Слайд 1Тема 2. Денежные потоки предприятия, их характеристики и способы определения.
Слайд 2Понятие и характеристика денежного потока корпорации
Денежный
поток корпорации (Cash Flow) - это разница между всеми поступившими
денежными средствами (притоками) и всеми выплаченными предприятием денежными средствами (оттоками) за определенный период.
Слайд 3Характеристика денежного потока предприятия.
наличность
налоги
Основные и оборотные фонды,
общехозяйственные и
накладные расходы
Продукт
или
услуга
Счета к получе-
нию (дебиторы)
Безнадежные
долги
Инвесторы
Высоколик-
видные
ценные
бумаги
Креди-
торы
Слайд 4Показатели денежного потока предприятия
Денежный поток от основной деятельности
Денежный поток от
инвестиционной деятельности
Денежный поток от финансовой деятельности
(Находит отражение в
Ф № 4 «Отчет о движении денежных средств»)
Слайд 5Денежный поток от основной деятельности
Слайд 6Денежный поток от инвестиционной деятельности
Слайд 7Денежный поток от финансовой деятельности
Слайд 8Информация по денежным потокам корпорации дает представление:
О степени зрелости организации
О
приоритетных направлениях развития
О рыночной активности
О финансовой устойчивости
Слайд 9Различают:
Негативный денежный поток – в котором оттоки превышают притоки.
Позитивный денежный
поток – в котором притоки больше оттоков
Дисконтированный денежный поток
(DCF)– в котором денежный поток будущих периодов приведен к условиям настоящего времени с помощью коэффициента дисконтирования.
Свободный денежный поток (FCF) – сумма денежных средств, которая остается у фирмы после всех инвестиций, необходимых для роста, и которая может быть выплачена инвесторам (собственникам).
Слайд 10
Наиболее часто применимым является показатель дисконтированного денежного потока, так как
горизонт финансового планирования и прогнозирования может быть довольно отдаленным от
того временного периода, когда осуществляется расчет базовых финансовых показателей на будущее.
Слайд 11Приведенная стоимость и альтернативные издержки
Ключевые термины:
Present Value –
приведенная стоимость
Discount Factor – коэффициент дисконтирования
Discount Rate – ставка дисконтирования
Net
present Value – чистая приведенная стоимость
NPV Rule- правило чистой приведенной стоимости
Rate of Return – доходность
ROR Rule – правило доходности
Opportunity Cost of Capital – альтернативные издержки привлечения капитала
Слайд 12Коэффициент дисконтирования
Где:
r – ставка дисконтирования – ставка доходности, применяемая
для вычисления приведенной стоимости будущих денежных потоков
t- число периодов (лет),
за который рас-
считывается денежный поток
NB! Ставка дисконтирования может быть безрисковой
в одних ситуациях и основанной на компенсации за
риск – в других.
Слайд 13
ПРИВЕДЕННЫЙ ДОХОД
– это будущие денежные поступления, приведенные
к настоящей стоимости (Present Value, PV).
PV = FV / (1 + r)t,
где
FV – будущая стоимость денежных поступлений (доходов) (Future Value);
r – ставка дисконтирования в долях единицы;
t - расчетный период (лет, месяцев).
Слайд 14ЧИСТЫЙ ПРИВЕДЕННЫЙ ДОХОД
– это разница между приведенными к
настоящей стоимости (путем дисконтирования) суммами денежных поступлений за прогнозный период
и инвестированными в предприятие денежными средствами.
NPV = PV – IC,
где
IC – сумма инвестиций.
Слайд 15
Правило чистой приведенной стоимости: осуществлять инвестиции, имеющие положительную чистую
приведенную стоимость
Слайд 16Тема 3. Управление финансовыми ресурсами корпорации
Слайд 17Понятие финансовых ресурсов предприятия.
Финансовые ресурсы представляют собой капитал,
который будучи вложенным в хозяйственную деятельность и последовательно пройдя все
стадии производственно-коммерческого цикла (кругооборот капитала) приносит доход.
Слайд 18 Финансовые ресурсы предприятия
делятся
на 4 большие группы:
1.Фонды собственных средств.
1.1. Уставный капитал – стоимостная
оценка вкладов, инвестированных собственниками (участниками, учредителями) в имущество организации и предназначенных для обеспечения уставной деятельности.
