Понятия "финансы" и "деньги" близкие, но не тождественные
категории, финансы – более узкое понятие
Денежные отношения охватывают
все экономические отношения, а
финансовые отношения связаны с
движением фондов денежных
средств производственного и
непроизводственного назначения.
Главное отличие от денежных
отношений – финансы не включают
обслуживание личного потребления
Часть денежных средств в
финансовые ресурсы не включается:
денежные средства, обслуживающие
личные потребности граждан
(розничный товарооборот, оплата
коммунальных, бытовых и др. услуг)
и личные денежные отношения между
гражданами (купля-продажа товаров,
дарение и наследование денег и т.п.)
Признаки финансов:
1. Денежная форма выражения
2. Распределительный характер отношений при
отсутствии эквивалентного обмена
3. Распределение ВВП через специальные фонды
Денежные отношения между государством и предприятиями (платежи в бюджет,
отчисления в различные фонды)
Денежные отношения между предприятиями и банковской системой
Денежные отношения внутри предприятий
Денежные отношения между государственными органами различных уровней управления
Денежные отношения между государством и населением (получение выплат и льгот
из общественных фондов потребления)
Функции финансов
распределительная - распределение общественного продукта
стимулирующая (регулирующая) - создание финансовых условий для развития
приоритетных сфер экономики (через налоговую систему, бюджетное финансирование)
контрольная - на всех стадиях создания, распределения и использования НД:
государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный аудит
финансы предприятий и отраслей – денежные фонды, предназначенные
для развития производства и решения социальных вопросов
региональные финансы – территориальные фонды, используемые для
развития регионов предприятий и отраслей
система страхования
финансы кредитной системы
Особенность финансового рынка - повышенная ликвидность
финансовых ресурсов: их можно купить и сразу же продать
денежный рынок
валютный рынок
фондовый рынок
рынок страхования
Финансовая система проявляет себя на финансовом рынке – экономические
отношения между покупателями и продавцами финансовых ресурсов
Формируется новая
составная часть финансовой
системы – финансы граждан
Усиление децентрализации
финансовых ресурсов,
возрастает роль региональных,
местных финансов
Структура государственных финансов
Управление государственными
финансами: общее – президент,
парламент, правительство.
Непосредственно – Минфин
(бюджетное управление, казначейство).
Органы налоговой службы (ФНС)
• Государственный бюджет
• Государственные внебюджетные фонды
• Государственное социальное страхование
• Государственное имущественное и
личное страхование
Принципы бюджетного устройства в РФ
Демократизм бюджетного процесса:
проект разрабатывается исполнительной
властью; утверждается законодательной
властью; исполняется правительством
через Федеральное Казначейство и ЦБ;
контролируется расходование средств
Счетной Палатой РФ
Фискальный федерализм: все бюджеты
независимы по доходам и расходам,
самостоятельно балансируются.
Понятие «консолидированный бюджет» -
свод бюджетов в целом по РФ (республике,
области). Такой объединенный бюджет не
утверждается и используется для анализа
уровни
федеральный бюджет
региональные бюджеты
местные бюджеты
Трансферта - официальная ежегодная долевая дотация из фонда
финансовой поддержки
Субвенция – фиксированный объем государственных средств, выделяемых
безвозмездно для финансирования целевых расходов из бюджетов
Субсидия –форма связи между отдельными звеньями бюджетной системы,
служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета
Бюджетная ссуда - на возвратной и возмездной основе
Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их
распределению и использованию составляют финансовую политику
Фискальная политика - деятельность
государства в области регулирования
расходов и налогообложения
Бюджетная политика - направлена
на регулирование бюджета
Осуществление государственной социальной политики
Обеспечение внутренней и внешней безопасности
Содержание аппарата управления
Внебюджетные фонды
• пенсионный фонд
• фонд обязательного медицинского страхования
• фонд социального страхования
Расходы.
Государственное управление
Судебная система
Международная деятельность
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность
Наука
Промышленность, энергетика и строительство
С/х и рыболовство
Охрана окружающей среды
Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
Образование
Культура, искусство и кинематография
СМИ
Здравоохранение и физическая культура
Социальная политика
Обслуживание государственного долга
Пополнение гос. запасов и резервов
Финансовая помощь другим бюджетам
Исследование космоса
Прочие
Целевые бюджетные фонды
(федеральный дорожный, экологический,
борьбы с преступностью и др.)
Д
О
Х
О
Д
Ы
Р
А
С
Х
О
Д
Ы
Сальдо бюджета - соотношение
доходов и расходов бюджета
положительное
(профицит)
нулевое
отрицательное
(дефицит)
Рост государственного долга, инфляция
Основные способы покрытия
дефицита - займы
(внутренние и внешние)
Государственный долг – сумма накопленных за
определенный период бюджетных дефицитов
за вычетом имевшихся за это время профицитов
внутренний долг
внешний долг
Уменьшение расходов путем секвестра –
пропорциональное снижение расходов,
корме защищенных статей (ЗП, пенсий,
денежного довольствия и т.п.)
Способы покрытия дефицита госбюджета
а) денежная эмиссия; б) займы в Центральном банке;
в) займы в частном секторе эффект вытеснения
• падение доходов в условиях кризиса
экономики и уменьшения прироста
национального дохода
• уменьшение налогов
• увеличение расходов
• большие затраты на ВПК
Концепции
бюджетной
политики
бюджет должен быть ежегодно сбалансирован
бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического
цикла, а не за каждый год
проблема балансирования бюджета отходит на второй план,
а главное – обеспечение сбалансированности экономики
функции
налогов
Налоговая система государства - совокупность налогов,
принципов и методов построения, а также способов их взимания
Граждане должны участвовать в содержании правительства
соответственно доходу
2. Налог должен быть точно определен
3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны
плательщику
4. Налоги должны быть так задуманы так, чтобы брать из кармана народа
и удерживать возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству
и государству
Источник налога - доход субъекта, за счет которого уплачивается налог:
прибыль, заработная плата, процент, рента
Ставка налога - величина налога на единицу обложения объекта
Единица обложения – единица измерения с объекта налога
(рубли, метры, литры и д.т. ).
Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог:
прибыль, доход, стоимость товаров, добавленная стоимость на
продукцию, работы, услуги, имущество юридических и физических лиц,
передача имущества (дарение, наследование), операции с ЦБ
По сфере
распространения:
• федеральные
• региональные
• местные
По использованию поступивших средств:
• общие - не имеют конкретного назначения
в плане использования (финансирование
капитальных и текущих затрат)
• специфические - для использования их в
строго определенных целях (напр.,
пенсионный фонд)
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть