Слайд 1Тема 2. Основные сюжетные блоки искусства верхнего палеолита.
(зооморфный, антропоморфный, орнитоморфный,
орнаментальный) и стилистические особенности искусства верхнего палеолита.
Выполнила студентка 1 курса
ПО ДО (3.023.2.18): Васильева Вероника Олеговна
Проверил: Новиков Андрей Владиленович
Слайд 2Четыре основных блока искусства Верхнего Палеолита:
Зооморфный
Антропоморфный
Орнаментальный
Орнитоморфный
Слайд 3Зооморфный блок
Зооморфные изображения – изображения реальных или фантастических животных и
птиц, а также их отдельных частей.
Считается, что зооморфные изображения появляются
несколько раньше, чем антропоморфные.
В палеолитическом искусстве часто приходиться встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных живых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от
всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.
Слайд 4«Лошадь». Верхний палеолит(XVIII—XV тысячелетии до н. э). Пещера находится в историческом регионе
Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё.
Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.
Слайд 5Мадленская культура — культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет
до н. э. Названа по гроту Ла-Мадлен в департаменте Дордонь.
Скульптура бизона выполнена из
мамонтовой кости
Слайд 6Наскальные рисунки в пещере Альтамира. Пещера находится на одноимённом лугу
в 2 км от центра городка Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. С момента
своего открытия в 1868 году пещера была исследована всеми ведущими специалистами-палеонтологами каждого из периодов палеолита.
Рисунки были оставлены около 22 000 лет, примерно 35 600—13 000 лет назад
Слайд 7Антропоморфный блок:
Антропоморфный – это термин, означающий "человекообразный", то есть по
своему строению или внешнему виду напоминающий человека.
Изображения человека достаточно редки
в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией. Таковы, например, фигура «шамана» из пещеры Трех Братьев или сцена ритуального поедания бизона из пещеры Раймонден и т.п. Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкой пластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия).
Антропоморфный блок несёт в себе идею изображения человека. В эпоху палеолита в основном изображали женчину-мать в виде скульптур, они встречающиеся на территории Восточной Европы почти исключительно в памятниках этой поры.
«Венеры палеолита» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными) считается, что это «символ продолжения жизни и устойчивости основ человеческого бытия». Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.
Слайд 9Орнаментальный блок:
Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на
женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже
на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.
Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета (пятеричной и семеричной систем) и лунного календаря в эпоху палеолита.
Слайд 10Стоянка находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал.
Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную
кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Возраст 20-25 тыс. лет.
Слайд 11Стоянка Елисеевичи 1 открыта в 1930 г. известным советским бело-русским археологом К.М.
Поликарповичем.
Слайд 12Орнитоморфный блок:
Орнитоморфные изображения- изображения птиц.
Насколько известно ученым и историкам, самые
ранние изображения орнитоморфного образа появляются в палеолите в росписи пещер,
рисунках на скалах «писаницах», в виде мелкой пластики из камня, кости, бивня мамонта.
Слайд 13Находится возле села Мезин Коропского района Черниговской области (Украина). Открыта в 1908 Ф. К. Волковым