Слайд 1Тема 3. Формы общественного хозяйства
Вопросы лекции:
1. Натуральная и товарная формы
общественного хозяйства.
2. Теория стоимости товара и теория предельной полезности блага.
3.
Возникновение, сущность и функции денег.
4. Сущность рынка.
Слайд 2Натуральное хозяйство
это система отношений, при которой люди создают продукты
для удовлетворения собственных потребностей. Для него характерны:
а) замкнутость системы;
б)
ручной универсальный труд;
в) прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство – распределение - потребление», то есть созданная продукция распределяется между участниками производства, минуя обмен, и идет в потребление.
Слайд 3Товарное хозяйство
Это система, при которой продукты создаются для их
продажи на рынке. Для него характерны:
1)открытость системы;
2)общественное разделение
труда;
3)косвенные экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство- распределение – обмен - потребление».
Слайд 4Товар
Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем
купли – продажи.
Потребительная стоимость товара – это способность товара удовлетворять
какие-либо потребности. Она зависит от физических и химических свойств.
Меновая стоимость товара – это способность товара обмениваться на другой товар в определенных количественных пропорциях. Она зависит от количества затраченного труда.
Слайд 5Трудовая теория стоимости товара
Стоимость всех товаров создается общественным трудом
товаропроизводителей. Труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает
не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества.
Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд.
Слайд 6Трудовая теория стоимости товара К.Маркса
W = C + V +
M, где
W – стоимость товара
C – постоянный капитал
V –
переменный капитал
M – прибавочная стоимость
Слайд 7Теория предельной полезности
Стоимость товара определяется стоимостью последней, предельной единицей
блага.
Предельная полезность и ценность блага, зависит от количества данного продукта
и потребности в нем.
Слайд 8Возникновение и сущность денег.
Деньги – это всеобщий эквивалент с
потребительной стоимостью которого неразрывно связана эквивалентная форма стоимости.
Золото общепризнанное
воплощение стоимости и оно выступает эталоном – измерителем стоимости всех товаров.
Слайд 9Функции денег.
1. Мера стоимости – деньги измеряют стоимость всех
товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах - его цена. Для
определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно.
Слайд 102. Средство обращения денежные средства выступают в качестве посредника в
обращении, которое совершается по формуле: Т (товар) – Д (деньги)
– Т (товар).
3. Средство образования сокровищ: деньги накапливаются в качестве представителя богатства вообще. Функцию сокровища выполняют не только золотые монеты, но и слитки, изделия из золота – сам денежный материал во всех его видах.
Слайд 114. При продаже товаров в кредит деньги выполняют функцию платежного
средства.
5. В международной торговле осуществляется функция мировых денег.
Функцию мировых
денег длительное время выполняло золото. На смену золотых монет в ХХ веке пришла искусственная денежная единица. Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег: а) средство образования сокровищ и
б) мировые деньги.
Слайд 12Сущность рынка
Рынок – это огромный аукцион, на котором нащупываются цены.
Рынок
– это любое взаимодействие, в которое вступают люди.
Причины появления рынка
– 1)общественное разделение труда,
2) естественная ограниченность производственных возможностей;
3) экономическая обособленность товаропроизводителей.
Слайд 13Структура рынка
1) территориальная (местный, национальный, международный);
2) функциональная (рынок товаров и
услуг, рынок средств производства, рынок капиталов и ценных бумаг, рынок
рабочей силы);
3) по объему продаж (оптовый и розничный);
4) специализированные рынки.
Слайд 14Функции рынка
- функция саморегулирования товарного производства. При росте спроса на
товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены, в
результате производство начинает сокращаться
- стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.
Слайд 15Функции рынка
- установление общественной значимости произведенного продукта и затрат труда.
Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства
- регулирующая
функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макро пропорции в экономике, в производстве и обмене.
- функция демократизации (санирующая). С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Слайд 16Преимущества рыночной экономики
1.Способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов.
2.Гибко реагирует
на изменяющиеся условия производства.
3. Обеспечивает свободу выбора и действий как
потребителей, так и производителей.
4. Способствует созданию условий для внедрения достижений НТР, новых технологий, методов организации и управления производством.
5. Нацеливает производителей на удовлетворение потребности людей и повышение качества товаров и услуг.
Слайд 17Недостатки рыночной экономики
1. Не гарантирует получение доходов.
2. Не гарантирует
полной занятости.
3. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
4. Не стимулирует внедрение
мероприятий по защите окружающей среды.
5. Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования.
6. Не способствует внедрению достижений НТП.