Слайд 191.2. Добавочный капитал – не связанные с хозяйственной деятельностью источники,
увеличивающие собственные средства организации. Сюда относятся, в частности:
-эмиссионный доход АО
( суммы средств, полученные сверх номинальной стоимости размещенных акций , за минусом расходов по их продаже);
Результаты переоценки основных средств, объектов капитального строительства и других объектов имущественного комплекса организации;
- Имущество, полученное безвозмездно;
-курсовые разницы, в случае когда участие в уставном капитале выражено в иностранной валюте и др.
Слайд 201.3. Резервный капитал – часть накопленного капитала фирмы. Формируется в
установленном законом порядке и имеет строго целевое назначение. Средства резервного
капитала предназначены для покрытия убытков, выкупа облигаций и акций АО при отсутствии иного источника.
Резервный капитал создается в размере не менее 5% от размера уставного капитала. Пополняется за счет полученной чистой прибыли (не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).
Слайд 211.4. Нераспределенная прибыль – часть накопленного капитала, аккумулирующая не выплаченную
в виде дивидендов прибыль, которая является внутренним источником финансовых ресурсов
долговременного характера. Формируется нарастающим итогом в течение всего периода деятельности предприятия.
Слайд 221.5. Инвестиционный фонд –
Предназначен для финансирования капитальных вложений (в
т.ч. нематериальных активов) и прироста оборотных средств. В нем аккумулируются
амортизационные отчисления, отчисления от прибыли в части, предназначенной для развития производства, выручка от ликвидации выбывших и ненужных основных фондов и нематериальных активов, кредиты на инвестиционные цели и привлеченные средства (внутри холдинга и ФПГ — полученные в порядке целевого финансирования от головного предприятия)
Инвестиционный фонд является источником увеличения УК предприятия.
Слайд 231.6. Валютный фонд - Формируется на предприятиях, получающих валютную выручку
— главным образом на предприятиях-экспортерах. За счет средств этого фонда
покрываются затраты по заключению контрактов. Самостоятельного значения валютный фонд не имеет. Т.е. по сути — это фонд командировочных расходов. Можно обходиться и без него.
Слайд 24
2. Фонды заемных средств:
- Облигационные займы
— кредиты банка
— коммерческие
кредиты (займы предприятий)
— факторинг (продажа дебиторской задолженности)
— лизинг (аренда оборудования)
—
кредиторы
Слайд 25 3. Фонды привлеченных средств
— фонды потребления
— расчеты по дивидендам
—
резервы предстоящих расходов и платежей
- Бюджетное финансирование
Слайд 264. Оперативные денежные фонды
— для выплаты заработной платы
— для выплаты
дивидендов
— для платежей в бюджет
— прочие (погашение ссуд, резервы в
вышестоящие организации (для ХРГ и холдингов).
Слайд 27
Важнейшим вопросом в управлении финансами предприятия является определение стоимости капитала,
инвестированного в бизнес как за счет собственного, так и за
счет заемного капитала.
Слайд 28 Механизм поэлементной оценки собственного капитала корпорации-эмитента включает:
Расчет стоимости
используемого в отчетном периоде собственного капитала.
СК (Ке)=
(Чпа( DIV) х 100) : СКср, где
СК (Ке) – стоимость собственного капитала в отчетном периоде в %;
ЧПа (DIV) – сумма чистой прибыли, выплаченная акционерам;
СКср – средняя величина собственного капитала за период
Слайд 29Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигационного займа
Оценка на
основе ставки купонного процента, формирующего сумму периодичных купонных выплат.
ЗКо (Kdb)
– стоимость заемного капитала,%
Скп – ставка купонного процента,%
Нп – ставка налога на прибыль, доли ед.
Уэз – уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, доли ед.
Слайд 30Определение стоимости заемного капитала в виде кредита.
ЗКбк (Kdc) – стоимость
банковского кредита, %
СП – ставка процета за кредит,%
Нп – ставка
налога на прибыль, доли ед.
УРбк – уровень расходов заемщика по привлечению кредита в его сумме, доли ед.
Слайд 31Определение средневзвешенной цены капитала
Базовым моментом в управлении капиталом
является определение цены капитала по показателю средневзвешенной цены (стоимости) капитала
(WAСС – weighted average cost оf capital)
Под капиталом понимают все источники средств, используемые для финансирования активов и операций фирмы.
Слайд 32Wd - удельный вес заемного капитала в структуре финансовых ресурсов
корпорации
Wk– удельный вес собственного капитала
в структуре финансовых ресурсов корпорации
Kd –
цена заемного капитала (%)
Ke – цена собственного капитала (%)
Слайд 33Применение показателя WACC в финансовом менеджменте:
WACC может являться ставкой дисконтирования
при расчете денежных потоков корпорации в процессе финансового планирования.
