Разделы презентаций


Тема 2. Динамика формирования и виды эмоционально-поведенческих нарушений в

Содержание

1. Факторы риска в психологическом понимании –это неблагоприятные обстоятельства и условия, влияющие на психоэмоциональное состояние человека и его психологическое здоровье. Они создают своего рода предпосылки, «благоприятную» почву для формирования эмоционально-поведенческих нарушений

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2. Динамика формирования и виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии

личности ребенка
Факторы риска в развитии личности ребенка.
Динамика формирования эмоционально-поведенческих

нарушений в развитии личности ребенка.
Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка и критерии их оценки.

Тема 2. Динамика формирования и виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка  Факторы риска в развитии

Слайд 21. Факторы риска в психологическом понимании –
это неблагоприятные обстоятельства и

условия, влияющие на психоэмоциональное состояние человека и его психологическое здоровье.


Они создают своего рода предпосылки, «благоприятную» почву для формирования эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка, но при этом не являются их непосредственными причинами.
1. Факторы риска в психологическом понимании –это неблагоприятные обстоятельства и условия, влияющие на психоэмоциональное состояние человека и

Слайд 3Основные факторы «риска» психологического здоровья ребенка

Основные факторы «риска» психологического здоровья ребенка

Слайд 4Факторы риска:
Нормативно-правовой
Демографический
Социально-экономический
Экологический
Медико-биологический
«Семья»
«Школьный» (образовательный)
Психологические травмы (психогенный фактор)

Факторы риска:Нормативно-правовойДемографическийСоциально-экономическийЭкологическийМедико-биологический«Семья»«Школьный» (образовательный)Психологические травмы (психогенный фактор)

Слайд 5Развитие ребенка возможно только «опытным путем», а это неизбежно связано

с определенными рисками.

Адекватной педагогической и родительской стратегией является не «изоляция»

ребенка от внешнего мира, а «контроль» рисков – определение меры их допустимости, при которой сохраняются познавательные интересы ребенка и его мотивация к развитию, а также – помощь ребенку в «совладании» с изменчивой действительностью, в формировании компетенций, необходимых для разрешения трудных жизненных ситуаций и продуктивной жизни в целом.

Развитие ребенка возможно только «опытным путем», а это неизбежно связано с определенными рисками.Адекватной педагогической и родительской стратегией

Слайд 6 2. Динамика формирования эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка

2. Динамика формирования эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка

Слайд 7 Сравнительный анализ эмоционально-поведенческих нарушений, обусловленных медико-биологическим фактором (м.-б. фактор –

первичен, психосоциальные факторы – вторичны)

Сравнительный анализ эмоционально-поведенческих нарушений, обусловленных медико-биологическим фактором (м.-б. фактор – первичен, психосоциальные факторы – вторичны)

Слайд 8Следствием соматической ослабленности является низкая толерантность ребенка к стрессогенным факторам

и увеличение рисков «вторичных» эмоционально-поведенческих нарушений:
невротических реакций, снижения темпов

интеллектуального, эмоционального, физического развития (вероятность всего перечисленного увеличивается под воздействием психотравм).
Следствием соматической ослабленности является низкая толерантность ребенка к стрессогенным факторам и увеличение рисков «вторичных» эмоционально-поведенческих нарушений: невротических

Слайд 91) При неблагоприятных условиях (деформация внутрисемейных и, в том числе,

детско-родительских отношений, дефекты воспитания (в крайнем случае, педагогическая запущенность), психотравмы

- ребенок становится почти «неуправляемым», непредсказуемым, а его поведение – потенциально опасным для других детей.
2) При благоприятных условиях – негативные проявления могут «сглаживаться», отчасти (но не полностью!) компенсироваться воспитательными достижениями педагогов и родителей.

1) При неблагоприятных условиях (деформация внутрисемейных и, в том числе, детско-родительских отношений, дефекты воспитания (в крайнем случае,

Слайд 10ЭПН, обусловленные медико-биологическим фактором, не входят в сферу компетенций педагога.

