Слайд 1ТЕМА 13. Роль семьи в реабилитации
Социальная реабилитация зависимых и созависимых
Андрей
Иванович Шпаков
Слайд 3Значение семьи
1. В семье - закладываются основы нравственности человека, формируются
нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Слайд 4Значение семьи
2. Семья - способствует не только формированию личности, но
и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Слайд 5Значение семьи
3. Семья — это основанная на браке и (или)
кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием
и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Слайд 6Значение семьи
4. Семья - социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений
между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни
людей: деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.
Слайд 7Семья - первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает
на протяжении всей своей жизни
5. Роль семьи в обществе
несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
Слайд 8Значение семьи
6. Семья – это один из основных институтов людей, это люди,
объединённые семейными узами или браком, живущие вместе.
Для ребёнка и
особенно для ребенка-инвалида, семья это именно та среда, в которой складывается его психология, его характер и вместе с тем его будущее.
Слайд 9Функции семьи
1. Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все
больше распространяется на супругов детородного возраста.
Слайд 10Функции семьи
2. Экономическая функция - была связана с накоплением
богатства для членов семьи, вещи, передаваемые по наследству, страхование на
свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.
Слайд 11Функции семьи
3. Функция первичной социализации. Семья является первой и
главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка,
является одним из факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
Слайд 12Функции семьи
4. Воспитательная функция. Родители были и остаются первыми
воспитателями ребенка.
Слайд 13Функции семьи
5. Рекреационная и психотерапевтическая функция. Семья должна быть
той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным,
быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
Слайд 14Функции семьи
- Хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества
уход за детьми и престарелыми членами семьи. Получение хозяйственно-бытовых услуг
одними членами семьи от других.
Слайд 15Функции семьи
- Досуговая. Организация рационального досуга. Социальный контроль в
сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых
интересов.
Слайд 16Функции семьи
- Эмоциональная – стабилизация индивидов и их психотерапия.
Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье.
Удовлетворение потребностей в
личном счастье и любви.
Слайд 17Статус семьи
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными
и функциональными параметрами.
социально-экономический,
социально-психологический,
социокультурный
ситуационно-ролевой.
Слайд 18По уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и
крайне низкому классифицируются:
благополучные семьи,
семьи группы риска,
неблагополучные семьи,
асоциальные
семьи,
семьи с детьми-инвалидами.
Слайд 19Благополучные семьи
успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в
поддержке социального педагога, так как быстро адаптируются к нуждам своего
ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Слайд 20Семьи группы риска
наличие некоторого отклонения от норм, не позволяющего
определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и
т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей.
Слайд 21Неблагополучные семьи
имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности
или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них
функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Слайд 22Асоциальные семьи
те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и
состояние которых нуждается в коренных изменениях.
родители ведут аморальный, противоправный
образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, - воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными.
Слайд 23Реабилитационная активность семьи
усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие,
социализацию ребенка.
Слайд 24Реабилитационная активность семьи
1) активность в поиске источников медицинской помощи,
своевременность, последовательность и тщательность в выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных
контактов с оздоровительными учреждениями;
Слайд 25Реабилитационная активность семьи
2) активность педагогических усилий семьи, их направленность
на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей,
самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;
Слайд 26Реабилитационная активность семьи
3) собственно социальная активность семьи, т. е.
ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и
моральной (например, через образование групп самопомощи), стремление семьи разрешать возникающие конфликтные ситуации, когда предпочтение отдается жизненной стратегии «выигрывающий», а не пассивной позиции «жертва».
Слайд 27Реабилитационная активность семьи
Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустремленны, последовательны,
предприимчивы и настойчивы в своих действиях.
Они готовы находить и
использовать все возможности для улучшения положения.
Высокая активность — непременное условие своевременного и успешного решения реабилитационных задач.
Слайд 28Реабилитационная активность семьи
Семьи со средней реабилитационной активностью непоследовательны, малоинициативные,
у них отсутствует всесторонность усилий, начатое не доводится до конца.
Слайд 29Реабилитационная активность семьи
Семьи с низкой активностью занимают позицию «жертвы»,
процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных
действий: предстоящей операции, поступления ребенка в детский коллектив и др.
