Слайд 1Тема 2.
Инновационная деятельность и повышение ее инвестиционной привлекательности
Разработал: Корнеев Д.Н.,
к.п.н., доцент кафедры «Экономики и управления» ППИ ЧГПУ
«Переходя реку, надо
ощупывать
камни под ногами.»
Дэн Сы-Хуа
Слайд 2Содержание:
Понятие «среда образования»
Характеристика внешней среды
Анализ внешней среды образования
Анализ среды окружения
(мезосреды) образования
Анализ внутренней среды образования (SWOT-анализ)
1
Слайд 31. Понятие «среда образования»
Образовательное учреждение
является частью сформировавшейся в регионе сферы образования, входящей в одну
из сфер народного хозяйства, и поэтому одним из ключевых понятий менеджмента качества является понятие маркетинговая среда ОУ И ДОУ:
внешняя маркетинговая среда образовательного учреждения (STEP – анализ);
среда окружения образовательного учреждения;
внутренняя маркетинговая среда образовательного учреждения(SWOT- анализ).
Образовательные учреждения процветают до тех пор, пока их услуги и товары соответствуют маркетинговой среде
2
Слайд 4Внешняя среда образовательного учреждения
(макросреда)
Политико – правовые факторы.
Экономические факторы.
Демографические факторы.
Природно-географические факторы.
Национальные
факторы.
Социально-культурные факторы.
Научно-технические факторы.
3
Слайд 5Среда окружения образовательного учреждения
(мезосреда)
Потребители услуг.
Деловые партнеры.
Конкуренты
Органы управления образованием.
Среда массовой информации.
Органы
государственного контроля.
(это силы, имеющие непосредственное отношение к образовательному учреждению и
его возможностям и поэтому в определенной степени поддающимся его влиянию)
4
Слайд 6Внутренняя среда образовательного учреждения
(микросреда)
Учебно-методическая деятельность.
Научно-консалтинговая деятельность.
Хозяйственная деятельность.
Экономическая деятельность.
Управленческая деятельность.
Маркетинговая деятельность.
5
Слайд 72. Характеристика внешняя среда
1. Политико-правовая среда
Законодательные органы власти
(Госдума, Законодательное собрание
и др.)
ИДОУлнительные органы власти
(администрация, правительство)
Законодательные органы власти
(суд, прокуратура, ФСБ,
милиция и др.)
6
Средства массовой информации
(четвертая власть)
партии и общественные движения
Слайд 82. Экономическая среда
Валовой региональный продукт
Занятость населения
Темпы экономического роста
Прожиточный минимум
Инфляция
Доходы населения
7
Производительность
труда
Денежная масса
Слайд 93. Демографическая среда
Численность населения
Половозрастная структура
Темпы роста населения
Миграция населения
Уровень рождаемости
Уровень смертности
Социальная
стратификация населения
8
Этническая и региональная структура
Ожидаемая продолжительность жизни
Численность семьи
Слайд 104. Национальная среда
(основные национальные модели образовательных учреждений)
Германия
Основной акцент делается на
научные исследования
Великобритания
Усиленное внимание развитию личности обучающегося
Франция
Строгое иерархическое подчинение государству
9
Япония
«клановость»
Слайд 115. Социально-культурная среда
Культура – это сложный комплекс, состоящий из набора
ценностей, идей артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам
общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества
Социальные группы
Уровень образования
Страты и классы
Уровень культуры
Нормы
Уровень социального обеспечения
Мораль
Общественная деятельность
Традиции
Уровень личной безопасности
Ценности
10
Слайд 123. Анализ внешней среды образования
Цель анализа внешней среды – отслеживание
и прогноз внешней и внутренней среды на рынке образовательных услуг
на основе STEP и SWOT-анализа
STEP-анализ – это научное изучение внешней среды (макросреды) образовательного учреждения осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и политического анализа (англ. STEP).
Задачи:
Оценка состояния образовательного учреждения.
Прогноз развития важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления угроз и открывающихся новых возможностей.
Осуществление стратегического планирования деятельности ОУ.
11
Слайд 13Исходные данные STEP-анализа:
Конституция РФ и федеральные законы Российской Федерации;
бюллетени Федерального
собрания и Государственного совета РФ;
бюллетени и сборники Государственной Думы РФ;
бюллетени
и сборники федеральных органов власти (Верховный и Конституционный суд, Прокуратура РФ, МИД, МВД РФ и др.);
статистические сборники Госкомстата России;
центральные газеты и журналы;
научные журналы официальных Российских академий (РАН, РАО, РААСН, РАМН и др.);
результаты социологических опросов населения и экспертов в области образования.
12
Слайд 14Анализ среды окружения (мезосреды) образования
Мезосреда образования – это ближайшее поле
внешних деловых контактов ОУ.
Состав мезосреды образования:
потребители услуг (заказчики)
конкуренты (другие ОУ)
органы управления образование
средства массовой информации
органы государственного контроля
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
1.Оценка реального положения ОУ.
2.Определение степени конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг
13
Слайд 15Задачи диагностического анализа среды окружения образования:
анализ реального положения ОУ в
системе образования;
оценка конкурентоспособности ОУ по сравнению с другими ОУ, работающими
в одинаковых сегментах рынка;
анализ внутренней среды образования методом SWOT- анализа;
разработка маркетинговой стратегии ОУ как раздел стратегического плана ОУ;
выбор конкретного сценария развития ОУ на ближайший период развития;
принятие оперативных управленческих решений при заключении хозяйственных договоров, договоров о сотрудничестве, создании стратегических альянсов;
14
Слайд 16Исходные данные проведения оценки мезосреды образования:
статистические сборники Госкомстата России;
результаты социологических
опросов населения и экспертов в области образования;
материалы (отчеты, справки, доклады)
региональных органов управления образованием;
справочники и бюллетени «Как стать студентом?», «Куда пойти учиться?» и др.;
научные обзоры и статьи в крупных журналах («Карьера», «Коммерсант», «Кадры», «Управление персоналом», «Народонаселение» и др.);
годовые отчеты ассоциаций образовательных учреждений;
научные журналы официальных Российских академий (РАН, РАО, РААСН, РАМН и др.);
оперативная информация, собранная на основе проспектов, буклетов, правил приема студентов и учащихся, рекламной информации в СМИ региона.
15
Слайд 17Анализ внутренней среды образования (SWOT – анализ)
SWOT – анализ –
это процесс выявления и структурирования сильных и слабых сторон образовательного
учреждения, а также выявление потенциальных возможностей и угроз для него.
SWOT – анализ – это промежуточное звено между формулированием миссии образовательного учреждения и определением его целей и задач.
SWOT – анализ – это один из подходов к формированию стратегии ОУ.
Цель SWOT – анализа : сформулировать основные направления развития ОУ через систематизацию имеющейся информации.
Основные методологи SWOT – анализа:
Коротков Э.М., Виханский О.С., Наумов А.И., Зинуров У.Г., Боумен К.
16
Слайд 18История формирования SWOT – анализа:
1 этап - 1963 год
в Гарваде профессор К. Андрюс впервые озвучил данное понятие.
2 этап
– 1965 год осуществление SWOT – анализа на основе построения моделей прогноза.
3 этап – 1982 год профессор Хайнц Вайхрих предложил осуществление комплексного SWOT – анализа (на основе STEP- анализа и SPACE-анализа) построение матрицы данного процесса.
17
Слайд 19Значение SWOT – анализа :
SWOT – анализ:
STRENGTHS –
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
WEAKNESSES – СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ
OPPORTUNITIES- ВОЗМОЖНОСТИ
THREATS- УГРОЗЫ
18
Слайд 20ЗАДАЧИ SWOT – анализа :
SWOT – анализ - позволяет изучить
внутренние источники эффективности организации путем исследования сильных и слабых сторон,
возможностей для развития и потенциальных угроз.
SWOT – анализ – позволяет оценить состав и взаимосвязи шести главных макроподсистем ОУ: учебной, научной, хозяйственной, экономической, управленческой и маркетинговой.
SWOT – анализ – позволяет вовремя увидеть «слабые звенья» и нарастающие внутренние проблемы ОУ, о которых неизвестно во внешней среде, и принять своевременные меры по их разрешению с минимальными затратами.
19
Слайд 21Исходные данные для проведения SWOT – анализа:
Годовой (квартальный) отчет
о деятельности ОУ.
Бухгалтерский баланс за год или последний квартал.
Результаты проверки
органов государственного контроля (МНС, СЭС, ГПН, РОВД, Прокуратуры).
Докладные и служебные записки руководителей подразделений и заместителей первого уровня.
Исполнительные сметы доходов и расходов хозрасчетных подразделений.
Результаты социологических исследований учащихся и студентов.
Результаты анкетных опросов сотрудников.
Материалы заседаний Педагогического совета.
Рейтинги ОУ в независимых СМИ.
Жалобы учащихся, студентов и их родителей.
Результаты диагностического анализа ОУ
Результаты проведения различных деловых игр.
20
Слайд 22Основные элементы оценки и прогнозирования SWOT – анализа:
Сильные и слабые стороны относятся к сложившейся внутренней
среде образовательного учреждения:
система управления;
техническое развитие ОУ;
технологии обучения ОУ;
персонал ОУ;
экономическая деятельность ОУ;
финансовое состояние ОУ.
21
Слайд 23
Возможности и угрозы связаны со внешней средой ОУ:
потребители услуг
ОУ;
конкуренты ОУ;
деловые партнеры ОУ;
общественное мнение.
22
Слайд 24Пример иДОУльзования методики SWOT – анализа ОУ
Слайд 25Правила осуществления SWOT-анализа
Правило 1. Тщательно определите сферу SWOT-анализа
Правило
2. Четко определите составляющие и элементы SWOT-анализа :
сильные и слабые
стороны – это внутренние черты ОУ
возможности и угрозы – рыночная среда
Правило 3. Будьте объективны и используйте разностороннюю информацию
Правило 4. Выдвигайте четкие аргументы
24