отраслях, где большая экономия на масштабах, высокая степень неопределенности и большие потребности в НИОКР. Положительным качеством большого рынка также является присутствие на нем внутренней конкуренции.
Слайд 13Родственные и поддерживающие отрасли
Эти отрасли предоставляют вспомогательное оборудование и полуфабрикаты
высокого качества. Чаще всего конкурентоспособными являются не отдельные отрасли, а
«группы», или «кластеры», отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. И эти группы имеют тенденцию к концентрации в рамках ограниченного географического пространства.
Слайд 14Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция
Цели, способы и стратегии организации
фирм существенно различаются в разных странах. Отличия в деловой культуре
разных стран стали причислять к факторам их международной конкурентоспособности. Специализация страны в международном разделении труда должна соответствовать ее деловой культуре.
Внутриотраслевую конкуренцию можно назвать катализатором всей системы данных факторов, так как наличие «своих» конкурентов намного сильнее стимулирует развитие производства, чем иностранная конкуренция. Внутри страны компании находятся в равных условиях относительно стоимости рабочей силы, сырья, законодательства, поэтому им приходится придумывать что-то новое.
Слайд 15На конкурентоспособность государства может оказать влияние случай. Случайными событиями могут
быть: военные конфликты, политические решения иностранных правительств, изобретения, резкий подъем
мирового локального спроса, резкое повышение цен на ресурсы и т. д.
Прямое государственное вмешательство негативно влияет на конкурентоспособность. Государство играет роль катализатора. Оно не создает конкурентоспособные отрасли. Государство должно заставлять компании ставить себе более высокие цели и подниматься на новые, более высокие уровни конкурентоспособности. Но роль государства, за исключением первых стадий международной конкурентоспособности, должна быть косвенной.
Слайд 16Четыре этапа жизненного цикла страны
Этап факторов производства. На
этой стадии страны используют конкурентные преимущества, связанные с дешевой рабочей
силой, плодородной землей и т. д.
Этап инвестиций. На этом этапе от инвестиционной активности государства и фирм данной страны зависит конкурентоспособность национальной экономики.
Этап нововведений. Он характеризуется присутствием уже всех четырех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой.
Этап богатства. Он характеризуется спадом производства. Уже существующее изобилие движет экономику. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции, при этом практически не используется активное инвестирование.
Слайд 17Экономический рост
Экономическая политика
Экологическая политика
Слайд 18К местной экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга;осуществление государственного
контроля соблюдения природоохранных законодательств;организация разработки местных экологических программ и проектов.
Виды
Глобальная — проведение международных, политических и внешнеэкономических акций с расчетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределение между с странами.
Государственная — социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.
Региональная экополитика — политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.
Слайд 19принятие природоохранного законодательства,
внесение соответствующих изменений в налоговые системы
применение различных инструментов
экологической политики
Меры
Слайд 20Экологическое законодательство может способствовать:
снижению издержек компаний
созданию новых рынков для продукции
компаний
уходу с рынка компаний, не способных выдерживать высокие экологические стандарты
защите
передового экологически ориентированного бизнеса от иностранной конкуренции
Слайд 21Возможности, открывающиеся на экологическом рынке
1. Улучшение существующей продукции путем ее
адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой
бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка.
2. Разработка принципиально новой продукции и даже создание для этой цели специализированных компаний. Необходимость решения экологических проблем и жесткая конкуренция на рынке открывают широкие возможности по разработке, производству и сбыту совершенно новой продукции вместо экологически опасной. При этом наибольшие перспективы компаниям дает опережающая стратегия. В ряде случаев фирмы создают новую продукцию из отходов производства.
Слайд 223. Привлечение зарубежных инвестиций. Быстрое развитие рынка экологических товаров и
услуг в ряде случаев приводит к нежеланию компаний внедрять новую
продукцию, которая может устареть раньше, чем ее продажи начнут приносить прибыль. Для снижения степени риска фирмы стараются привлечь зарубежных инвесторов, особенно из стран, где уже существует развитый рынок экологических товаров и услуг. Помимо распределения рисков прямые иностранные инвестиции открывают возможности получения новых технологий и расширения рынков сбыта.
4. Возможность оказания экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовки специалистов-экологов и т.д. Подобные услуги часто предоставляются фирмами-производителями экологических товаров, но появляются и специализированные компании, например, инжиниринговые, разрабатывающие проекты экологической реконструкции производства.
Слайд 23Наиболее эффективным средством экологической политики являются экономические инструменты
Главные
инструменты
определение прав собственности
на некоторые природные ресурсы
Экологические
субсидии
Требования в
отношении содержания
рециклированных материалов
Экологические
налоги
Квоты
на выбросы
Обязательства об
обратной приемке