Но

педагогу крайне важно понять, с каким именно нарушением он столкнулся

в своей практике, чтобы правильно оценить свои возможности!!!
ЭПН, обусловленные медико-биологическим фактором, не входят в сферу компетенций педагога.Но педагогу крайне важно понять, с каким именно

Слайд 11 Сравнительный анализ эмоционально-поведенческих нарушений, обусловленных генетически (психопатии) и социально (неврозы)

Сравнительный анализ эмоционально-поведенческих нарушений, обусловленных генетически (психопатии) и социально (неврозы)

Слайд 12Ключевая роль в формировании первичных социально-обусловленных эмоционально-поведенческих нарушений принадлежит отношениям,

а точнее – деформации отношений в семье и школе.
Система отношений

– «психологическое» ядро личности . Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. – М., 1997. С. 5–266.
Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) – М.: Модэк МПСИ, 2004.
Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма // Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – М.: Юрист, 1995. – С. 29.

Ключевая роль в формировании первичных социально-обусловленных эмоционально-поведенческих нарушений принадлежит отношениям, а точнее – деформации отношений в семье

Слайд 13
Социально обусловленные эмоционально-поведенческие нарушения входят в сферу компетенций психологов и

педагогов!!!

Социально обусловленные эмоционально-поведенческие нарушения входят в сферу компетенций психологов и педагогов!!!

Слайд 14Эмоциональные нарушения у ребенка, подростка или взрослого - показатель «семейной

психопатологии»!
(ЗАХАРОВ 1995, 19).
В поколениях – прародители, родители и

дети – происходит уменьшение выраженности характерологических изменений личности (в наибольшей степени представленных в прародительской семье), и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности (ЗАХАРОВ 1986).

Эмоциональные нарушения у ребенка, подростка или взрослого - показатель «семейной психопатологии»! (ЗАХАРОВ 1995, 19). В поколениях –

Слайд 15Основные факторы:
Нарушенные или измененные прародительские отношения, оказывающие неблагоприятное воздействие на

формирование личности будущих супругов и родителей.
Личностные особенности родителей и ошибки

воспитания.
Особенности детско-родительских отношений.

Основные факторы:Нарушенные или измененные прародительские отношения, оказывающие неблагоприятное воздействие на формирование личности будущих супругов и родителей.Личностные особенности

Слайд 161. Прародительские отношения
1.При эмоциональных проблемах (конфликтах, непонимании, отчуждении) в прародительской

семье у детей в отношениях с родителем другого пола в

будущем у этих же людей велика вероятность возникновения эмоциональных проблем в браке с супругом противоположного пола.
Например, мать ребенка, не имеющая эмоционального контакта с отцом в детстве, испытывает больше проблем в браке, чем в случае, когда отношения с отцом отличались теплотой и принятием.


1. Прародительские отношения1.При эмоциональных проблемах (конфликтах, непонимании, отчуждении) в прародительской семье у детей в отношениях с родителем

Слайд 172. При проблемах во взаимоотношениях в прародительской семье с родителем

того же пола, достоверно чаще возникает риск появления подобных проблем

в воспитании своих детей.
Например, мать ребенка, испытавшая в детстве давление своей матери, чаще будет проявлять крайности в воспитании своего ребенка (ЗАХАРОВ 2000).

2. При проблемах во взаимоотношениях в прародительской семье с родителем того же пола, достоверно чаще возникает риск

Слайд 18«Обращает на себя внимание тот факт, что как отец, так

и мать в прошлом испытали недостаток положительного влияния (любви, заботы,

воспитания) со стороны одного из родителей…К тому же для эмоционального контакта детей с родителями существовали два препятствия.
Одно в виде «аффективного барьера», создаваемого матерью, находящейся постоянно в состоянии тревоги и беспокойства.
Другое препятствие выглядело как «коммуникативный барьер» на пути ребенка к отцу, когда существовало очевидное несоответствие между высокой потребностью в общении у ребенка и недостаточной ее выраженностью у отца» (ЗАХАРОВ 1995, 20).

«Обращает на себя внимание тот факт, что как отец, так и мать в прошлом испытали недостаток положительного

Слайд 19 Аспекты семейного конфликта, которые оказывают наиболее деструктивное влияние не ребенка,

и, чаще всего, не осознаются родителями:
Нежелание принять на себя ответственность

за семью;
Неосознавание собственных проблем во взаимоотношениях с родителями в детстве;
Неприятие в ребенке черт другого супруга;
Утомляемость, затрудненная переключаемость нервных процессов и снижение общего жизненного тонуса как следствие длительно или остро действующего стресса в супружеских отношениях;
Непроизвольная фиксация на прошлых (преимущественно, негативных) переживаниях;
Невротизация личности одного из супругов в виде неадекватно повышенного уровня беспокойства, возбудимости, неразрешимых переживаний, аффективного погружения в себя, потери эмоционального контакта в семье.

Аспекты семейного конфликта, которые оказывают наиболее деструктивное влияние не ребенка, и, чаще всего, не осознаются родителями:Нежелание

Слайд 20Однако, влияние прародительских отношений не фатально. Даже при плохой «наследственности»,

схему отношений, заданную прародительской семьей, можно откорректировать.

Однако, влияние прародительских отношений не фатально. Даже при плохой «наследственности», схему отношений, заданную прародительской семьей, можно откорректировать.

Слайд 21Личностные особенности родителей и ошибки воспитания
Характеристика матерей, чьи дети страдают

неврозом (ЗАХАРОВ 1995. 1986):
эмоционально нестабильные, напряженные («взвинченные»), жесткие, со стремлением

к доминированию, либо тревожные и неуверенные в себе. Но более искренние и эмоциональные по сравнению с отцами.

Личностные особенности родителей и ошибки воспитанияХарактеристика матерей, чьи дети страдают неврозом (ЗАХАРОВ 1995. 1986):эмоционально нестабильные, напряженные («взвинченные»),

Слайд 22Характеристики матерей:
Ригидность мышления;
Повышенное чувство долга и принципиальность (гиперсоциальность);
Доминантность (властность);
Аффективность;
Сензитивность;
Эгоцентричность;
Противоречивость
Тревожность;
Невротичность;
Эмоциональная неустойчивость

и страхи в детстве.

Характеристики матерей:Ригидность мышления;Повышенное чувство долга и принципиальность (гиперсоциальность);Доминантность (властность);Аффективность;Сензитивность;Эгоцентричность;ПротиворечивостьТревожность;Невротичность;Эмоциональная неустойчивость и страхи в детстве.

Слайд 23Характеристика отцов, чьи дети страдают неврозом (ЗАХАРОВ 1995. 1986):
психомоторно -

нестабильные, с мягкими чертами характера или, наоборот, твердые по характеру,

«сверхстабильные», обстоятельные, склонные к детализации и долго помнящие пережитое в прошлом.

Характеристика отцов, чьи дети страдают неврозом (ЗАХАРОВ 1995. 1986):психомоторно - нестабильные, с мягкими чертами характера или, наоборот,

Слайд 24Характеристики отцов
Недостаточная общительность;
Недостаточно развитое чувство долга и принципиальность;
Психомоторная нестабильность и

импульсивность;
Настойчивость и упорство, граничащие с упрямством, мелочсной пунктуальностью и педантизмом;
Отсутствие

властности и тревожности;
Мнительность;
Неуверенность в себе.

Характеристики отцовНедостаточная общительность;Недостаточно развитое чувство долга и принципиальность;Психомоторная нестабильность и импульсивность;Настойчивость и упорство, граничащие с упрямством, мелочсной

Слайд 25 Общие (для матерей и отцов) изменения личности:
Слабость личности (повышенная ранимость,

затруднения в принятии решений, мнительность, застреваемость на переживаниях);
Ригидность личности (болезненно

заостренное чувство ответственности, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность освоения и выполнения ролей);
Закрытость личности (недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выражении чувств, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на фрустрирующие ситуации);
Конфликтность личности (постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм);
А также – неуверенность в себе, неадекватная самооценка; проблемы самоопределения.
 

Общие (для матерей и отцов) изменения личности:Слабость личности (повышенная ранимость, затруднения в принятии решений, мнительность, застреваемость

Слайд 26Основная роль в формировании неврозов у детей принадлежит матерям.
«Неврозы

у детей, прежде всего, - модель патологии материнского отношения, в

отличие, скажем, от психопатических нарушений личности у детей, предопределяемых патологией от нарушения у отца, или, если угодно, его генетически измененным характером»
(ЗАХАРОВ 1995, 55).

