Слайд 1Тема 2. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
Вопросы:
Понятие и виды конкуренции
Субъекты конкуренции
Антимонопольное
законодательство
Понятие и виды монополий
Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
Антимонопольные
органы
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
Слайд 2Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке...
Слайд 31. Понятие и виды конкуренции
В период обострившегося торгово-экономического соперничества, в
том числе на международных рынках, рост объемов поставок во многом
зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на рынке. Однако вследствие изменения обшей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место вышли «неценовые» факторы конкуренции — качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.
В современных условиях передовой формой конкуренции является развитие новых бизнес-моделей и продуктов. На этом фоне говорят о создании виртуальной экономики, в которой применяются различные виды электронной коммерции и торговли (Internet trading, business и др.).
Слайд 4На состояние конкурентной среды в России заметное влияние оказывает монополизм
предприятий-изготовителей. В нашей стране монополизм, порожденный общенародной (государственной) собственностью, достиг
в то время гигантских размеров и проявлялся на всех направлениях и уровнях. По мнению Дж. Росса, экономического советника группы членов лейбористкой партии британского парламента, «российская экономика ближе к полностью монополизированной, чем любая другая на Западе. Более того, надежды правительства России, рассчитывающего на то, что приватизация либо международная конкуренция изменят здесь положение, представляются иллюзорными». Действительно, тотальная приватизация имущества хозяйствующих субъектов не привела и не могла привести к значительному ограничению монополистической деятельности на товарных и иных рынках. Напротив, она во многом способствовала разбазариванию общенародного (государственного) имущества, привела к переделу собственности. «Кавалерийские» темпы приватизации нанесли сильный удар по предприятиям многих отраслей народного хозяйства, особенно оборонной промышленности.
Слайд 5Конечно, в сфере конкуренции и ограничения монопольного положения хозяйствующих субъектов
наблюдается определенный прорыв. Считается, что наиболее конкурентными (прежде всего на
внутреннем рынке) являются отрасли и предприятия, ориентированные на потребительский рынок. Это легкая, пищевая, мебельная, полиграфическая и другие отрасли промышленности. Наблюдаются положительные сдвиги в развитии конкуренции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов. Вместе с тем пока не удалось осуществить инвестиционный, инновационный прорыв в реальном секторе экономики, изменить структуру народного хозяйства в пользу наукоемких отраслей.
Слайд 6Конкуренция — сложное и многогранное явление. В экономической науке существует
две основные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкуренция есть
результат (состояние), согласно второй — процесс и метод. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отношений между взаимосвязанными элементами (продавцами и покупателями). Сторонники теории конкуренции как процесса и метода (М. Портер, А. Смит) используют состязательный и ролевой подходы. С позиции ученых — приверженцев состязательного подхода основное содержание конкуренции — это борьба (процесс соревнования, состязаний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара.
Сторонники ролевой теории (например, И. Шумпетер, Ф., В. А. Новиков и др.) видят конкуренцию через призму выполняемых ею экономических функций. Конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с процессом формирования хозяйственных пропорций на основе соперничества хозяйствующих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг.
Слайд 7Ряд ученых-экономистов объединяют все изложенные выше признаки конкуренции (комплексный подход).
Ученые-юристы дают определение конкуренции с учетом экономической природы данного явления.
По мнению С. Э. Жилинского, в широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели.
Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли (т.е. состязательный подход).
Слайд 8Легальное определение конкуренции содержится в Федеральном законе «О защите конкуренции»
№ 135-ФЗ от 26.07.2006 г.
В соответствии со ст. 4
Закона конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. И вновь обращает на себя внимание состязательный подход, но уже на законодательном уровне, к определению экономической сущности конкуренции.
Слайд 9С позиции законодателя основная цель конкуренции — ограничение монополистического положения
хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке. Вместе с тем вряд ли
можно согласиться с таким односторонним акцентом при характеристике конкуренции. Ведь главная черта соревнования (соперничества, состязательности) между участниками рынка заключается в достижении результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Именно в этом направлении следует идти в поисках и раскрытии экономической сущности конкуренции.
Слайд 10Виды конкуренции
Как экономическая категория конкуренция по содержанию не однородна и
может быть классифицирована на отдельные виды. В литературе с учетом
количества и «удельного веса» на рынке производителей различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Основными признаками свободной конкуренции являются:
неограниченное число участников конкуренции;
абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;
продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов);
неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами (неценовые методы не практикуются);
полная информированность каждого участника конкуренции.
Слайд 11Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным
производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, ОАО «Газпром»).
Слайд 12Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые
производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего
неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.
Слайд 13И, наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера
можно привести предприятия металлургического комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют
на рынке). К их числу относятся, например, открытые акционерные общества «Магнитогорский металлургический комбинат», «Нижне-Тагильский металлургический комбинат», «Мечел».
Слайд 14С учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.
При
ценовой конкуренции продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством
изменений в цене.
Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продукции; создание новой продукции для удовлетворения определенных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих товару. Большое значение придается таким показателям, как надежность, производительность, энергоемкость, экологичность и др. В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим показателям, а также товарным знакам и фирменным наименованиям.
В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Слайд 15В настоящее время существуют две основные проблемы:
Первая проблема — становление
и развитие в России антидемпингового законодательства. В указанном направлении пока
делаются лишь первые шаги. На практике же предприятия нередко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие, либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах Запада действует антидемпинговое законодательство и осуществляют свою деятельность одноименные органы. При нарушении императивных предписаний к российским предприятиям-экспортерам применяются серьезные меры ответственности.
Слайд 16Вторая проблема связана с определением высокой монопольной и низкой монопольной
цены в каждой конкретной ситуации. Действующее законодательство не вносит достаточной
четкости в регулирование рассматриваемых вопросов. Отсутствуют методика определения монопольных цен и информация о ценообразовании. Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако в отношении хозяйствующих субъектов в других сферах, систематически завышающих цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов нет.
Слайд 17Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. В соответствии
с Законом о защите конкуренции (ст. 4) недобросовестная конкуренция —
любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Слайд 18На практике недобросовестная конкуренция выражается в следующих формах:
в демпинговых ценах
— продаже товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости;
в злоупотреблении
монопольным положением на товарном рынке;
в установлении дискриминационных цен или коммерческих условий и др.
Слайд 19Недобросовестная конкуренция и незаконная конкуренция — несовпадающие понятия. Недобросовестная конкуренция
может противоречить не только законодательству и обычаям делового оборота, но
и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Слайд 202. Субъекты конкуренции.
Закон о защите конкуренции (ст. 4) использует
понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая организация», «группа лиц».
Под хозяйствующим субъектом
понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Не являются хозяйствующими субъектами в контексте Закона о защите конкуренции органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, поскольку все они не могут в силу Закона осуществлять предпринимательскую деятельность, а также публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования).
Слайд 21Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Это кредитная
организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования,
фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Слайд 22Группа лиц — совокупность юридических и физических лиц, которые в
результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга
рассматриваются как единый субъект рынка (ст. 9 Закона)
Отметим, что группа лиц не является юридическим лицом, а потому не обладает статусом субъекта гражданского права. Группа лиц — широкое понятие, и в этом качестве оно является родовым в отношении такого понятия, как «объединение юридических лиц».
Слайд 23Группа лиц и аффилированные лица — это перекрещивающиеся понятия. В
новом Законе о защите конкуренции отсутствуют и определение понятия «аффилированные
лица», и само понятие. Законодатель оставил в практически отмененном Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» положения (абз. 26 и след. ст. 4) об аффилированных лицах. Аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Слайд 243. Антимонопольное законодательство
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона
о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, Гражданском
кодексе и состоит из настоящего Закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Далее в п. 2 ст. 2 Закона отмечается, что соответствующие отношения могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Слайд 254. Понятие и виды монополий.
Слово «монополия» имеет греческое происхождение
(monos — один, единственный; poleo — продавец). Дословно монополия означает
«один продавец».
