Слайд 1Тема 3.
Проектирование и организация маркетингового исследования
Слайд 2План
3.1. Процесс маркетингового исследования
3.2. Проектирование маркетингового исследования
Слайд 33.1. Процесс маркетингового исследования
Слайд 4
Процесс маркетингового исследования – это последовательность ряда (5-6) этапов, определяющих
задачи, которые должны быть выполнены в процессе проведения маркетингового исследования.
Слайд 51. Постановка задачи. Определение проблемы и целей исследования.
- Определение
проблемы
- Определение целей исследования (выяснить…, уточнить …, определить… оценить …)
Разработка
поисковых вопросов (Кто? Где? Когда? Как? Какой? Почему? Как часто?)
Формулировка рабочей гипотезы
Слайд 6С точки зрения причин проведения маркетинговых исследований выделяют:
Исследования для идентификации
(определения) проблемы
Исследования для решения проблемы
Слайд 7Определение проблемы
Проблема – противоречивая, сложная или нежелательная ситуация, требующая
решения.
Проблемы-симптомы (следствия): снижение прибыли, сокращение доли рынка, жалобы потребителей, снижение
спроса
Проблемы-причины: действия конкурентов, изменения внешней среды, поведение потребителей, изменения в деятельности компании
Слайд 8Гипотеза – предположение относительно сущности, содержания и возможных путей решения
проблемы
Требования, выдвигаемые к рабочей гипотезе:
Достоверность (непосредственно связана с проблемой)
Предсказуемость (должна
быть сформулирована на основе предварительно отмеченных закономерностей и тенденций)
Возможность проверки
Возможность формализации
Пример гипотезы: увеличение доли рынка стирального порошка “Tide” до 24% возможно при росте объема продаж на 12%. Для этого необходимо снижение цены товара на 8%.
Слайд 92. Разработка проекта (плана) исследования
Определение информационных потребностей
Определение методов исследования (полевые,
кабинетные, количественные, качественные, специальные, синдикативные)
Разработка форм для проведения исследования (инструментарий)
Определение
объекта исследования и объема выборки
Определение потребностей и ресурсов
Определение места и времени проведения исследования, график исследования
Общая стоимость исследования
Слайд 103. Реализация плана. Проведение полевого исследования и сбор данных
Организация исследования
Проведение
исследования (сбор данных)
Контроль сбора данных
Документирование полученных данных
Слайд 114. Подготовка, обработка, анализ данных
Проверка данных
Редактирование, кодирование, преобразование данных для
последующей обработки и анализа
Обработка данных
Анализ данных (регрессионный, корреляционный, факторный, кластерный)
Слайд 125. Подготовка и предоставление отчета
Подготовка отчета
Презентация результатов
Передача отчета заказчику (лицам,
принимающим решения)
В некоторых случаях возможна разработка прогнозов, рекомендаций
Слайд 133.2. Проектирование маркетингового исследования
Слайд 14Проектирование маркетингового исследования предполагает следующую последовательность действий
Определить информационные потребности
проекта – характер и объем информации, необходимой для работы.
Определить методы
исследования.
Определить систему измерения и выбрать статистическую шкалу, к которой относится полученная информация.
Составить и произвести предварительное тестирование вопросника (формы для интервью) или разработать другие формы получения необходимой информации.
Определить как будет происходит составление выборок и их оптимальный размер.
Разработать план анализа информации.
Слайд 15Эскиз проекта маркетингового исследования
Информационные потребности – какая именно информация интересует
заказчика
Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных
гипотез
Генеральная совокупность и выборка – что представляет собой генеральная совокупность, уточняются типы и виды выборки
Методы исследования (методы сбора информации)
Система сбора информации – чьими силами будет осуществляться сбор информации
Инструментарий – опросные листы, методики и карточки для проведения контент-анализа документов, бланки наблюдений и др.
Методы обработки данных
Слайд 16Эскиз проекта маркетингового исследования (продолжение)
Оформление результатов исследования – формы отчетности
в виде экспресс-отчета, подробного отчета, пояснительной записки к количественным данным,
рекомендации, прогнозы.
Потребности и ресурсы – уточняются необходимые материальные (бумага, ручки, гостиница и т.п.) и технические (компьютеры, диктофоны, транспорт, видеоаппаратура и др.) ресурсы
График проведения исследования - конкретные даты начала исследования, контрольные даты отдельных мероприятий и и дата предоставления отчета
Общая стоимость исследования – смета: общее руководство проектом, разработка документации, проведение пилотных исследований, тиражирование документов, проведение полевых работ – инструктаж интервьюеров, проведение опроса, контроль за работой интервьюеров и др., обработка и анализ информации, подготовка отчета, накладные расходы – телефонные переговоры, проживание в гостинице, транспортные расходы и т.п.