Показатель WACC
применяется для определения порогового значения показателя экономической рентабельности корпорации при оценке эффективности ее деятельности.
Слайд 34Экономическая рентабельность отражает отношение показателя экономической прибыли корпорации к активам,
которые генерировали эту прибыль в течение финансового периода.
ЭР - экономическая
рентабельность;
EBIT – earnings before interest and taxes; доход до выплаты процентов и налогов;
A – активы корпорации.
Слайд 35Сформированный капитал по показателю WACC должен обеспечивать корпорацию финансовыми источниками
для дальнейшего развития.
WACC = ЭР
WACC < ЭР
WACC > ЭР
Слайд 36
Тема 4. Формирование финансовых ресурсов в процессе деятельности корпорации
Слайд 37
Основная масса финансовых ресурсов формируется в процессе основной деятельности предприятия,
т.е. в течение операционного цикла формирования выручки от реализации продукта.
Слайд 38Выручка от реализации представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный
период времени от результатов деятельности предприятия и является основным источником
формирования его собственных финансовых ресурсов
Слайд 39Факторы, влияющие на уровень выручки от реализации и зависящие от
деятельности предприятия:
В сфере производства:
1.1. объем производства
2.2. ассортимент выпускаемой продукции
2.3. качество
и конкурентоспособность продукции
2.4. ритмичность производства
2.5. Издержки (затраты) по выпуску продукции
Слайд 40Исходя из экономического содержания все расходы (затраты) предприятия модно разделить
на три группы:
расходы, связанные с получением прибыли
Расходы, не связанные с
получением прибыли
Принудительные расходы.
Слайд 41 Затраты предприятия выражаются в показателе себестоимости.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе
производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Слайд 42 В соответствии с законодательством
затраты на
производство объединяются в 5 групп:
Материальные затраты
Амортизация основных фондов
Затраты на оплату
труда
Отчисления на социальные нужды
Прочие затраты
Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.
Слайд 44Классификация издержек.
По характеру определения:
1.1. Явные, выраженные в количественных
показателях или бухгалтерские;
1.2. Неявные или экономические, выраженные, например,
в затратах труда собственника бизнеса, которые количественно неопределены.
Слайд 452. В зависимости от принимаемых решений затраты подразделяют на:
2.2. вмененные
(обязательные)
2.3. альтернативные (возможные с точки зрения оптимальности)
3. По экономическому содержанию:
3.1.
Цеховые ( по центрам затрат);
3.2. Производственные (совокупность затрат, связанных с производством продукции);
3.3. Торговые (сбытовые);
3.4. Полные (затраты по производству и реализации продукции).
Слайд 464. По зависимости от объемов производства:
4.1. Условно
–переменные одноэлементные затраты. Они увеличиваются или снижаются пропорционально увеличению или
снижению объема производства;
4.2. Условно - постоянные одноэлементные затраты (фиксированные). Они не следуют за динамикой объемов производства;
4.3. Смешанные (комплексные) затраты – состоят из постоянной и переменной частей, которые при конкретных расчетах добавляются к соответствующей группе (постоянным или переменным затратам).
Слайд 47Факторы, влияющие на уровень выручки от реализации и зависящие от
деятельности предприятия:
2. В сфере обращения:
2.1. Ритмичность поставок
2.2. Условия хозяйственных договоров
2.3.
Применяемые формы расчетов
2.4. Уровень цен
Слайд 48Ценообразовательный процесс с точки зрения управления финансами проходит поэтапно:
1 этап:
определение базовой цены. Т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых.
Сервисных компонентов и др.
2 этап: определение цены с учетом вышеуказанных компонентов.
Слайд 49Методы определения базовой цены
Метод полных издержек (Full Cost Pricing; Target
Pricing; Cost Plus Pricing);
Метод стоимости изготовления (переработки) (Conversion Cost Pricing);
Методы
определения цены на базе сокращенных затрат: метод прямых затрат (Direct Costing System) и метод маржинальных (предельных) издержек (Marginal Cost System)
Метод рентабельности (доходности) инвестиций (Return on Investment Pricing)
Семейство методов маркетинговых или рыночных оценок (Pricing based on Market Consideration)
Слайд 50Методы планирования выручки от реализации
Метод прямого счета
В
= Ц х Р
В – выручка от реализации
Ц – цена
без налогов в виде добавок к цене (НДС, акцизы и пр.)
Р – объем реализации продукции в натуральном виде
Слайд 512. Метод укрупненного расчета.
В = Он + Т – Ок,
где
Он (Ок) – остатки готовой продукции на складе и в
товарах отгруженных на начало (Он) и на конец (Ок) планируемого года
Т – выпуск товарной продукции
Слайд 52Аналитический метод прогнозирования выручки
Аналитический метод основан на определении
зависимости между ценами, выручкой и потребительском спросом.
Аналитическая зависимость:
А)
выручка растет прямо пропорционально росту спроса
Б) спрос растет обратно пропорционально росту цены
Слайд 53 Расчет влияния изменения цены на объем выручки в
нашем случае носит название эластичность спроса
Э =
% изм. В / % изм. Ц
если Э > 1, то спрос эластичен и повышение цены приведет к снижению суммарного объема выручки;
если Э< 1, то есть возможность снижения цен для достижения максимальной выручки
Слайд 54Важным аспектом является применение метода определения момента реализации:
В РФ применяется
2 метода:
По отгрузке – метод начислений
По оплате – кассовый метод
С целью налогообложения предприятия должны применять метод начислений
Исключение – предприятия, у которых ежеквартальная выручка за последние 4 квартала не превышала 1 млн. рублей.
Если предприятие применяет метод начислений, то оно имеет право на формирование резерва по сомнительным долгам за счет прибыли до налогообложения.
Слайд 55Распределение выручки от реализации
Выручка от реализации
- НДС
и акцизы (налоги, включаемые в
цену)
- Затраты на производство и
реализацию, включаемые в
себестоимость
= Прибыль от реализации
товарной продукции
Слайд 56Определение прибыли и ее виды
Налоговый кодекс определяет прибыль как полученный
доход от реализации и внереализационный доход, уменьшенный на величину произведенных
расходов, связанных с производством и реализацией, а также внереализационных экономически оправданных затрат.
Слайд 57Общий объем прибыли представляет собой валовую прибыль (EBITDA), которая включает
в себя:
Прибыль от реализации товарной продукции (Выручка от реализации минус
НДС, акцизы и затраты на производство и реализацию, включаемые в себестоимость)
Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера (подсобных сельских хозяйств, автохозяйств и прочих, находящихся на балансе основного предприятия)
Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества
Вереализационные доходы и расходы
Слайд 58Основные показатели прибыли:
Общая прибыль (убыток) отчетного года или Балансовая прибыль
(убыток).
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)
Прибыль от финансовой деятельности
Прибыль
от прочих внереализационных операций
Налогооблагаемая прибыль (EBIT)
Чистая прибыль
Консолидированная прибыль
Слайд 59Распределение чистой прибыли
Осуществляется предприятием в соответствии с финансовой политикой.
Фонды накопления
Фонды
потребления
Резервный фонд
Слайд 60Рентабельность.
Прибыль является абсолютным показателем результатов деятельности предприятия
Рентабельность – относительный показатель интенсивности производства. В общем значении –
это отношение прибыли к соответствующему объемному финансовому показателю.
Выделяют показатели:
Рентабельность (окупаемость) издержек производства
Рентабельность продаж
Рентабельность (доходность) капитала
Рентабельность активов
Слайд 61Порог рентабельности (точка безубыточности)
Для коммерческих предприятий очень важно
определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.
Порог рентабельности или критический объем выпуска продукции, когда прибыль равна нолю и нет убытков.
Слайд 62Из выручки от реализации продукции ( без НДС, акцизов и
т.п.) вычитаются условно-переменные издержки. Получаем маржинальную прибыль
Из маржинальной прибыли вычитаются
условно-постоянные издержки и определяется финансовый результат (прибыль или убыток)
3. Порог рентабельности = постоянные издержки / маржинальный доход в относительном выражении к выручке.
Слайд 63Пример. Выручка от реализации продукции составила 500 тыс.руб.
Условно-переменные издержки – 250 т.р.
Условно-постоянные издержки - 100
т.р.
Расчет точки безубыточности:
Рассчитаем маржинальную прибыль = 500 – 250 = 250т.р.
Рассчитаем процент маржинальной прибыли в выручке от реализации = 250 : 500 х 100% = 50%
Определим порог рентабельности = 100 : 0,50 = 200 т.р.
