Разделы презентаций


Тема 2. Практические приложения социальной психологии

Содержание

Практические приложения социальной психологии План:1. Общая характеристика практических приложений социально-психологического знания2. Основные направления прикладной социальной психологии 3. Практическая социальная психология

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2.
Практические приложения социальной психологии

Тема 2.Практические приложения социальной психологии

Слайд 2Практические приложения социальной психологии
План:
1. Общая характеристика практических приложений социально-психологического знания
2.

Основные направления прикладной социальной психологии
3. Практическая социальная психология

Практические приложения социальной психологии	План:1. Общая характеристика практических приложений социально-психологического знания2. Основные направления прикладной социальной психологии 3. Практическая

Слайд 3Составляющие социальной психологии как сферы научного знания
В структуре социально-психологического знания

на основе задач исследования и запросов практики выделяются:
1. Фундаментальная (академическая)

социальная психология
2. Практико-ориентированная социальная психология, т.е. практические приложения социально-психологического знания:
Прикладная социальная психология
Практическая социальная психология

Составляющие социальной психологии как сферы научного знания	В структуре социально-психологического знания на основе задач исследования и запросов практики

Слайд 4Общая характеристика практических приложений социально-психологического знания
Различие между фундаментальной и практико-ориентированной

социальной психологии:
фундаментальная социальная психология ориентирована на выявление закономерностей функционирования социально-психологических

явлений;
практико-ориентированная социальная психология направлена на применение на практике знаний, полученных фундаментальными исследованиями.

Общая характеристика практических приложений социально-психологического знанияРазличие между фундаментальной и практико-ориентированной социальной психологии:фундаментальная социальная психология ориентирована на выявление

Слайд 5Практико-ориентированная социальная психология: - прикладная социальная психология - практическая социальная психология
Результатом

прикладного социально-психологического исследования являются рекомендации, сформулированные на основе проведенного исследования,

цель которого определяется заказчиком.

Практический психолог не проводит научных исследований, а использует имеющиеся психологические знания с целью разрешения тех или иных проблем клиентов, он вмешивается в некий социально-психологический процесс, с целью разрешения проблемы.
Практическая социальная психология – это проблемно-ориентированная сфера знания, она направлена на поиск решений повседневных проблем, с которыми сталкиваются люди.

Практико-ориентированная социальная психология:  - прикладная социальная психология - практическая социальная психологияРезультатом прикладного социально-психологического исследования являются рекомендации,

Слайд 6Направления практической социальной психологии:
Психологическое консультирование


социально-психологический тренинг

Направления практической социальной психологии:Психологическое консультирование социально-психологический тренинг

Слайд 7Прикладная социальная психология
Особенности прикладного социально-психологического исследования:
прикладное исследование построено на взаимодействии

исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности, это вторжение

в жизнь реальной группы не должно разрушить естественный процесс;
использованная научная терминология должна быть понятна участникам исследования и заказчику, необходима адаптация языка;
особое значение приобретает соблюдение этических норм;
практические рекомендации должны быть детально проработаны.

Прикладная социальная психологияОсобенности прикладного социально-психологического исследования:прикладное исследование построено на взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс

Слайд 8Краткая история развития прикладной социальной психологии
На Западе
С начала XX столетия

в США социальная психология развивалась не как теоретическая дисциплина, а

как преимущественно прикладная дисциплина.

Социальная психология была ориентирована на выполнение требований, связанных с
повышением производительности труда
развитием СМИ и пропаганды
разработкой методов управления.

Американская социальная психология открыто демонстрирует свою «заземленность», нацеленность на практические потребности общества.
Пример: исследования Элтона Мэйо.
Краткая история развития прикладной социальной психологииНа ЗападеС начала XX столетия в США социальная психология развивалась не как

Слайд 9Исследования Э. Мэйо. Хоторнские эксперименты.
Э. Мэйо – американский социолог

и социальный психолог, основатель «теории человеческих отношений» .
1. Исследования на

текстильной фабрике (1924 г.)
Проведены реорганизационные мероприятия
Вывод: организация процесса общения работников – важное условие оптимизации производственной деятельности.
2. Исследования в электротехнической компании (1928).
Эксперимент с изменением освещенности (контрольная и экспериментальная группы).
Вывод: внимание к работнику со стороны администрации – фактор, способствующий повышению производительности труда.
Выделение группы работниц с особыми условиями труда.
Вывод: людям присуща потребность в принадлежности к группе (социабельность); на производстве существуют формальные и неформальные группы; неформальные группы могут способствовать повышению производительности труда.