В литературе, преимущественно экономической, существуют различные точки зрения по поводу монополии как экономической категории.
Представители системного (структурного) подхода считают монополией исключительное (читай: монопольное) положение, в котором находится хозяйствующий субъект на товарном рынке. Исключительность положения состоит в том, что данный субъект сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. В конечном итоге это позволяет ему (субъекту) осуществлять диктат над потребителями и другими участниками рыночных отношений.
Сторонники поведенческого подхода рассматривают монополию в качестве особого поведения господствующего на рынке субъекта в целях использования своего положения в собственных интересах.
Сторонники ролевого (функционального) подхода подчеркивают отрицательные последствия монополизации той или иной сферы хозяйствования. По их мнению, монополия способствует несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. Ярким представителем этого подхода был и остается ученый-экономист А. Смит.
Слайд 26Монополия (равно и естественная монополия) есть экономико-правовое явление. Оно (явление)
экономическое по содержанию, но правовое по форме.
В этом качественном
состоянии монополия характеризуется, во-первых, доминирующим положением хозяйствующего субъекта на определенном сегменте рынка, во-вторых, особыми (исключительными) правами хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка.
Слайд 27Итак, монополия есть такое состояние товарного рынка, в котором хозяйствующий
субъект занимает доминирующее положение на определенном сегменте товарного рынка при
осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Виды монополий. В литературе обычно выделяют три вида монополий:
а) закрытая (законная) монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (например, государственная монополия);
б) естественная монополия — сфера экономики, где весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например, железнодорожная перевозка);
в) открытая (временная) монополия, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком товара, а его конкуренты могут появиться на том же рынке позже.
Слайд 28Однако при внешней привлекательности указанная классификация страдает таким серьезным недостатком,
как отсутствие единого критерия (основания) деления. В связи с этим
непонятно, как соотносятся между собой закрытая и открытая монополии, поскольку первая является законной, а вторая — лишь временной (хотя было бы логично назвать ее незаконной). Кроме того, в данную классификацию не вписывается естественная монополия: является ли она закрытой или открытой?
Слайд 29Более логично использовать такой критерий, как защищенность монополии от конкуренции.
С учетом этого критерия монополии можно подразделить на защищенные от
конкуренции и незащищенные.
К числу первых относятся монополии:
1) непосредственно регулируемые государством;
2) обладатели исключительных прав.
Монополии, непосредственно регулируемые государством, — это государственные монополии и естественные монополии. Остальные монополии не защищены от конкуренции, а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) рыночной экономики и предпринимательства.
Слайд 30Монополии можно классифицировать и по другим основаниям (например, в зависимости
от степени государственного регулирования, характера происхождения, сферы деятельности).
Так, в
зависимости от характера происхождения монополии следует подразделить на естественные и искусственные.
Используя такой критерий, как степень государственного регулирования, монополии можно классифицировать на непосредственно (прямо) регулируемые государством и опосредованно регулируемые государством.
С учетом сферы деятельности можно говорить о монополиях в области газовой и нефтяной промышленности, транспорта и связи и т. д.
Слайд 31В антимонопольном законодательстве отсутствует определение понятия «монополия». Однако в законодательстве
существуют близкие понятия: «доминирующее положение», «монополистическая деятельность», «естественная монополия».
Слайд 32. Доминирующее положение (ст. 5)
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта
(группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке
определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Слайд 33Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля
которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только
при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Слайд 342. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за
исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не
превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 настоящей статьи случаев.
Слайд 353. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих
субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в
совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
Слайд 362) в течение длительного периода (в течение не менее чем
одного года или, если такой срок составляет менее чем один
год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
Слайд 373) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть
заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении
в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Слайд 384. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в
суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном
рынке не может быть признано доминирующим.
5. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
6. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов.
Слайд 396.1. По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим
признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара
составляет менее чем тридцать пять процентов и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:
1) хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
4) изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.
Слайд 406.2. Положение хозяйствующего субъекта по указанным в части 6.1 настоящей
статьи основаниям может быть признано доминирующим в случае, если антимонопольным
органом положение такого хозяйствующего субъекта не признано доминирующим по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 6 настоящей статьи.