Слайд 64Запас финансовой прочности
Чем дальше предприятие удаляется от порога рентабельности, тем
больше запас финансовой прочности.
Запас финансовой прочности = выручка от реализации
– порог рентабельности
В нашем примере: 500 т.р. – 200т.р. = 300 т.р.
Слайд 65Процесс формирования и распределения прибыли:
Валовой доход от реализации продукции
НДС, акцизы и другие
(валовой операционный доход) - налоги в цене прод.
Чистый доход от реализации продукции - Переменные опера-
(чистый операционный доход) ционные издержки
Маржинальная операционная прибыль - Постоянные операци-
(Маржинальный доход) онные издержки
Валовая операционная прибыль - Маржинальный налог
на прибыль.( Налог на
прибыль и
другие обяз. платежи
за счет прибыли
Чистая операционная прибыль (прибыль к распределению)
Слайд 66 Введем показатель чистой рентабельности собственных средств (ЧРСС).
Чистая рентабельность СС является показателем:
А) Верхней
границы потенциального развития производства
Б) Верхнего уровня дивиденда
В) Если чистая РСС разделяется между А) и Б), то следует искать оптимальное соотношение между нормой распределения (НР) и внутренними темпами роста (ВТР)
Чистая РСС
Дивиденды
Развитие производства
(Норма рас- (Внутренние темпы роста)
пределения) ВТР
НР ВТР = РСС х (1 – НР)
Слайд 68Пример:
Актив баланса = 12 млн.руб.
Пассив: Собственные средства (СС) =
5 млн.руб.;
Заемные
средства (ЗС) = 7 млн.руб.
Оборот по реализации = 36 млн.руб.
EBIT = 2,2 млн.руб.
Ставка процента за кредит = 14%
Ставка налога на прибыль = 20%
Коэффициент трансформации = 3
(КТ = оборот / актив)
НР = 0,33 (1/3 чистой прибыли)
ЧРСС = 15,6% ЧРСС= (EBIT – I – T) / CC
ВТР 10,5% ЧРСС х (1-НР)
Слайд 69 Коэффициент трансформации (КТ).
Он
показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива или
сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль актива. Коэффициент трансформации складывается под воздействием отраслевых условий и экономической стратегии предприятия.
Слайд 70Выводы:
При ВТР = 10,5% предприятие имеет возможность увеличить СС с
5 до
5,53 млн.руб. ( 5 + 5
х10,5%)
2. Не нарушая соответствия между СС и ЗС можно и задолженность довести до уровня 7,74 млн.руб. (7 + 7 х 10,5%)
3. Не меняя структуру пассива можно увеличить его объем до 13,27 млн. руб. ( 5,53 + 7,74). Соответственно увеличится и актив.
4. Увеличение актива (даже при неизменности КТ = 3) приведет к увеличению оборота на 10,5%. Оборот составит 39,81 млн.руб.
Увеличение ВТР увеличение актива увеличение оборота
Слайд 71Норма распределения (доход собственников) определяется с помощью показателя потока свободных
денежных средств - FCF (free cash flow).
Структура потока свободных денежных
средств:
Приток
Прибыль от основной деятельности после налога (EBIAT)
Амортизация (Depreciation)
Отток
Инвестиции в оборотный капитал (Δ NWC – Net working capital)
Инвестиции в долгосрочные активы (capex - capital expenditure)
Слайд 72
Тема 5. Формирование структуры капитала с целью повышения рентабельности собственных
средств
Слайд 73Механизм решения этой задачи основан на формировании оптимальной структуры капитала.
Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовых
средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности.
Слайд 74Привлечение заемного капитала
«+»
«-»
Широкие возможности Генерирует финансовые
привлечения, особен- риски;
но при высоком кре- Генерирует меньшую
дитном рейтинге; норму прибыли;
Более низкая стои- Высокая зависимость от
мость из-за эффекта колебаний конъюнктуры
«налогового щита»; финансового рынка;
Способность генери- Сложность процедуры
ровать прирост рента- привлечения.
бельности собствен-
ного капитала.
Слайд 75Использование собственного капитала
«+»
«-»
Сравнительная прос- Ограниченная воз-
тота привлечения; можность привле-
Обеспечение финан- чения;
совой независимости; Высокая стоимо-
сть привлечения;
Более высокая спо- Упущенная возможность
собность генериро- роста рентабельности
вания прибыли; капитала;
Слайд 76Показатели:
НРЭИ (EBIT) – нетто результат эксплуатации инвестиций (БП + %
за кредит, относимые на себестоимость.
