Слайд 1Тема 2. Теоретические основы систем и технологий обучения и воспитания
Слайд 22. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной
организации в установленной сфере деятельности относятся: … 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения…
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Слайд 3технология - от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение.
Педагогическая технология – это
комплексный непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации
деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям (США, 1979).
Слайд 4Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Слайд 5Технология – это все, что находится между целью и результатом
(И.П. Подласый).
Педагогическая технология – это связанные в одно целое методы,
формы, средства, способы, материальные ресурсы и т. д., обеспечивающие достижение цели.
Слайд 6Структура педагогической технологии
Закономерности, на которых основан процесс, принципы построения и
осуществления, методы движения к цели, формы, в которые он облачен,
средства, используемые для наращивания результата. Педагог и ребёнок удерживают общий процесс с двух сторон. Как они вместе его поведут, куда повернут, чем наполнят – это и есть технология.
Слайд 7Педагогическая технология
— это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
(В.М. Монахов).
Слайд 8Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах
(Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике)
Система правил передачи
конкретного содержания обучения является методикой обучения, а спроектированная и теоретически обоснованная система правил образовательной деятельности, не связанная с конкретным содержанием, - педагогической технологией.
Слайд 9Признаки педагогической технологии (по Н.М. Борытко):
признак цели — конкретность и
диагностичность цели, достижение которой гарантирует данная технология;
диагностичности — обеспеченность
технологии диагностическими средствами, которые помогают педагогу отслеживать и корректировать процесс и результаты педагогических воздействий:
структурности — законосообразная логика и жесткая соподчиненность использования в технологии приемов и методов (алгоритм деятельности педагога);
оптимальности — наличие перечня условий, ограничивающих сферу применения или результативность технологии (например, возрастные границы, наличие определенных технических средств).
Слайд 10Признаки педагогической технологии (по М.Ю. Олешкову):
универсальность - независимость от контента
(информационного наполнения или содержания учебного "предмета");
воспроизводимость - независимость от квалификации
и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;
тиражируемость - воспроизводимость результатов;
управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
системность в выборе компонентов.
Слайд 11Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию.
Системность –
технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса, - взаимосвязью
его частей, - целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения), т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Слайд 12ПУТЬ создания новых технологий
Потребности общества фундаментальные исследования в
области психологии педагогические исследования разработка новых технологий
отражение их в учебно-программной и учебно-методической документации.
Слайд 14Задание для самостоятельной работы:
Психологические теории обучения (бихевиоральная, генетическая, когнитивная, гуманистическая,
деятельностная).