Слайд 1ТЕМА 2
ПРЕДМЕТ, ВИДЫ АХД И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ
НАУК
Слайд 21. Предмет и объекты АХД
2. Содержание и задачи АХД
3.
Принципы АХД
4. Связь АХД с другими науками
Слайд 62. Типология видов АХД
По отраслевому признаку
По признаку времени
По пространственному признаку
По
объектам управления
По субъектам управления
По методике исследования
По содержанию аналитической программы и
т.д.
Слайд 7По отраслевому признаку
1. Отраслевой анализ
промышленности
торговли
строительства
сельского хозяйства
транспорта и т.д.
2. Межотраслевой анализ (Теория АХД), который
является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики.
Слайд 8По признаку времени
1. Предварительный (перспективный):
краткосрочный
долгосрочный (стратегический)
2. Последующий (ретроспективный):
оперативный
итоговый
Слайд 9По пространственному признаку
внутрифирменный
межфирменный
бенчмаркинг
Бенчмаркинг
-- это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях для поддержания и достижения преимуществ в конкуренции.
Слайд 10Бенчмаркинг помогает:
понять суть расхождений между достигнутыми результатами предприятия
и лидерами,
делает менеджеров более чувствительными и восприимчивыми к
необходимости поиска новаций,
создает базу для инновационной деятельности,
помогает высшему руководству в оптимизации стратегических и тактических управленческих решений по ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на рынке продуктов и услуг.
Слайд 11По аспектам исследования
Технико-экономический анализ
Финансовый анализ
социально-экономический анализ
экономико-статистический анализ
экономико-экологический анализ
маркетинговый анализ
инвестиционный
анализ
функционально-стоимостной анализ
институциональный анализ и т.д.
Слайд 12Технико-экономический анализ
изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние
на экономические результаты деятельности предприятия. Направлен на изучение органи-зационного и
научно-технического уровня предприятия, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия.
Слайд 13Финансовый анализ
основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании
финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости.
Слайд 14социально-экономический анализ
изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг
на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Его
цель – выявление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улучшения условий труда, повышения уровня мотивации труда, направленных на повы-шение эффективности функционирования предприятия.
Слайд 15Экономико-экологический анализ
Используется для исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных
с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Его цель – обоснование тактической и стратегической политики по вопросам охраны окружающей среды, создания экологически чистой продукции, безопасного производства и повышения эффективности природоохранных мероприятий.
Слайд 16Маркентинговый анализ
для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и
сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска,
формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
Слайд 17Инвестиционный анализ
используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности
субъектов хозяйствования
Слайд 18Функционально-стоимостный анализ (ФСА)
исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации.
Его основное назначение в том, чтобы используя достижения НТП выявить
ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д.
Слайд 19Институциональный анализ
В ходе его оценивается организационная, правовая, политическая
обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучается нормативная
база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними.
Слайд 20По методике изучения объектов
качественный
количественный
экспресс-анализ
фундаментальный анализ
ситуационный
маржинальный
экономико-математический
SWOT-анализ и др.
Слайд 21Качественный анализ
это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках
и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов
Слайд 22Количественный (факторный) анализ
основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности
экономических явлений к изменению различных факторов
Слайд 23Экспресс-анализ
представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных
признаков, характерных для определенных экономических явлений
Слайд 24Фундаментальный анализ
представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с
использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Слайд 25Ситуационный анализ
предназначен для решения конкретных управ-ленческих задач в
условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политиче-ской и т.п.). Для его
проведения требуется системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях неопределенности.
Слайд 26Маржинальный (предельный) анализ
это метод оценки и обоснования эффективности
управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи «затрат
- объема продаж - прибыли» и деления затрат на постоянные и переменные.
Слайд 27Экономико-математический анализ
С его помощью выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи-ческой
задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного
использования производственного потенциала предприятия.
Слайд 28SWOT-анализ
используется в стратегическом планировании, аббревиатура названия которого представляет
первые буквы названий соответствующих разделов:
strengths -- сила,
weaknesses -- слабость, opportunities -- возможности, threats – угрозы.
Его назначение установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса.
Слайд 29По субъектам (пользователям) анализа
внутренний (управленческий) анализ
внешний анализ
Слайд 30По степени охвата изучаемых объектов
сплошной
выборочный
Слайд 31По содержанию программы
комплексный
тематический