Исследования Э. Мэйо. Хоторнские эксперименты. Э. Мэйо – американский социолог и социальный психолог, основатель «теории человеческих отношений»

Слайд 10Краткая история развития прикладной социальной психологии
В России
Основные этапы развития:

20-е годы XX столетия
с начала 60-х

годов
В.М.Бехтерев. Выделены проблемы прикладной социальной психологии, связанные с изучением личности и коллектива:
влияние коллектива на производительность труда
влияние административного и товарищеского контроля на продуктивность работы у различных рабочих
влияние соревнования на интенсивность и качество работы различных лиц в коллективе.

Исследования в области психотехники: проблемы управления.

Исследования психологического воздействия таких средств массовой коммуникации как плакат.
Краткая история развития прикладной социальной психологииВ России Основные этапы развития: 20-е годы XX столетия

Слайд 11Прикладные исследования в области средств массовой коммуникации

Прикладные исследования в области средств массовой коммуникации

Слайд 12Прикладные исследования в области средств массовой коммуникации

Прикладные исследования в области средств массовой коммуникации

Слайд 13Краткая история развития прикладной социальной психологии
С начала 60-х годов XX

в. интенсивное развитие прикладных социально-психологических исследований.
Основные проблемы:
коллектив –

личность, малая группа – личность
Изучались: межличностные отношения, лидерство, социально-психологический климат, адаптация, конфликты, стили руководства, вопросы развития коллектива, социально-психологические аспекты социалистического соревнования.
Прикладные исследования проводились на промышленных предприятиях, в образовательных учреждениях, в сфере средств массовой информации и пропаганды.

Краткая история развития прикладной социальной психологииС начала 60-х годов XX в. интенсивное развитие прикладных социально-психологических исследований. Основные

Слайд 14Основные направления прикладной социальной психологии
организационная психология
психология семейных отношений
психология массовых

коммуникаций и рекламы
психология этнических отношений
психология гендерных отношений
политическая

психология
социальная педагогическая психология
социальная психология здоровья
Основные направления прикладной социальной психологииорганизационная психологияпсихология семейных отношений психология массовых коммуникаций и рекламы психология этнических отношений психология

Слайд 15Организационная психология
Организационная психология – это направление прикладной социальной психологии по

развитию социальных организаций (работа с персоналом, оптимизация делового общения и

психологического климата, командообразование и др.).
Объектом прикладного социально-психологического исследования может выступать как организация в целом, так и конкретное подразделение или личность работника, испытывающие психологические трудности в решении конкретных проблем, которые отрицательно сказываются на функционировании организации.
Организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения сотрудников организации и групп, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций.
Предмет организационной социальной психологии: особенности влияния процесса общения и отношений на профессиональную деятельность людей, и прежде всего, на повышение производительности их труда.

Организационная психологияОрганизационная психология – это направление прикладной социальной психологии по развитию социальных организаций (работа с персоналом, оптимизация

Слайд 16Организационная психология
В 70-80-е годы XX в. в нашей стране работы

по исследованию социально-психологических особенностей подразделений организации выполнялись в рамках психологических

служб, создававшихся на предприятиях и в государственных структурах.
Задача подобного рода работ заключалась в том, чтобы
дать понимание социально-психологических феноменов и ситуаций, складывающихся в организации,
спрогнозировать динамику их развития,
найти потенциальные ресурсы изменений и сформулировать практические рекомендации.
Каждая организация имеет формальную и неформальную структуру.
Организационная психологияВ 70-80-е годы XX в. в нашей стране работы по исследованию социально-психологических особенностей подразделений организации выполнялись

Слайд 17Организационная психология
Каждая организация имеет формальную и неформальную структуру.
В области

отношений по горизонтали изучается характер деловых и личных отношений между

членами коллектива:
конкуренция и взаимопомощь
внутригрупповая и межгрупповая конфликтность и агрессия
доверие и взаимопонимание между членами коллектива
система межличностного восприятия и понимание людьми друг друга
межличностная привлекательность
процессы совместимости и срабатываемости работников.

В области отношений по вертикали исследовательский интерес представляют характер межличностных отношений в системе руководитель–подчиненный:
неформальное лидерство и руководство
восприятие руководителя коллективом
авторитет формального и неформального лидера
коммуникативная и конфликтологическая компетентность руководителя.
Организационная психологияКаждая организация имеет формальную и неформальную структуру. В области отношений по горизонтали изучается характер деловых и

Слайд 18Психология семейных отношений
Психология семейных отношений – это одно из направлений

прикладной социальной психологии, в котором изучаются проблемы отношений между супругами,

родителями и детьми, братьями и сестрами и другими членами семей.
Психология семейных отношенийПсихология семейных отношений – это одно из направлений прикладной социальной психологии, в котором изучаются проблемы

Слайд 19Психология семейных отношений
Актуальные психологические проблемы семейных отношений:
динамика формирования супружеских отношений

в паре;
социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на супружеские

отношения;
детский опыт в родительской семье и его влияние на супружеские отношения в собственной семье;
развод и его влияние на детей и бывших супругов;
родительские стили и их влияние на развитие ребенка;
сепарация взрослого ребенка от родителей;
взаимоотношения сиблингов: ревность-соперничество –сотрудничество.


Психология семейных отношенийАктуальные психологические проблемы семейных отношений:динамика формирования супружеских отношений в паре;социальные и внутрисемейные стрессоры и их

Слайд 20Психология гендерных отношений
Гендер
Гендерные отношения
Различия между представителями разного пола по психологическим

характеристикам
Маскулинность/фемининность
Поведение мужчин и женщин
Неравенство/равенство по признаку пола
Социальные роли мужчин

и женщин
Психология гендерных отношенийГендерГендерные отношенияРазличия между представителями разного пола по психологическим характеристикамМаскулинность/фемининностьПоведение мужчин и женщин Неравенство/равенство по признаку

Слайд 21Предметная область исследований в психологии гендерных отношений
Научная проблема

для гендерных исследований в разных науках - анализ ситуаций гендерного

неравенства и разработка практических рекомендаций, направленных на достижение гендерного равенства.

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, при которой мужчины и женщины как представители социальных групп обладают неравными возможностями в обществе.

Направления гендерных исследований в психологии:
закономерности поведения мужчин и женщин, как исполнителей социальных ролей и субъектов разных видов отношений: межличностных, межгрупповых, общественных.

Предметная область исследований в психологии гендерных отношений  Научная проблема для гендерных исследований в разных науках -

Слайд 22Гендерное неравенство

Гендерное неравенство

Слайд 23Гендерное неравенство

Гендерное неравенство

Слайд 24Гендерное неравенство

Гендерное неравенство

Слайд 25Гендерное неравенство

Гендерное неравенство

Слайд 26Распространенные представления о социальных ролях и положении мужчин и женщин

в обществе и семье

Распространенные представления о  социальных ролях и положении мужчин и женщин в обществе и семье

Слайд 27Гендерные роли мужчин и женщин: эгалитарные и традиционные

Гендерные роли мужчин и женщин: эгалитарные и традиционные

Слайд 28Практическая социальная психология: психологическое консультирование социально-психологический тренинг

Психологическое консультирование:
индивидуальное
семейное
организационное



Практическая социальная психология:  психологическое консультирование  социально-психологический тренингПсихологическое консультирование:индивидуальное семейноеорганизационное

Слайд 29Психологическое консультирование
Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная

на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в

межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.


Психологическое консультирование	Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных

Слайд 30Психологическое консультирование
Основная цель психологического консультирования — это оказание психологической помощи, то

есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем

и налаживании межличностных отношений с окружающими.

Психологическое консультирование	Основная цель психологического консультирования — это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку

Слайд 31Психологическое консультирование
Психолог-практик, находясь в позиции Консультанта, оказывает содействие своим клиентам

в решении их проблем в режиме реального времени.
Психолог именно оказывает

содействие, а не берет на себя полностью или частично бремя разрешения проблем Клиента. Проблемы клиента решаются таким образом, что инициатива, активность и ответственность за результат должны принадлежать клиенту. Консультант работает на расширение сознания клиента или расширение его перспективы. Фраза «Консультант работает вопросами, а не ответами» как нельзя лучше характеризует способ приложения его усилий к решению проблем.
Все виды консультирования включают определенную последовательность этапов:
а) анализ существующего положения дел;
б) определение направления желаемых изменений ситуации;
в) определение плана и способов его реализации для продвижения в избранном направлении.
Психологическое консультированиеПсихолог-практик, находясь в позиции Консультанта, оказывает содействие своим клиентам в решении их проблем в режиме реального

Слайд 32Психологическое консультирование
Принципы проведения психологического консультирования:
доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
ориентация

на нормы и ценности клиента
анонимность
запрет давать советы
разграничение личных профессиональных отношений
включенность

клиента в процесс консультирования.


Психологическое консультированиеПринципы проведения психологического консультирования:доброжелательное и безоценочное отношение к клиентуориентация на нормы и ценности клиентаанонимностьзапрет давать советыразграничение

Слайд 33Психологическое консультирование
Средства воздействия консультанта в процессе беседы:
одобрение мнений клиента;


стимулирование высказываний;
краткость и ясность речи психолога;
вопросы, направленные на

изменение и коррекцию позиции клиента;
домашние задания с четким предписанием того, что и как должен делать клиент;
дискуссии, ориентированные на принятие клиентом того или иного решения, и т.д.
Психологическое консультированиеСредства воздействия консультанта в процессе беседы: одобрение мнений клиента; стимулирование высказываний; краткость и ясность речи психолога;

Слайд 34Психологическое консультирование
Консультирование по поводу трудностей во взаимоотношениях родителей и старших

подростков.
Основные темы:
отсутствие контакта с детьми;
неуважительное, резкое отношение детей к родителям,

ссоры и конфликты;
тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны с точки зрения родителей;
проблемы, связанные с нестандартным поведением детей.
Психологическое консультированиеКонсультирование по поводу трудностей во взаимоотношениях родителей и старших подростков.Основные темы:отсутствие контакта с детьми;неуважительное, резкое отношение

Слайд 35Практическая социальная психология
Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на

использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности

в общении.

Варианты тренинговых программ:
Тренинг делового общения
Коммуникативный тренинг
Тренин сензитивности
Перцептивный тренинг
Тренинг влияния и противостояния влиянию
Тренинг партнерского общения

Практическая социальная психологияСоциально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с

Слайд 36Социально-психологический тренинг
Задачи социально-психологического тренинга:
овладение психологическими знаниями
формирование умений и навыков в

сфере общения
коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения


развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей
коррекция и развитие системы отношений личности.


Социально-психологический тренингЗадачи социально-психологического тренинга:овладение психологическими знаниямиформирование умений и навыков в сфере общениякоррекция, формирование и развитие установок, необходимых

Слайд 37Социально-психологический тренинг
Принципы организации социально-психологического тренинга:
принцип активности участников
принцип исследовательской позиции (участники

должны найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности общения)
принцип объективации

поведения (используемые приемы: обратная связь, видеозапись)
принцип партнерского общения (учет интересов участников общения, признание ценности личности каждого и др.).
Социально-психологический тренингПринципы организации социально-психологического тренинга:принцип активности участниковпринцип исследовательской позиции (участники должны найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности

Слайд 38Социально-психологический тренинг
Методы проведения тренинга разнообразны, они включают следующие виды активности:


мини-лекция,
демонстрация,
групповая дискуссия,
ролевая игра,
разбор критических случаев,
тренинговые

упражнения,
работа в проектных группах
тренинги на базе компьютерных программ, интерактивные видеопрограммы.
Социально-психологический тренингМетоды проведения тренинга разнообразны, они включают следующие виды активности: мини-лекция, демонстрация, групповая дискуссия, ролевая игра, разбор

Слайд 39Социально-психологический тренинг
При проведении тренинга особый акцент делается на создание в

группе климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным

общением интенсивность открытой обратной связи.
В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном опыте общения.
Социально-психологический тренингПри проведении тренинга особый акцент делается на создание в группе климата доверия, позволяющего реализовать большую по

Слайд 40

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика