Слайд 1Тема 2. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Безусловный и условный
рефлекс.
Слайд 21. Принципы теории рефлекторной деятельности
2. Врожденная и приобретенная деятельность организма
3. Безусловный рефлекс
Слайд 31. Принципы теории рефлекторной деятельности
Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной
системы, основывается на трех главных принципах:
1. Принцип детерминизма (причинности). «Нет
действия без причины». Воздействие на организм из внешнего мира или внутренней среды, подчинение внешних условий потребностям организма.
2. Принцип структурности. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к определенной структуре. Структура может выступать в двух видах: постоянном и динамическом, что отражает два основных вида реакций организма:
- Врожденные реакции с постоянной структурой,
- Приобретенные динамически в результате обучения.
Слайд 43. Принцип анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней среды.
Этот процесс связан с поступающей информацией и с ответными реакциями
организма. Это активный процесс приспособления к окружающим условиям существования организма. Анализ и синтез ― всегда взаимосвязанные, одновременные и неотделимые друг от друга процессы.
Анализ и синтез представлен в двух видах: низшем и высшем.
Низший связан с первой сигнальной системой, высший осуществляется совместной деятельностью первой и второй сигнальных систем. + Обязательное участие осознания отношения действительности.
Слайд 5Рефлексами (от латинского слота reflexus - отраженный) называют ответные реакции
организма на раздражение рецепторов.
В рецепторах возникают нервные импульсы, которые по
чувствующим (центростремительным) нейронам поступают в центральную нервную систему. Там полученная информация обрабатывается вставочными нейронами, после чего возбуждаются двигательные (центробежные) нейроны и нервные импульсы приводят в действие исполнительные органы — мышцы или железы.
Слайд 6Рефлекторные действия — это целостные действия, направленные на удовлетворение определенной
потребности, в пище, воде, безопасности и др. Они способствуют выживанию
особи или вида в целом.
Различают рефлексы положительные, когда раздражитель вызывает определенную деятельность, и отрицательные, тормозные, при которых деятельность прекращается.
Рефлексы играют исключительную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма, его гомеостаза.
Слайд 7действия животных и человека определяются их потребностями
нервная система — это
совокупность нейронов, соединённых при помощи синапсов в клеточные цепи, которые
действуют по принципу отражения, т. е. рефлекторно. Рефлекс (от лат. reflexus — «повёрнутый назад», «отражённый») — реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы
Структурная основа любого рефлекса — рефлекторная дуга
Слайд 82. Врожденная и приобретенная деятельность организма
При изучении любой формы психической деятельности
прежде всего встает вопрос о врожденном и индивидуально приобретенном, об
элементах инстинкта и научения в поведении животного.
Принято различать пять уровней поведения живых организмов. От таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы (а также – в некоторых отношениях – инстинктивное поведение), до приобретенных, поддающихся модификации форм, связанных с мышлением.
Слайд 9В изучении проблемы инстинкта и научения важное место занимает вопрос
о пластичности инстинктивного поведения.
Инстинктивное поведение – это развивающаяся пластическая
деятельность, изменяемая внешними воздействиями.
Слайд 10Постоянство, ригидность инстинктивных компонентов поведения необходимы для обеспечения сохранности и
неуклонного выполнения наиболее жизненно важных функций независимо от случайных, преходящих
условий среды, в которых может оказаться тот или иной представитель вида. Во врожденных компонентах поведения хранится итог всего эволюционного пути, пройденного видом.
В остальном реализация врожденной программы поведения в конкретных условиях индивидуального развития животного обеспечивается процессами научения, т.е. индивидуального приспособления врожденного, видотипичного поведения к частным условиям среды.
Слайд 113. Безусловный рефлекс
Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные
воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не
требующие специальных условий для своего возникновения.
Слайд 12Все безусловные рефлексы по степени сложности и выраженности реакций организма
разделяют на простые и сложные; в зависимости от вида реакции
— на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочно-исследовательские и др.; в зависимости от отношения животного к раздражителю — на биологически положительные и биологически отрицательные.
Слайд 13Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или
извращение безусловных рефлексов обычно связано с органическими поражениями головного мозга
Сложнейшая
динамика взаимодействия условных рефлексов и безусловных является основой нервной деятельности человека и животных.
Биологическое значение безусловных рефлексов, как и условно-рефлекторной деятельности, заключается в приспособлении организма к различного рода изменениям внешней и внутренней среды.