Слайд 1Тема
Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации
Слайд 2Рассматриваемые вопросы:
Информационный ресурс — основа информатизации экономической деятельности
Структура и принципы
построения информационной системы
Информационные технологии, их развитие и классификация
Слайд 3Информационный ресурс — основа информатизации экономической деятельности
Слайд 4Информационные ресурсы - новый вид ресурсов
Конгресс ЮНЕСКО, 1975 г., Испания:
Экономический
потенциал страны наряду с традиционными показателями национального богатства и экономики
(численность населения, национальный доход, богатство природных ресурсов и т.п.) характеризуется и информационной вооруженностью;
Информационная вооруженность - способность быстро и качественно обрабатывать информацию, возникающую во всех сферах деятельности общества.
Слайд 5Смена приоритетов
Оценка потенциала:
золотой запас
богатство природных ресурсов
размер территории
выгодное месторасположение,
численность населения
Стратегический ресурс:
капитал
Оценка потенциала:
внешнеторговый баланс профессиональных знаний
рынок лицензий
специальные
“комплекты знаний” о производственных процессах
консультационные услуги в административно-управленческой области, технике маркетинга
другие способы коммерческой реализации непосредственно самих знаний
Стратегический ресурс:
информация, знания
Индустриальное общество
Информационно-индустриальное общество
Слайд 6Информационные ресурсы и экономическая информация
Информационные ресурсы - информация, зафиксированная на
материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах,
банках и др.).
Экономическая информация - неотъемлемая и наиболее важная составляющая информационных ресурсов общества:
информация, отражающая и обслуживающая процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;
Слайд 7Разновидности экономической информации
По стадиям возникновения:
исходная (первичная):
планово-директивная;
учетно-отчетная .
производная (вторичная):
промежуточная;
окончательная (результатная).
По принадлежности:
Сфера
материального производства:
по отраслям и подотраслям экономики;
Сфера нематериального производства;
по отраслям и
подотраслям экономики.
По временным стадиям управления:
Прогнозная;
Плановая;
Учетная
Для анализа хозяйственной деятельности;
Для оперативного управления;
Для составления отчетности.
По стадиям воспроизводства и элементам производственного процесса:
Снабжение;
Производство;;
Распределение;
Потребление.
По критериям соответствия отражаемым явлениям:
Достоверная;
Недостоверная.
По полноте отражения событий:
Достаточная (полная),
Недостаточная;
Избыточная.
По стабильности во времени:
Постоянная (условно-постоянная);
Переменная :
По отношению к процессу обработки в системах управления:
Входная;
Промежуточная;
Выходная.
Классификационные
признаки
Слайд 8Требования к экономической информации
достоверность и полнота
ценность и
актуальность
ясность и понятность
Слайд 9Структура и принципы построения информационной системы
Слайд 10Понятие системы управления
Система – это упорядоченная совокупность разнородных элементов или
частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в
единое целое и функционирующих в интересах достижения единой цели (целей).
Каждая система включает в себя следующие компоненты:
Структура системы – множество элементов системы взаимосвязанных с собой.
Функции каждого элемента системы.
Вход и выход каждого элемента и системы в целом.
Цели и ограничения системы и ее отдельных элементов..
Слайд 11Понятие информационной системы
Информация, взаимосвязанная совокупность средств и методов ее обработки
и персонал, реализующий информационный процесс, образуют информационную систему.
Информационная система представляет
собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте. Она включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал.
Слайд 12Автоматизированная информационная система (АИС)
Процедуры информационного процесса могут выполняться в ИС
вручную или с использованием различных технических средств.
В этой связи различают
неавтоматизированные и автоматизированные информационные системы
Слайд 13Структура и принципы построения информационной системы
ИС независимо от сферы
их применения включают следующие компоненты:
функциональные компоненты;
компоненты системы обработки данных;
организационные компоненты.
Слайд 14Функциональные компоненты
Функциональные компоненты составляют содержательную основу информационной системы и включают
совокупность комплексов задач и процедур обработки, реализующих функции системы.
Слайд 15Система обработки данных
Основной функцией системы обработки данных (СОД) является реализация
типовых операций обработки данных: сбор, регистрация и перенос информации на
машинные носители; передача информации в места ее хранения и обработки; и.д.
Для реализации функций СОД используется техническое, информационное, программное, математическое, лингвистическое, правовое, эргономическое обеспечение.
Слайд 16Информационное обеспечение
Информационное обеспечение (ИО)
представляет собой совокупность проектных решений по объемам,
размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС.
включает:
Слайд 17Техническое обеспечение
Техническое обеспечение (ТО)
представляет собой комплекс технических средств (КТС) сбора,
хранения, передачи, обработки и представления информации, необходимых для обеспечения работоспособности
и эффективности функционирования ИС.
Слайд 18Математическое обеспечение
Математическое обеспечение (МО)
представляет собой совокупность математических методов, моделей и
алгоритмов обработки информации, используемой при решении функциональных задач.
включает:
Слайд 19Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО)
представляет собой совокупность программ, реализующих функции и
задачи ЭИС.
включает:
Слайд 20Лингвистическое обеспечение
Лингвистическое обеспечение (ЛО)
объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного
языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователя
со средствами вычислительной техники
включает:
Слайд 21Организационное обеспечение
Организационное обеспечение (ОО)
определяет порядок организационных отношений и перечень функций,
которые должна выполнять каждая структурная единица (например, подразделение, отдел, отдельный
сотрудник), функционирующая в условиях ЭИС
необходимо для обеспечения взаимодействия персонала ЭИС с техническими средствами и между собой в процессе решения управленческих задач.
реализуется в различных методических и руководящих материалах на всех стадиях жизненного цикла ИС и ИТ.
Слайд 22Эргономическое обеспечение
Эргономическое обеспечение (ЭО)
комплекс методов и средств, позволяющих сформировать требования
к рабочим местам, условиям работы персонала и обеспечивающих подготовку и
высокоэффективную деятельность каждого работника по освоению и эксплуатации ЭИС;
включает:
комплекс документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, условиям работы персонала, программному обеспечению (дизайн экранов) и т.д.;
набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и эргономическая экспертиза их реализации;
комплекс методов, учебно-методических материалов и технических средств, позволяющих сформулировать требования к уровню подготовки персонала и создать систему отбора кадров;
комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность работы специалистов в условиях ИС.
Слайд 23Правовое обеспечение
Правовое обеспечение (ПрО)
регламентирует процесс создания и функционирования ИС и
определяет, каким образом необходимо выполнять функции пользователям системы.
включает:
совокупность нормативных актов,
устанавливающих и закрепляющих договорные отношения разработчика и заказчика в процессе создания и функционирования системы;
различные внутренние инструкции организации;
законодательные акты, инструкции вышестоящих органов
Слайд 24Оpганизационные компоненты
В самостоятельное направление обычно выделяются opганизационные компоненты, это связано
с особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании ИС.
Слайд 25Информационные технологии, их развитие и классификация
Слайд 26Понятие информационной технологии
Процессы управления, протекающие в информационной системе, отражаются в
виде информационных процессов, реализуемых с помощью различных информационных технологий.
Информационная
технология (ИТ) является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование).
Слайд 27Классификация информационных технологий