Основная роль в формировании неврозов у детей принадлежит матерям. «Неврозы у детей, прежде всего, - модель патологии

Слайд 27Отношения супругов (в зависимости от типа построения взаимоотношений)
1. Комплиментарный –

выбор на основе «сходства».
2. Компенсаторно – дополняющий.
То есть супруги «разные».

Подобные сочетания говорят о невротическом дополнении как неосознаваемом стремлении супругов компенсировать свое чувство неполноценности. При этом, на сознательном уровне каждый супруг хотел бы, чтобы другой был ему подобным.
В большинстве таких семей наблюдаются хронические конфликты между родителями, обусловленные различием в точках зрения на воспитание детей. Конфликты также свидетельствуют о наличии разногласий между супругами, предшествующих рождению детей и вызванных нереализованностью их повышенных ожиданий относительно друг друга (ЗАХАРОВ 2000).

Отношения супругов (в зависимости от типа построения взаимоотношений)1. Комплиментарный – выбор на основе «сходства».2. Компенсаторно – дополняющий.То

Слайд 28Детско-родительские отношения
Как показывает исследование А.И. ЗАХАРОВА, дети, страдающие неврозом, испытывали

в семье состояние личностной депривации, то есть недостаточность удовлетворения важнейших

потребностей (в индивидуально-адекватной эмоциональной заботе и любви; в самораскрытии, выявлении своего «я»; в эмоциональном и двигательном самовыражении и др.)
Детско-родительские отношенияКак показывает исследование А.И. ЗАХАРОВА, дети, страдающие неврозом, испытывали в семье состояние личностной депривации, то есть

Слайд 29Деструктивные типы родительских отношений:
Эмоциональное отвержение (преобладающий тип отношения по исследованиям

Синягиной 2001).
Пренебрежение родительскими обязанностями.
Жестокое обращение с ребенком.

Деструктивные типы родительских отношений:Эмоциональное отвержение (преобладающий тип отношения по исследованиям Синягиной 2001).Пренебрежение родительскими обязанностями.Жестокое обращение с ребенком.

Слайд 30Для родителей, эмоционально отвергающих своих детей, свойственен жесткий контроль за

его поведением и требования безоговорочного послушания и дисциплины.


Для родителей, эмоционально отвергающих своих детей, свойственен жесткий контроль за его поведением и требования безоговорочного послушания и

Слайд 31Ошибки воспитания (обусловлены личностными особенностями родителей, конфликтными отношениями между ними

и отношением родителей к детям)
Несоответствие требований родителей возможностям и

потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституциональным и половым особенностям.
Непринятие индивидуальности ребенка (непонимание особенностей развития своего ребенка) и его эмоциональное непринятие (эмоциональная холодность).
Неравномерный характер воспитания в различные периоды развития детей со стороны одного или обоих родителей (напр, недостаток материнской заботы в первые годы жизни ребенка и чрезмерная забота в последующие годы.
Несогласованный подход в воспитании между родителями и другими членами семьи (контраст запретов, ограничений и потакающе - разрешающего отношения).

Ошибки воспитания (обусловлены личностными особенностями родителей, конфликтными отношениями между ними и отношением родителей к детям) Несоответствие требований

Слайд 32Непоследовательность воспитания (неровность и противоречивость отношения к ребенку каждого родителя

в отдельности).
Неустойчивость в обращении с детьми (повышенный тон, крик, физические

наказания, эмоциональная неровность).
Тревожность в воспитании: постоянное, чрезмерное и необоснованное беспокойство о ребенке.
Также типично стремление разряжать на детях эмоциональное напряжение в виде раздраженно-нетерпеливого отношения и физических наказаний. Такая тенденция (использовать ребенка как «козла отпущения») особенно характерна для внешне бесконфликтных семей. Отсутствие явных разногласий у супругов по вопросам воспитания дает им возможность беспрепятственно вымещать на детях свое эмоциональное напряжение и чувство внутренней неудовлетворенности.

Непоследовательность воспитания (неровность и противоречивость отношения к ребенку каждого родителя в отдельности).Неустойчивость в обращении с детьми (повышенный

Слайд 33Психогенный фактор (психологические травмы):
травмирующий опыт детства, искажающий нормальный естественный

ход формирования личности.


Психогенный фактор (психологические травмы): травмирующий опыт детства, искажающий нормальный естественный ход формирования личности.

Слайд 34Основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное

нанесение физических повреждений ребенку.
Результатом физического насилия может быть смерть ребенка,

серьезные нарушения физического и психического развития.
Среди мотивов жестокого обращения с детьми – алкоголизм родителей и желание снять раздражение. Нередко дети рассматриваются как помеха в решении социально-бытовых и личных проблем.

Основные формы жестокого обращения с детьми:1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.Результатом физического насилия может

Слайд 35Пример (из материалов телепрограммы «Независимое расследование»): одинокая мать избила свою

дочь и отвезла в неизвестную ей местность. Глубокой осенью ребенок

был одет в легкое платье и не имел при себе не одежды, ни денег, ни еды. Девочка забрела в ближайшую деревню и постучала в один из домов, прося о помощи. «Добрые» обитатели дома подали ей милостыню. Девочку нашли уже мертвой. В кулачке она сжимала монетки. Умерла она от истощения и переохлаждения. Мать осуждена. В ходе следствия выяснилось, что похожим способом ранее она избавилась от сына, который долгое время считался пропавшим без вести.
Пример (из материалов телепередачи «Человек и закон»): в глухой таежной деревне бабушка привязывала свою дочь-инвалида на веревку, внучку нещадно била. При расследовании все отрицала.

Пример (из материалов телепрограммы «Независимое расследование»): одинокая мать избила свою дочь и отвезла в неизвестную ей местность.

Слайд 362. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка (осознаваемое или

неосознанное) с его согласия или без такового в сексуальные отношения

со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды (корыстные мотивы).
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не вполне ответственен за свои действия, зависим от взрослого и не может адекватно оценить последствия.


2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка (осознаваемое или неосознанное) с его согласия или без такового

Слайд 373.Психическое (эмоциональное) насилие – «периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие

родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее

к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности» (СИНЯГИНА 2001, 21).
Эмоциональное насилие включает в себя: открытое неприятие и критику ребенка; словесные угрозы; оскорбления и унижение человеческого достоинства ребенка; преднамеренную физическую или социальную изоляцию; предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возможностям в силу возраста или индивидуальных особенностей; ложь и невыполнение взрослыми обещаний, данных ребенку; грубость и пр.

3.Психическое (эмоциональное) насилие – «периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за

Слайд 38Эмоциональное насилие – это насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками

ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Эмоциональное насилие – это насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение его или принуждение к действиям,

Слайд 39Пример : мать стыдилась сына, родившегося с врожденным вывихом бедра.

В дошкольном возрасте ребенок воспитывался у бабушки. Когда пришло время

отдавать сына в школу, мать забрала его к себе, но запретила называть ее мамой. Велела звать Ирой, объясняя присутствие мальчика следующим образом: пожалела и взяла на воспитание племянника-инвалида.
Пример физического и эмоционального насилия: двенадцатилетний К. с родителями переехал в Россию из Средней Азии. Из-за переездов и разницы в программах в новой школе он отставал по всем предметам. Родители не помогали сыну в учебе, но требовали хороших отметок. После каждого родительского собрания мальчику устраивали экзекуцию. В роковой день мать, получив вызов в школу, отправила сына в ванную привести себя в порядок. Зайдя туда через несколько минут, она нашла сына висящим в петле. Он оставил записку: «Я не хочу идти на собрание, меня опять будут ругать».

Пример : мать стыдилась сына, родившегося с врожденным вывихом бедра. В дошкольном возрасте ребенок воспитывался у бабушки.

Слайд 404. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – «отсутствие со стороны

родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной

заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию» (СИНЯГИНА 2001, 22).
Проявления моральной жестокости:
«недостаточное возрасту и потребностям ребенка наличие питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи…;
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления» (СИНЯГИНА 2001, 22).

4. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – «отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за

Слайд 41Пример (из материалов телепередачи «Независимое расследование»): отец, воспитывающий двух детей

без жены и на пару с дедом злоупотребляющий алкоголем не

смог найти игрушку детей, когда съемочная группа попросила его показать, чем играют и что едят дети. При этом он утверждал, что она «где-то была»!

Пример (из материалов телепередачи «Независимое расследование»): отец, воспитывающий двух детей без жены и на пару с дедом

Слайд 42 3. Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка и критерии

их оценки
Эмоционально-поведенческие нарушения – широкий круг явлений, являющихся результатом дисбаланса

конструктивных и деструктивных тенденций в развитии личности ребенка с преобладанием последних и проявляющихся преимущественно в эмоциональной сфере личности и в поведении.
3. Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка и критерии их оценкиЭмоционально-поведенческие нарушения – широкий круг

Слайд 43Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.

// Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. –

М.: Издательство Московского университета, 1990. – 198 с.
Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.
Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – Москва: Сентябрь, 1998. – 128 c.
Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический Проект, 2004.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. – 336 с.


Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. // Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р.,

Слайд 44
Далеко не каждое эмоционально-поведенческое нарушение является неврозом, но многие нарушения,

«затрагивающие» эмоциональную сферу личности – «невротического характера», то есть в

основе их лежит некий (межличностный и / или внутриличностный конфликт).

Невроз (новолат. neurosis – «нерв») – это психогенное явление (являющееся реакцией психики на испытываемый стресс, психологическую травму) функционального характера (невроз – это попытка нашей психики «привести себя в порядок», справиться с проблемой, показатель наличия некой нерешенной проблемы), относительно кратковременное и обратимое.

Невроз сопровождается изменением психоэмоционального состояния, снижением умственной и физической работоспособности, навязчивыми мыслями, сниженным эмоциональным фоном настроения, неустойчивостью эмоций, вегетативными и психосоматическими проявлениями.
Далеко не каждое эмоционально-поведенческое нарушение является неврозом, но многие нарушения, «затрагивающие» эмоциональную сферу личности – «невротического характера»,

Слайд 45 Виды неврозов (в зависимости от характера симптомов и психологической структуры

внутреннего конфликта) (ЗАХАРО 1986, 1995):
1. Неврастения - болезненное перенапряжение психофизиологических

возможностей ребенка, когда он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя неспособным справиться с любыми предстоящими трудностями, утвердить себя в значимых для себя областях или сторонах отношений.
Внутренний конфликт при неврастении между возможностями (ребенка) и потребностями (родителей), то есть конфликт самоутверждения.
Виды неврозов (в зависимости от характера симптомов и психологической структуры внутреннего конфликта) (ЗАХАРО 1986, 1995):1. Неврастения

Слайд 46Пример неврастении: мать с отцом в скрытом конфликте. Недовольство матери

мужем перенесено на дочь, которая является копией отца (в том

числе, по темпераменту). Мать все время раздражается, кричит, бьет девочку, обзывает ее лентяйкой и копушей. Девочка так глубоко страдает от общения с матерью, что глубоко засыпает, и ночью расслабляется настолько, что происходит непроизвольное мочеиспускание (психосоматическое выражение неврастении).


Пример неврастении: мать с отцом в скрытом конфликте. Недовольство матери мужем перенесено на дочь, которая является копией

Слайд 472. Невроз страха – мучительные, сковывающие переживания страхов.
Внутренний конфликт при

неврозе страха заключается в неспособности защитить себя, сохранить свое Я

от внутренних и внешних угроз. Это конфликт самоопределения – уверенности в себе, «прочности» и «устойчивости» своего Я.
Пример невроза страха: Девочка 6-и лет боится, что упадет лифт, случится пожар, постоянно плачет в детском саду, боится заболеть. Все ее страхи мотивированы одним: боязнью, что «что-то случится». В своем максимальном выражении это «что-то» означает смерть. Источником подобных переживаний была мать, тревожная по характеру и сама боявшаяся в детстве всего перечисленного.