Такие семьи способны справиться с задачами реабилитации только при условии поддержки и сотрудничестве реабилитации.
Слайд 30Реабилитационная культура семьи
это специфическая система ценностей, идей, знаний и навыков,
помогающих решать конкретные задачи реабилитационного процесса.
Слайд 31Реабилитационная культура семьи
Аксиологический (ценностный) компонент реабилитационной культуры составляют принципы философии
независимой жизни, гуманистические принципы и ценности, идеи компенсаторного развития, по
Л.С. Выготскому, заключаются в том, чтобы создать социальную компенсацию физического или психического недостатка ребенка, находя пути налаживания социальных связей с жизнью.
Слайд 32Реабилитационная культура семьи
Когнитивный компонент реабилитационной культуры семьи ребенка-инвалида включает
знания из различных областей науки и практики, способствующие выполнению задач
реабилитационного процесса.
К ним относятся:
Слайд 33Реабилитационная культура семьи
- медико-биологические знания о патологии ребенка, ее
причинах и следствиях; о продолжительности и содержании лечения; возможном риске
и осложнениях в ходе лечения и др.;
- гигиенические знания об особенностях кормления и ухода за ребенком, об организации быта, режима дня и др.;
- социально-правовые знания о порядке установления инвалидности, о правах и льготах, с ней связанных; о возможных источниках материальной помощи и др.;
Слайд 34Реабилитационная культура семьи
- психотерапевтические знания о стадиях протекания стресса
и его последствиях; о механизмах саморегуляции и методах психотерапии;
- психолого-педагогические
знания о возрастных особенностях детей;
- об особых потребностях и специфике развития ребенка в связи с его патологией;
- о возможных поведенческих отклонениях ребенка и путях их преодоления; создании ситуации успеха в общении и обучении.
Слайд 35Реабилитационная культура семьи
Праксиологический компонент реабилитационной культуры включает разнообразные умения
и навыки:
- психогигиенические (уметь преодолевать стрессовые ситуации, оказывать психотерапевтическое воздействие
на ребенка);
- коммуникационные (уметь налаживать отношения, разрешать конфликты в семье и с ближайшим окружением);
Слайд 36Реабилитационная культура семьи
Праксиологический компонент реабилитационной культуры включает разнообразные умения
и навыки:
- педагогические (владеть навыками педагогической коррекции, в том числе
методами игротерапии, раннего развивающего обучения, логопедическими приемами и упражнениями и др.);
- социальное адвокатирование (уметь защищать собственные интересы, а также интересы и достоинство ребенка, причем как в официальных учреждениях, так и в неформальном общении);
- лечебные (владеть некоторыми лечебными методиками: общий, точечный массаж и пр.).
Слайд 37Социальная реабилитация зависимых и созависимых
1. Сущность алкогольной и наркотической зависимости
2. Сущность созависимости
3. Социальная
реабилитация алкоголь- и наркозависимых
Слайд 381. Сущность алкогольной и наркотической зависимости
«алкоголизм» как заболевание, характеризующееся психическими
и физическими расстройствами, изменением личности в результате постоянного или периодически
возобновляющегося употребления спиртных напитков.
Слайд 39Критерии алкоголизма
• социальный критерий: духовный, материальный и биологический вред, который
приносит неумеренное употребление алкоголя как самому больному, так и
всему обществу.
медицинский критерий: патологические изменения в организме, которые непосредственно связаны с хронической алкогольной интоксикацией.
Слайд 40Реабилитация больных алкоголизмом
– это система мероприятий медицинского, психологического и социального
характера, проводимых после возникновения заболевания, а также направленных на его
профилактику.
Слайд 41Факторы и причины алкоголизма
три группы факторов алкоголизма:
• социальные факторы,
• психологические
факторы,
• биологические факторы
Слайд 42Социальные факторы
традиции народа,
социальное положение индивида (семейное положение, образование,
профессия, нездоровый образ жизни, низкий духовный и культурный уровень и
пр.),
этническая и религиозная принадлежность и влияние ближайшего социального окружения (семья, товарищи, компания и пр.).
Слайд 43Психологические факторы
слабость волевых качеств личности (неумение противостоять давлению окружающих на
прием алкоголя),
трудности приспособления к условиям среды,
конфликт с
окружением,
неудовлетворенность,
одиночество,
отсутствие взаимопонимания,
утомление,
робость,
осознание своей неполноценности,
Слайд 44Биологические факторы
генетическая предрасположенность к алкоголизму.
Слайд 45Наркомания
Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко» – сон,
оцепенение и «мания» – страсть, безумие.
Наркомания – это общее
название болезней, проявляющихся во влечении к постоянному приему наркотических средств из-за стойкой психологической и физической зависимости от них.
Слайд 46Факторы, влияющие на употребление наркотиков.
• асоциальное поведение в
раннем возрасте;
• воспитание в семье наркоманов;
• воздействие неблагоприятной среды;
• личностные характеристики
(непокорный нрав, неприязнь к традиционным ценностям, низкая степень личностной компетенции и социальной ответственности)
Слайд 48Понятие созависимости
Термин «созависимые» впервые появился в 1979 году.
Созависимый
- это человек (как правило, близкий родственник), который полностью поглощен
тем, чтобы контролировать и управлять поведением другого человека, при этом совершенно не заботясь об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей.
Слайд 49Созависимые
1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с
больным химической зависимостью;
2) лица, имеющие одного или обоих родителей,
больных алкогольной или наркотической зависимостью;
3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.
Слайд 50Параллельные характеристики особенностей наркологической и алкогольной зависимости и
созависимости
Слайд 57Социальная реабилитация зависимых и созависимых
За рубежом социально-психологическая помощь лицам, зависимым
от алкоголя и наркотиков, не отделима от помощи их окружению
и давно является одним из наиболее приоритетных направлений социальной работы.
У нас, несмотря на все более возрастающую потребность в такого рода помощи, не сложилась какая-либо система социальной работы с данным контингентом.
Есть отдельные примеры попыток внедрения коррекционно-реабилитационных программ из практики социальной работы развитых стран.
Слайд 603. Социальная реабилитация алкоголь и наркозависимых
В структурном отношении процесс
реабилитации больных алкоголизмом делится на три взаимосвязанных блока:
• предшествующий блок основной
программе реабилитации;
• основная программа реабилитации;
• реализуемый блок после завершения основной программы реабилитации.
Слайд 61Получить консультативную помощь
специальные консультативные пункты;
телефоны доверия;
комиссии по делам несовершеннолетних;
образовательные учреждения;
Слайд 62Получить консультативную помощь
Медучреждения (как специализирующиеся, так и не специализирующиеся в
оказании помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами).
Особое значение имеет организация
консультативной помощи и проведение мотивирующих воздействий в учреждениях, оказывающих
наркологическую или психиатрическую помощь,
помощь при отравлениях,
инфекционных заболеваниях;
Слайд 63Получить консультативную помощь
учреждения социальной помощи;
места досуга,
общественные организации;
группы взаимопомощи;
СМИ.
Слайд 64Принципы реабилитации
1. Добровольное согласие на участие в реабилитационных мероприятиях.
Получение согласия
реабилитанта (или его законного представителя) на участие в реабилитационном процессе.
Подписание между больным наркоманией (или его законным представителем) и реабилитационным учреждением договора или контракта, с указанием прав и обязанностей сторон, условий, по которым возможно досрочное расторжение договора.
Слайд 65Принципы реабилитации
2. Прекращение приема психоактивных веществ.
Принципиальным является формирование мотивации (установки)
пациента на полный отказ от всех основных видов психоактивных веществ.
Слайд 66Принципы реабилитации
3. Конфиденциальность.
Все участники реабилитационного процесса должны уважать право больного
наркоманией на неразглашение информации относительно его участия в реабилитации.
Передача
информации третьим лицам возможна только с согласия самих реабилитантов, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Слайд 67Принципы реабилитации
4. Системность реабилитационных мероприятий.
Реабилитационные программы строятся на объединении и
координации комплекса воспитательных, образовательных, психологических, медицинских и иных реабилитационных мероприятий
и на интеграции усилий всех заинтересованных лиц.
Обеспечивается согласованными усилиями специалистов различного профиля, взаимодействующих в одной структуре (команде, бригаде).
Слайд 68Принципы реабилитации
5. Этапность реабилитационных мероприятий.