Слайд 417. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной
организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством
Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Слайд 428. При проведении предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 23
настоящего Федерального закона анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку
обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Слайд 43Естественная монополия
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение
спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу
технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;...
Слайд 44Сферы деятельности субъектов естественных монополий (Федеральный закон от 17.08.1995 N
147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О естественных монополиях")
законом регулируется деятельность субъектов
естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов.
Слайд 45Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий (Статья 5. )
1. Для
регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы
исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Слайд 46Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (ст.6)
Органами регулирования естественных монополий
могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее
- методы регулирования):
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Слайд 47Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при
вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям,
осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
Слайд 48Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на
которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на
эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Слайд 49Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии
В целях проведения эффективной
государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования
естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
(ст. 7, Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О естественных монополиях")
Слайд 50Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
В соответствии с п.
10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность —
это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Слайд 51Из нормативного определения монополистической деятельности вытекают следующие основные признаки.
Во-первых,
монополистическая деятельность — вид человеческой деятельности, состоящей из совокупности действий,
операций, поступков. И не только. В состав монополистической деятельности входит также бездействие.
Во-вторых, Закон о защите конкуренции называет формы монополистической деятельности:
а) злоупотребление доминирующим положением;
б) запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия; иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью в соответствии с федеральными законами.
Слайд 52Последняя форма монополистической деятельности буквально звучит так: такие действия могут
быть не только неправомерными, но и правомерными. Хотя в учебной
и научной литературе монополистическая деятельность характеризуется как неправомерная со всеми признаками правонарушения.
Слайд 54Антимонопольные органы.
В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная
антимонопольная служба России (ФАС). Статус ФАС России основывается на ст.
10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.
Слайд 55Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за
соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.
Слайд 56Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои
территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким образом,
федеральная система антимонопольных органов России состоит из ФАС и территориальных органов (управлений). Территориальные органы создаются федеральным антимонопольным органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, актами федерального законодательства, на основе Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службе.
Слайд 57Основными функциями ФАС России являются:
а) организационная;
б) контрольная;
в)
репрессивная.
Статья 22 Закона о защите конкуренции содержит развернутый перечень
основных функций антимонопольного органа в контексте предмета и целей настоящего Закона.
Слайд 58Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
1. обеспечивает государственный контроль за
соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными
органами или организациями, осуществляющими эти функции, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности виновных лиц, органы и организации за такие нарушения;
Слайд 593. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства
органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями,
осуществляющими данные функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Слайд 60Реализуя свои основные задачи и функции, ФАС России и ее
территориальные органы (управления) обладают широкими полномочиями (компетенцией). В ст. 23
Закона о защите конкуренции сформулированы основные полномочия антимонопольного органа, которые также можно сгруппировать с учетом вышеназванной классификации функций. К ним относятся полномочия, направленные:
а) на осуществление организационных и регулятивных функций (например, утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных ст. 32 Закона);
Слайд 61б) осуществление контрольных функций (например, осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ,
контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках
определенных товаров, в том числе на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары);
в) пресечение нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, местного самоуправления, а также иными органами и организациями (например, право давать субъектам обязательные для исполнения предписания).
Данный перечень полномочий не является исчерпывающим.
Слайд 62В порядке иллюстрации и сравнительного анализа можно привести следующие группы
полномочий ФАС России:
возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства
(подп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Глава 9 Закона посвящена рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, т. е. получила легальную прописку административная форма рассмотрения дел. Здесь нет экономического спора и соответственно искового заявления. Такого рода дела рассматриваются специально созданной комиссией;
Слайд 632. выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции,
хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Причем спектр предписаний для
хозяйствующих субъектов является достаточно широким. Такие же предписания выдаются органам государственной власти, местного самоуправления, иным органам и организациям, осуществляющим эти функции, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам. Однако круг предписаний заметно ограничен;
3. вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства
………………..