2. Невроз страха – мучительные, сковывающие переживания страхов.Внутренний конфликт при неврозе страха заключается в неспособности защитить себя,

Слайд 483. Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз) – возникающие помимо желания

ребенка навязчивые состояния, страхи, мысли и действия, часто при наличии

постоянных сомнений в принятии решений (мнительность).
Напр., навязчивый счет автобусов, деревьев, домов и пр.; ритуализированное начало действий и пр.
Внутренний конфликт при неврозе навязчивых состояний: нравственно-этический, ценностный (наличие несовместимых чувств и желаний), конфликт между рациональной и эмоциональной сторонами отношений. В более старшем возрасте: конфликт между чувствами любви и долга; сексуальным влечением и социальными ограничениями.

3. Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз) – возникающие помимо желания ребенка навязчивые состояния, страхи, мысли и действия,

Слайд 49Пример невроза навязчивых состояний: Стремление 5-летнего мальчика походить на отца,

пришло в противоречие с крайне грубым отношением отца к матери.

К матери мальчик эмоционально привязан. Возникло противоречие – ребенок должен либо отказаться от отца как от примера для подражания, либо не обращать внимания на его оскорбления в адрес матери. Но последнее невозможно, так как мальчик привязан к матери.
(Подобные переживания непосильны для чувствительной психики ребенка, превышают предел его адаптационных возможностей и приводят к неврозу).
У мальчика переживания выразились навязчивой потребностью постоянно мыть руки (словно он хотел таким образом освободиться от плохих мыслей и тяжелых чувств).

Пример невроза навязчивых состояний: Стремление 5-летнего мальчика походить на отца, пришло в противоречие с крайне грубым отношением

Слайд 504. Истерический невроз – демонстративное поведение, доставляющее страдание ребенку (в

отличие от психопатии): расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих

на себе и своем поведении.
Внутренний конфликт при истерическом неврозе: между субъективно завышенными желаниями, обостренными потребностями в любви, признании и доминировании и реальными возможностями их удовлетворения. То есть конфликт на почве невозможности признания себя со стороны значимых других (родителей).

4. Истерический невроз – демонстративное поведение, доставляющее страдание ребенку (в отличие от психопатии): расстройства настроения, капризность, эгоизм,

Слайд 51Пример истерического невроза: Девочка 6-и лет после того, как в

семье появился младший брат полностью завладевший вниманием матери, незаметно для

себя стала выщипывать брови и кусать ногти. Отец же, к которому тянулась девочка, не отвечал не ее чувства, считая их излишними. Когда по рекомендации психотерапевта отец стал более внимателен и заботлив, эти негативные проявления исчезли.


Пример истерического невроза: Девочка 6-и лет после того, как в семье появился младший брат полностью завладевший вниманием

Слайд 52Критерии оценки ЭПН
Критерии (П.Б. Ганнушкин и О.В. Кербиков): 1) относительная

стабильность во времени: 2) тотальность проявлений характера;
3) социальная дезадаптация.

Критерии оценки ЭПНКритерии (П.Б. Ганнушкин и О.В. Кербиков): 1) относительная стабильность во времени: 2) тотальность проявлений характера;

Слайд 53 Сравнительный анализ оценки эмоционально-поведенческих нарушений, обусловленных генетически (психопатии) и

психосоциально (неврозы) по критериям П.Б. Ганнушкина и О.В. Кербикова

Сравнительный анализ оценки эмоционально-поведенческих  нарушений, обусловленных генетически (психопатии) и психосоциально (неврозы) по критериям П.Б. Ганнушкина

Слайд 54Критерии оценки (М. Раттер)
Соответствие возрастной и половой норме.
Длительность сохранения расстройства.
Жизненные

обстоятельства.
Социокультурное окружение.
Степень нарушения.
Тип симптома (сфера проявления).
Тяжесть и частота симптомов.
Изменение поведения.
Ситуационная

специфичность симптома.

Критерии оценки (М. Раттер)Соответствие возрастной и половой норме.Длительность сохранения расстройства.Жизненные обстоятельства.Социокультурное окружение.Степень нарушения.Тип симптома (сфера проявления).Тяжесть и

Слайд 55 Сравнительный анализ оценки эмоционально-поведенческих нарушений, обусловленных генетически (психопатии) и

психосоциально (неврозы) по критериям М. Раттера

Сравнительный анализ оценки эмоционально-поведенческих  нарушений, обусловленных генетически (психопатии) и психосоциально (неврозы) по критериям М. Раттера

Слайд 57


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика