Слайд 1Тема 2. Возникновение и становление украинской культуры.
План.
Истоки украинской культуры.
Культура Киевской Руси.
Слайд 2Вопрос о возникновении украинского народа остается дискуссионным по сей день.
Наиболее
распространенными являются следующие точки зрения:
формирование украинского народности как этнической общности
осуществлялось на основе части славян, входивших в состав Древнерусского государства (возникновение украинцев в ХІІ – ХІІІ вв.);
украинцы прямые наследники южных славянских племен-антов (возникновение в
ІV в.).
Слайд 3
истоки украинцев коренятся в Трипольской культуре (ІV – II вв.);
происхождение
украинцев от племен ариев
(VIII –VI тыс. до н. э.).
Слайд 5
Украинская культура в своем развитии опиралась на взаимодействие с разными
типами культур, которые так или иначе оказывали на нее влияние
и проявлялись в ней, среди них:
Доиндоевропейская,
Индоевропейская,
Славянская,
Балканская,
Иранская,
Западноевропейская.
Слайд 6
Кроме того, на становление украинской культуры влияли: алтайская культура, античная
культура, немецкая культура, византийская (христианская) культура.
В украинском феномене культуры соединились
культурные типы Запада и Востока.
Наиболее тесно связана украинская культура с русской, белорусской, польской культурами.
Слайд 7Источники, по которым можно судить о возникновении и развитии украинской
культуры: археологические, этнографические, лингвистические, антропологические.
Люди на территории современной Украины проживали
с первобытных времен.
В 90-х гг. 19 в. украинский археолог чешского происхождения В. Хвойко открыл новую культуру, датированную 4-2 тыс. до н.э. и
назвал ее трипольской, по месту первых археологических находок (село Триполье на Киевщине).
Слайд 8Вскоре румынские археологи около села Кукутэни раскопали древнее поселение людей
с подобными признаками и границы распространения данной культуры распространились на
территорию Дунайского бассейна, Балканский полуостров, острова Середиземноморья и Малой Азии и она получила еще название трипольско-кукутэнская культура:
(3500-1700 гг. до н.э.)
Слайд 9 Характерные особенности трипольской материальной культуры:
поселение строилось на
открытых местах без оборонительных сооружений.
Жилища строились по кругу, одно
около другого, середина круга оставалась незастроенной.
Дома были каркасными, двухэтажными, промежутки между каркасом сплетались лозой и укреплялись внешне и внутренне глиной. Размер их достигал 100-140 кв.м.
Дом делился на комнаты, которые отапливались печами, сложенными из глины.
В каждом доме проживало по 20 человек.
Слайд 10Все население достигало около
500-600 чел.
Центр села использовался
как загон для скота. Трипольцы были скотоводческо-земледельческими племенами с коллективной
собственностью на стада скота.
Большое развитие у них получило изготовление керамических изделий бытового предназначения - посуда: миски, горшки, вазы, декоративная керамика.
Слайд 12Кроме того, трипольцы изготавливали культовые статуэтки и делали рисунки на
камнях и стенах .
Часто изделия украшал орнамент, представляющий собой прямые
и волнистые линии, овалы, змееподобные спирали, которые символизировали солнце, воду, людей, животных, растения. Использовалось 4 цвета орнамента - черный, белый, красный и коричневый. Красками расписывали и стены жилых помещений.
Статуэтки. Среди археологических находок - многочисленные статуэтки, преимущественно женские, что свидетельствовало о существовании культа Женщины.
Слайд 14 В 7-2 в. до н.э. на территории Украины проживали
скифские племена, которые объединяли многочисленные кочевые племена. От скифов сохранились
большие курганы, в которых они хоронили своих царей. В курганы вместе с умершими клали оружие, ювелирные украшения, убитых лошадей, рабов.
Скифское искусство сыграло большую роль в формировании славянской культуры.
Скифы использовали все формы посуды трипольцев, украшенные геометрическим орнаментом.
Слайд 17В скифском декоративном искусстве преобладало изображение животных. После скифов остались
большие каменные статуи с изображением воинов.
Согласно выводам украинского академика
из диаспоры Омеляна Прицака: «Украинцы взяли в наследство от скифов сапоги, белую рубашку, казацкую островерхнюю шапку, нож - пернач, сагайдак (рус. - колчан) и др.»
Скифам был присущ патриархат,
культ солнца с его символом - колесом.
Слайд 18
С началом греческой колонизации в Причерноморье (6 в. до н.э.)
большое влияние на скифов оказала античная культура, о чем свидетельствуют
археологические находки в Неаполе Скифском возле современного Симферополя.
Традиции скифского искусства продолжали сарматские племена. Продолжались традиции звериного стиля в оформлении посуды, появились мифологические сюжеты.
Слайд 19Античная культура. Носителем данной культуры стали греческие города – государства
на побережье Черного и Азовского морей - Тир (ныне Белгород-Днестровский),
Ольвия в устье Южного Буга, Херсонес (на территории современного Севастополя), Феодосия, Пантикапей (современная Керчь), Танаис в устье Дона, Фанагория на Кубани и др. Они начали возникать с 6 в. до н.э. и имели значительное влияние на местное население Северного Причерноморья, в том числе, и на славян.
Слайд 20Памятники искусства греческих колоний дошли до нас в форме скульптур,
надгробных рельефов на мифологические и бытовые темы, мраморных саркофагов, ювелирных
изделий. Славяне заимствовали у греков теракоты и фрески.
Теракоты (от итальянского – обожженная земля) - неглазурованные керамические изделия из обожженной цветной глины, главным образом, красного, коричневого, кремового цвета - архитектурные детали, облицовочные плиты, посуда, вазы.
Слайд 21 Фрески (от итальянского - свежий) - живопись красками на
мокрой штукатурке. Фрески использовались для украшения культовых сооружений, храмов, дворцов.
Фрески были известны со 2 тыс. до н.э.
Греческое влияние чувствовалось в одежде, в быту. В духовной культуре – в музыке, пении, в праздничных обрядах. Украинцам, как и грекам присущи: чувство красоты, эстетические начала.
Слайд 26Анализируя античное наследство, ученый Е.Маланюк утверждает, что украинцы заимствовали у
греков индивидуализм, увлечение философией, искусством, миролюбие.
Византийская культура. Государство
Византия существовала с конца 4 в. до средины 15 в. (до 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками). Византия была восточной частью Римской империи и поддерживала теорию всемирного римского правления, идею мировой монархии, мирового императора.
Слайд 27Византия включала земли Балканского полуострова и Малой Азии, острова Эгейского
моря, Кипр, Крит, Сирию, Палестину, Киренаику, Египет, Херсонес, Западную Армению,
Грузию. Наибольшего расцвета достигла в середине 6 в. н.э. во время правления императора Юстиниана І
(527-565 гг. н.э.), когда проводились законодательные и административные реформы, развивалась культура, ремесла, торговля.
Слайд 45
Византийская культура непосредственно оказала влияние на культуру Киевской Руси (принятие
христианства, развитие письменности, летописание, законодательство, архитектура, музыка, иконопись и др.).
Культура
восточных славян синтезировала достижения разных культур, в тоже время, она является самобытной и оригинальной и выступает частью мировой культуры.
Слайд 46 Факторы, влияющие на развитие проукраинского народа:
Географическое положение (центр Европы,
связи с Западом и Востоком, пересечение торговых путей, культурные связи);
Природные
условия (степь, лесостепь, лес, плодородная земля, Днепр);
Внешняя угроза (авары, хазары, татаро-монголы, Польша, Турция, Литва, Россия, Венгрия);
Верования, религия (анимизм, тотемизм, мифология, христианство).
Слайд 47
Наиболее ярко проявилась культура славян в зарубинецкой и черняховской культурах
и в культуре антов.
Жители славянских городищ использовали природный ландшафт
для сооружения своих поселений, дома они строили на высоких берегах рек.
Слайд 48
Размеры поселений, как правило, небольшие. В центре возводилось укрепление в
виде крепости, которые использовались для защиты от внешних врагов, проведения
собраний племени и культовых обрядов.
В каждом племенном объединении были свои центры: у полян - Киев, северян - Чернигов, древлян - Туров. Наиболее значительным среди них был Киев, вторым по размеру был Чернигов. Города были центрами ремесла и торговли.
Слайд 49Ведущая роль в хозяйстве восточных славян в 8 – 9
вв. принадлежала земледелию и оседлому скотоводству, занимались также охотой и
рыболовством, ремеслом, бортничеством (сбор меда диких пчел), торговлей.
Слайд 50Славяне владели керамическим, ювелирным, стеклянным, кожевенным, оружейным производством. Миски, горшки
и другую посуду изготовляли на гончарном круге.
Изготовляли ювелирные украшения
из бронзы, серебра, меди, золота.
Слайд 54Фигурка славянского воина в «антском стиле»,
и фигурка ящера с гуслями
в «антском стиле», г.Велестино.
Слайд 55Фигурка в «антском стиле» конного воина в аварском шлеме и
с саблей, г. Велестино
Слайд 63 Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть
составляли пришлые варяги. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами.
Общая
численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Слайд 64Религия. По религиозным взглядам славяне были язычниками (религия политеизм), у
них были культы - культ природы и культ рода, каждое
племя имело своих богов, но со временем произошла их унификация.
У древних славян существовало многобожие. Главным богом был бог молнии и грома - Перун, Дажбог - бог имущества, Велес - бог скота, Сварог – бог огня, Стрибог - бог ветра и бури, Хорс - бог солнца. Широко был распространен культ предков. Почитались боги рода - Бог-Отец и Богиня-Мать.
Слайд 65 Древние языческие культы славян боготворили силы природы - воду,
огонь, землю, растения, зверей, они поклонялись озерам, рекам, деревьям, зверям.
У них существовали верования анимизм, тотемизм, фетишизм. Они верили, что в лесах и домах живут духи, в озерах, потоках и водоемах - русалки. Они приносили им в жертву хлеб, скот и др.
Культ природы вызвал появление разных обрядов и праздников, связанных с временами года - весной, летом, осенью и зимой.
Слайд 69
Збручанский идол, X в., Капище бога Святовита на горе Богит
(Медоборы, Украина)
Слайд 70Вокруг капища расположены макеты основных славянских идолов: Род – прародитель
вселенной, Рожаницы – небесные хозяйки мира, Велес – «скотий бог»,
Руевит – бог войны судья душ в загробном мире, Сварог – отец бога солнца, Святовид – плодородия.
Слайд 71Обряды: щедрования, колядования, купальские праздники, масленица, веснянки и др. В
них отражался скотоводческий и земледельческий быт, были обряды,
посвященные рождению ребенка, свадьбе, смерти, похоронам. Славяне верили в жизнь после смерти и поэтому вместе с умершим клали в могилу еду, оружие, украшения. Над могилой насыпали курганы и праздновали тризну. До нашего времени дошел обряд - отмечать день смерти.
Слайд 72
Культура восточных славян базируется на достижениях культур разных народов, которые
проживали рядом с ними.
В то же время, она является
самобытной и оригинальной культурой и выступает составной частью мировой культуры.
Слайд 73
2. Киевская Русь или Древнерусское государство (ст.-слав. Рѹ́сь, греч. Ρωσία
(Россия), лат. Ruthenia, Russia) — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в
IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей
Слайд 77Историки по-разному оценивают характер государства периода ІХ—ХII веков:
«варварское государство»,
«военная
демократия», «дружинный период», «нормандский период», «военно-торговое государство», «формирование раннефеодальной
монархии»
Слайд 80 Успехи восточных славян в развитии хозяйства и их объединение в
рамках одного государства способствовали развитию культуры Киевской Руси. Большое значение
для развития культуры Киевской Руси имело принятие христианства.
Христианство - одна из основных мировых религий, с исламом, буддизмом и иудаизмом, возникла в 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи как религия рабов и невольников, позже стала религией господствующего класса.
Слайд 81В 4-11 вв. в связи с разными условиями существования и
конкурентной борьбой между римскими епископами и константинопольскими патриархами произошел раскол
христианства на два направления - католицизм та православие.
Этот раскол окончательно оформился в 1054 г. после раздела христианкой церкви на западную (католическую) и восточную (православную).
Слайд 82 Массовое крещение Руси – в 988 г. по приказу Киевского
князя Владимира Великого (Святого). Первое воспоминание о христианстве на Руси
присутствовало в договоре князя Игоря с греками в 944 г., упоминание о русских послах-христианах, которые присягнули на кресте, а также упоминание о церкви св. Ильи в Киеве, возможно первой христианской церкви на Руси. Первой русской княгиней, что приняла христианство православного обряда считается княгиня Ольга (945-964), супруга князя Игоря.
Слайд 83 Внук княгини Ольги Владимир, в связи с достижением своих целей,
согласился жениться на племяннице Византийского императора Анне, свадьба состоялась
в Херсонесе - Корсунском. После этого события он решил принять христианство в 988г.
Проводит насильственное крещение населения всей Руси. Чтобы покончить с язычеством, в местах, где они находились начали строить церкви. В Kиеве он построил каменную церковь в честь св. Богородицы, получившей название Десятинная (989-996), потому что, на ее строительство и содержание выделялась десятая часть доходов князя.
Слайд 85Первые церкви на Руси были в основном деревянными, они не
сохранились. Но представление о них может дать церковь XIV века
в Кижах — церковь Лазаря Муромского.
Слайд 86
Вид на Десятинную церковь с улицы Владимирской
Слайд 87 Большую роль в повышении культурного уровня населения сыграли монастыри,
в которых создавались летописи, открывались библиотеки, школы, рисовались иконы и
др.
В Киевской Руси существовало до 30 монастырей: в Киеве - 17, в Галиче -5, в Чернигове -3, в Переяславе 2,
во Владимире Волынском и Тьмутаракане по 1.
Первым и наиболее большим была Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 г.
Слайд 88Название «Печерский» монастырь получил от пещер, в которых проживали его
первые жители. Основоположниками монастыря считаются монахи Антоний и Феодосий.
В
монастыре работали Нестор-летописец, монах-живописец Олимпий, монах-врач Агапит и др.
Слайд 89 На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается
увенчанная
Слайд 91Введение христианства как государственной религии сыграло большую роль в консолидации
феодального государства. Христианство отражало идеологию феодального строя.
Переход
к христианству был важным и для поднятия международного авторитета Kиевской Руси. Церковь способствовала повышению уровня культуры, литературы, искусства, летописания и архитектуры.
С введением христианства византийская литература начала проникать на Русь.
Таким образом, введение христианства способствовало развитию письменности, приблизило Киев к европейским государствам.
Слайд 92Литература. Литература подразделяется на:
1) фольклор;
2) переводная литература;
3) оригинальная
литература.
К фольклорной литературе относятся: обрядовые песни, календарные песни, заговоры и
заклинания, сказки, рассказы бытового и исторического характера, легенды, пословицы и поговорки, загадки. В Украине за годы татаро-монгольского ига фольклорная традиция была потеряна.
Слайд 93Славянская азбука. У восточных славян письменность существовала до принятия христианства.
Сохранились древние рукописи, написанные "русскими письменами". Позднее была введена
славянская азбука, разработанная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Существовало два варианта азбуки - глаголица и кириллица.
Слайд 97Переводная литература носит, главным образом, церковно-религиозный характер. Среди них: Остромирово
Евангелие. Переведено для новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого
(1056-1057).
Поучительная литература - писания отцов православной церкви - Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина
(в 19 в. они переводились на украинский язык Т.Шевченко, П. Кулишом, М. Шашкевичем).
Слайд 98Сборники религиозного и религиозно-светского характера Например, «Сборники кн. Святослава 1073
и 1076 гг.»; «Минеи» - жития святых по датам
их рождения и по местам, «Патерики» - жития святых по странам, где они жили и работали.
Сборники научно-исторического характера: «Хронографы»; «Пчелы» – сборники мыслей из св. Письма, писания отцов церкви и античных писателей.
Апокрифы - пересказы на библейские темы, о загробной жизни, о библейских героях.
Слайд 99
Повести из Византии, арабские и индийские сказки («Троянская война», «Александрия»,
«4 индийских царства», "Варлаам и Исааф", последнюю использовал И. Франко
для своего произведения "Притча о жизни").
Произведения природного и географичкского содержания ("Физиолог", "Шестиднев)
Слайд 100Летописи (запись по годам). Первая летописная запись появилась в 1039
г.
Монах-летописец Нестор к 1113 г. создал
«Повесть временных лет». Она
заложила начало историографии Киевского государства.
«Слово про закон и благодать митрополита Иллариона, первого русского Киевского митрополита, избранного за годы правления Ярослава Мудрого»(1051).
«Поучение детям Владимира Мономаха» (1096), которое состоит из 3 частей: 1)религиозные правила;
2)советы для князя, 3)жизнеописание автора как пример для детей.
Слайд 101
«Слово Данила Заточника» - рассказ дружинника, изгнанного из княжеского двора,
который просит простить его и вернуть назад.
Образцом поэтического творчества на
Руси вт. пол. 12 в. является «Слово о полку Игореве». Поэма пронизана призывом к объединению русичей против внешних врагов.
медицина
математика
право
история естествознание
астрономия
Слайд 103Развитие науки.
Право.
«Русская Правда» - сборник законов князя Ярослава
Мудрого (11-12 вв.): защита жизни и имущества княжеской дружины и
слуг, положения феодально-зависимых людей, криминальное, наследственное право и др.
Слайд 104
Ру́сская Пра́вда (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — правовой
кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе Руси.
Слайд 106Золотой ковчег для хранения «Русской правды»
(19 век)
Слайд 107Зарождение и развитие школьного образования.
988 г. – первая школа
для детей местной аристократии при Десятинной церкви
1054 г. – школа
в Новгороде для 300 детей старост и духовных особ
1037 г. – в Софии Киевской Ярослав основал школу нового типа ( высшее учебное заведение)
988 г. – первая школа для детей местной аристократии при Десятинной церкви
1054 г. – школа в Новгороде для 300 детей старост и духовных особ
1037 г. – в Софии Киевской Ярослав основал школу нового типа ( высшее учебное заведение)
Слайд 108Архитектура
Киев XI века – достойный соперник Константинополя ( ныне
Стамбул, Турция). На протяжении первого тысячелетия н.э. восточные славяне построили
много городов (руины древнего города недалеко от Канева, монастырь около города Ромны и др.). Города Киевской Руси появились
в 9-11-х веках.
Слайд 109Много крепостей и культурных строений появилось в Kиеве, Чернигове и
в Переяславе.
Город в Kиевской Руси состоял из трех частей:
1)укрепленный центр(detinets);
2) укрепление города, состоящее из деревянной или земляной стены;
3)ремесленные и торговые предместья, расположенные за городскими стенами.
Слайд 110Внешние ворота иногда встраивались в стену (Золотые Ворота в Kиеве
(1037); Ворота епископа в Переяславе (1089).
Символом развития Киевской Руси
стали Десятинная церковь (989-996), Софиевский собор (1017-1037).
Кроме того, наиболее известные постройки Киевской Руси: Успенский собор Киево-Печерской Лавры(1073-1078), Михайловский Золотоглавый собор Михайловского монастыря в Киеве (1108-1113) и др.
Слайд 111Золотые ворота
Ярослава Мудрого с моделью святой Софии в руках.
Слайд 114Софийский Собор
Собор Святой Софии был построен в 11 веке и
находится в самом центре Киева. Сохранились и дошли сквозь века
260 кв. метров мозаик и 3 тысячи кв. метров фресок. Едва ли где-то в Европе можно найти столько фресок и мозаик 11 века, которые сохранились в одной церкви. София Киевская - этот источник искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться этим дивом Византийской и Старинной Русской архитектуры.
Слайд 119Мозаичная живопись Софийского Собора
Богоматерь Оранта
Слайд 120Портрет женщин великокняжеской семьи
Слайд 121Михайловский Златоверхий Собор
Михайловский Златоверхий Собор сооружен в 1108 - 1113
гг. на территории Михайловского Златоверхого монастыря внуком Ярослава Мудрого киевским
князем Святополком Изяславичем. Собор был построен из камня и кирпича на извесково-цементном растворе. Имена художников, которые создали мозаики и фрески Михайловского Златоверхнего Собора неизвестны.
Слайд 124КиевоЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается
увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская, Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы,
колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г. Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и иконописцами и была освящена в 1089 году митрополитом Иоанном.
Слайд 127Кирилловская церковь
Кирилловская церковь была построена в середине XII века на
далекой окраине древнего Киева — Дорогожичах. Древняя архитектура Кирилловской церкви
и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев страны. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.
Слайд 130Храм Благовещения
Пресвятой Богородицы
Слайд 132Здания украшались резьбой по дереву и кости, мозаикой, фресками,
резными каменными деталями, иконами (собор св. Софии).
В области древнего
искусства известно немало памятников иконописной живописи, миниатюр (цветных рисунков в летописях), много изделий, украшенных рисунками и эмалью.
Слайд 139Музыкальное искусство.
Музыка записывалась нотными знаками.
Среди
музыкальных инструментов были известны: дудки, сопилки, флейты, гусли, лютни, бубны
и др. При дворах князей создавались музыкальные ансамбли, а при церквях - хоры.
Слайд 140Киевская Русь славилась опытными ремесленниками. Было известно более 60 ремесленных
профессий. Ремесленники изготовляли орудия труда, изделия домашнего быта. Ремесленники ковали
серпы, ножи, подковы, замки, изготовляли шлемы, щиты, стрелы, луки, мечи, сабли, броню, кольчуги; шили одежду.
Слайд 141Турий рог из Черной Могилы в Чернигове.
Оковка серебряная. Позолота, чеканка,
резьба, чернь. Х в. Государственный Исторический музей
Турий рог из Черной
Могилы в Чернигове.
Оковка серебряная. Позолота, чеканка, резьба
3. Оковка турьего рога из Черной Могилы. Фрагменты
Серебро. Позолота, чеканка, резьба, чернь. Х музей
Слайд 143украшались звериными головами, как бы кусающими врагов человека.