ЭР – экономическая рентабельность активов (НРЭИ/
актив х 100%)
Снп (T) – ставка налогообложения прибыли
СРСП (I) – средняя расчетная ставка процента за анализируемый период
ЗС (D)– заемные средства
СС (E) – собственные средства
Слайд 77Первая концепция – рациональная заемная политика
Пример: возьмем два предприятия «А»
и «Б».
1. ЭР = 20% (одинаковый уровень)
2.
Активы = 1000 т.р. (одинаковые для «А» и «Б»)
3. Предприятие «А» не пользуется заемными средствами
Предприятие «Б» привлекает заемные средства в размере 50% валюты баланса
4. НРЭИ для предприятий = 200 т.р.
(ЭР х актив) : 100% = (20х1000):100
Слайд 78 Определим рентабельность собственного капитала без учета уплаты налогов:
По
«А» = 20% (НРЭИ: СС)х100%
По «Б» = 25%
Расходы по обслуживанию кредита -15% или 500т.р. х 0,15 = 75т.р.
РСС = (200-75):500х100% =25%
Полученная разница в 5% является эффектом финансового рычага.
Слайд 79 Введем теперь в расчеты налогообложение прибыли (20% или
1/5) и введем понятие налогового корректора финансового рычага
(1-Снп).
Налоговый корректор финансового
рычага показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага при различном уровне налогообложения прибыли.
Слайд 80Пример:
Для «А» :
Налог на прибыль = 200 х 0,20 =
40т.р.
Чистая прибыль = 200-40=160 т.р.
Чистая рентабельность СС = 160:1000х100% =
16%
Для «Б»:
Налог на прибыль = (200 – 75)х0,20 =25т.р.
Чистая прибыль = 125-25=100т.р.
Чистая рентабельность СС = 100:500х100%=20%
С учетом налогообложения эффект финансового рычага составил 4%. Следовательно возникает задача оптимизации ЭФР для компенсации затрат по налогообложению
Слайд 81 Введем понятие дифференциала финансового рычага ( ЭР –
СРСП).
Пример: для «Б» = (20-15) =5.
С
учетом налогообложения дифференциал будет составлять 80% от полученного результата, или =
(1- 0,20) х (20 – 15) = 4 %
Слайд 82Введем понятие коэффициента или плеча финансового рычага (ЗС/СС) или сумма
заемного капитала, приходящаяся на 1 рубль собственного капитала.
Пример: для «Б»
= 500/500=1
Плечо финансового рычага мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала.
Слайд 83(1 -Снп) – налоговый корректор финансового рычага
(
ЭР – СРСП) – дифференциал финансового рычага
ЗС/СС – коэффициент финансового рычага
ЭФР = (1- Снп) х ( ЭР – СРСП) х ( ЗС/СС)
ЭФР = (1- 0,20) х (20-15) х 1 = 4
Слайд 84
Вывод:
Если предприятие использует только собственные средства, то
ЧРСС = (1
– Снп) х ЭР;
Если используются заемные средства, то
ЧРСС = (1
– Снп) х ЭР + ЭФР
Слайд 85 Взаимосвязи между дифференциалом и плечом финансового рычага.
заемных
Дифференциал
средств
заемных Риск Рост % ставки
средств банкира
Слайд 86Концепция оценки ЭФР с позиций риска
ЭФР можно толковать как изменение
чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию в % в результате
изменения показателя НРЭИ в %
ЭФР = Изменение (%) чистой прибыли на акцию / изменение (%) НРЭИ
Слайд 87Правила выбора источников финансирования:
1. Если показатель НРЭИ в расчете на
одну акцию невелик, то выгоднее наращивать собственные средства за счет
эмиссии акций, чем брать кредиты.
2. Если показатель НРЭИ в расчете на одну акцию достаточно велик, то выгоднее брать кредиты, чем наращивать собственные средства за счет эмиссии акций, так как привлечение заемных средств окажется дешевле.
Слайд 88Расчет порогового (критического) значения НРЭИ.
Пороговое значение НРЭИ, при котором чистая
прибыль на акцию (либо чистая РСС) одинакова как для варианта
привлечения заемных средств, так и для варианта с исключительным применением собственных средств.
ЭФР = 0, вследствие того что либо
ЭР = СРСП , либо ЗС/СС = 0
Формула определения порогового значения НРЭИ
ЭР = НРЭИ / (ЗС + СС) х 100 = СРСП