Реабилитация строится поэтапно с учетом объективной
оценки реального состояния больного наркоманией и его закономерной динамики.
Основные
этапы реабилитации:
• Начальный этап (вхождение в реабилитационную программу),
• Развернутый этап,
• Завершающий этап (выход из реабилитационной программы).
Слайд 69Принципы реабилитации
6. Позитивная направленность реабилитационных мероприятий.
Вместо хронических конфликтных взаимоотношений с
социумом у больного должна вырабатываться позитивная личностная направленность.
Это достигается
путем ориентации реабилитационных мероприятий на принятие, поддержку и поощрение.
Создается атмосфера, обеспечивающая личностный рост и развитие.
Слайд 70Принципы реабилитации
7. Ответственность.
В ходе реабилитационного процесса больные становятся все более
самостоятельными, обучаются принятию и осуществлению ответственных решений, освобождаются от гиперопеки.
Большое значение имеет самостоятельное ответственное решение об отказе от психоактивных веществ.
Слайд 71Принципы реабилитации
8. Включение в реабилитацию основных значимых других лиц.
консультирование, диагностику
и коррекцию проблем, существующих у членов семьи и значимых других
лиц из ближайшего окружения больного наркоманией.
Участие значимых других лиц в процессе реабилитации специально оговаривается в контракте для работы с реально существующими проблемами.
Слайд 72Принципы реабилитации
9. Реорганизация жизненной среды и формирование реабилитационной среды.
Осуществление многосторонней
поддержки социально-приемлемого поведения и соответствующих изменений образа жизни больного наркоманией
через воздействие на все компоненты жизненной среды.
Процесс реабилитации требует создания специальной реабилитационной среды, оказывающей терапевтическое воздействие на данное лицо.
Слайд 73Принципы реабилитации
10. Дифференцированный подход к реабилитации различных групп больных наркоманией.
Предполагается
наличие спектра дифференцированных реабилитационных программ и включение в них данных
лиц с учетом их реабилитационного потенциала и в соответствии с показаниями и противопоказаниями.
Слайд 74Принципы реабилитации
11. Непрерывная поддержка больного наркоманией.
Лицу, злоупотребляющему ПАВ, оказывается комплексная
социальная и личностная поддержка как на протяжении периода участия в
реабилитационной программе, так и после ее завершения .
Слайд 75Основные методики лечения наркотической зависимости
1. Применение лекарственных средств, направленных на
уменьшение симптомов абстиненции. Ликвидировать желание употреблять наркотики таким образом невозможно.
2. Метод Назаралиева. Введение высоких доз атропина, чтобы больной во время абстиненции находился в состоянии оглушения. После серии атропиновых ком больные проходят месячный курс психотерапии. При применении атропина есть риск для состояния здоровья пациентов.
Слайд 76Основные методики лечения наркотической зависимости
3. Дезинтоксикация организма (так называемая "чистка
крови").
4. Рефлексотерапия. Способ изменять к лучшему физическое и душевное состояние
человека, но не его отношение к наркотикам.
Слайд 77Основные методики лечения наркотической зависимости
5. Заместительная терапия ("Метадоновая программа").
6. Противорецидивная
терапия. Ставка делается на инстинкт самосохранения, так как возврат к
употреблению наркотиков может привести к смерти или к катастрофическому ухудшению здоровья.
Слайд 78Основные методики лечения наркотической зависимости
7. Личностно-ориентированная психотерапия (меняется личность человека).
Это длительный дорогостоящий процесс, к тому же для этого нет
достаточного количества квалифицированных специалистов.
Слайд 79Методы психотерапии и психо-социальной реабилитации
• методы-техники, которые могут использоваться в
разных целях:
аутогенная тренировка,
гипноз,
дискуссия,
ролевая игра.
Слайд 80Методы психотерапии и психо-социальной реабилитации
• методы, определяющие условия психотерапии:
семейная,
поддерживающая,
стационарная,
амбулаторная.
Слайд 81Методы психотерапии и психо-социальной реабилитации
• методы как инструменты воздействия
индивидуальные,
групповые,
массовые.
Слайд 82Методы психотерапии и психо-социальной реабилитации
методы, характеризующие тип психотерапевтического вмешательства
(стиль психотерапии)
директивная,
недирективная.