Слайд 1Социально-психологический тренинг
Слайд 2Социально-психологический тренинг
— это активное социально-психологическое обучение, характеризующееся обязательным взаимодействием
обучаемых между собой (Ю.Н. Емельянов);
средство психологического воздействия, направленное на
развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения (Л.А. Петровская).
Слайд 3социально-психологический тренинг
В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ)
понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы.
При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.
Слайд 4Цель и задачи тренинга
повышение коммуникативной компетентности личности.
Задачи тренинга:
приобретение психологических
знаний;
приобретение внешне выражаемых умений общения;
коррекция коммуникативных установок;
адекватное восприятие себя и
других;
личностный рост.
Слайд 5Методы
лекции и семинары,
активные методы:
групповая дискуссия (групповой самоанализ),
игровые
методы (ролевые игры, психодрамма),
сензитивный тренинг – недиррективные группы встреч.
Слайд 6Дискуссионные методы
Благодаря механизму дискуссии со сверстниками личность учится становится на
точку зрения другого.
Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию
и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем.
Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.
Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения.
Слайд 7Игровые методы. оперАциональные
Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более
или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е.
обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.
Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности
Слайд 8Игровые методы. Ролевые игры
Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют
ролевые игры.
Именно этот вид игр лёг в основу метода,
разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.
Слайд 9Игровые методы. Ролевые игры
В зависимости от приоритета задач, на которые
направлен СПТ, ролевые игры могут приобретать различные формы:
1. Ориентироваться на
приобретение и развитие специальных навыков, например, умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;
2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например, коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекатно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Слайд 10Психодрама
набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы.
Сеанс психодрамы заключается
в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее
лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и других действующих лиц.
Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль.
Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижению на первый план взаимодействия между участниками.
Слайд 11Виды тренинга.
Сензитивный тренинг
– стремление к максимальной самостоятельности участников.
Основным
средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры.
Трудность
описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.
Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели.
В ходе сензитивного тренинга участники включаются в новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Слайд 12Сензитивный тренинг
В процессе групповой работы, затрагиваются глубокие психологические образования
участников тренинга.
Когда речь идёт о том, что в тренинге
человек получает новые сведения о себе, то при этом имеется в виду не только внешний, поверхностный срез, но и такие личностные характеристики, как ценности, мотивы, установки и т.п.
Это говорит о том, что в каком-то смысле и в какой-то степени социально-психологический тренинг можно ассоциировать с процессом развития личности.
Слайд 13телесно-ориентированная психотерапия В.Райха.
В последнее время внимания практических психологов -
ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии.
Здесь
выделяют три основные подгруппы приемов:
работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
чувственное осознание и
нервно-мышечная релаксация, восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Слайд 14телесно-ориентированная психотерапия
Медитативные техники тоже должны быть отнесены к тренинговым методам,
поскольку опыт показывает полезность и эффективность их применения в процессе
групповой работы.
Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.
Слайд 15Результаты социально-психологического тренинга
повышение компетентности в сфере общения,
конкретизация различных решаемых в
его процессе задач.
Слайд 16В зависимости от приоритета задач,
на которые направлен СПТ,
он
может приобретать различные формы:
1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных
навыков, например, умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;
2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например, коррекция формирования развития установок, необходимых для
успешного общения, развития способности адекатно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Слайд 17Суть Социально-психологического тренинга
— один из методов активного обучения и психологического
воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на
повышение компетентности в сфере общения,
в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы.