Слайд 1Тема 3. Организация управления и система органов управления
Слайд 2.
3.1. Сущность организационной структуры управления.
3.2. Виды организационных структур.
3.3 Система органов
управления.
Слайд 33.1 Сущность организационной структуры управления
Слайд 4Структура управления — это устойчивая упорядоченная система, определяющая и фиксирующая
соподчиненность и полномочия работников аппарата управления на подготовку, принятие и
реализацию решений.
Под организационной структурой управления понимается состав и соподчинённость взаимосвязанных организационных единиц (звеньев), отдельных работников, выполняющих различные управленческие функции.
Слайд 5Структура управления формируется по горизонтали и вертикали.
По горизонтали она
состоит из звеньев, а по вертикали — из ступеней
Слайд 63.2. Виды организационных структур управления.
Слайд 7Организационные структуры управления:
- линейная,
- функциональная,
- линейно-функциональная,
- дивизиональная,
- матричная,
- матрично-штабная.
Слайд 8При линейной структуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются
одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей
системой только через него.
Слайд 9В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип полноправного распорядительства:
каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в
его компетенцию. Это создает условия для формирования аппаратов специалистов, которые в силу своей компетенции отвечают только за определенный участок работы.
Слайд 10Линейно-функциональная структура
Слайд 11Дивизиональная структура управления - при которой работы сосредотачиваются на достижении
общего результата, а разделение на элементы осуществляется по видам товаров
или услуг, группам покупателей или географическим регионам (региональная структура) и т. д.
Слайд 12Матричные (программно-целевые) схемы управления создаются тогда, когда выбранная стратегия делает
упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в
области высоких технологий и сама работа по их выполнению является очень сложной.
Слайд 13Отличительной особенностью матрично-штабной структуры управления является то, что она отражает
все виды руководства: линейное, функциональное, тематическое и обеспечивает всестороннюю координацию
деятельности организационно-техническими решениями на высшем уровне.
Слайд 14Рациональная структура управления базируется на следующих принципах:
Принцип прямой соподчиненности
(исключает двойственность подчинения и возможность получения противоположных указаний);
Принцип соответствия
прав, обязанностей и ответственности (каждое звено (орган) и отдельный работник управления должен четко знать свои права, обязанности и какую персональную ответственность будет нести за их невыполнение);
Слайд 15 Определение трудоемкости функций и числа управленческих работников. Большинство функций
должны подлежать нормированию. В соответствии с нормами следует определять численность
управленческих работников с учетом их профессиональной подготовки.
Оптимальная звенность. Число ступеней и звеньев управления должны создавать необходимые условия для оперативного управления. Следует соблюдать соразмерность с учетом соблюдения нормы управляемости, обеспечения ритмичности работы аппарата.
Разграничения полномочий. Руководитель должен четко определить функции исполнителей. Он не должен выполнять работы, которые могут успешно выполнить его подчиненные. Систему организованной структуры следует ориентировать на определенный уровень компетенции персонала. Полномочия должны соответствовать целям, функциям и уровню ответственности.
Слайд 16 Четкое разграничение линейного и функционального руководства. Каждое подразделение и
конкретное лицо должны выполнять определенные функции.
Гибкость и надежность
функционирования. Структура должна оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, потребностям своевременной реконструкции или модернизации, обладать гибкостью связей.
Рациональная организация планирования и контроля. Предусматривать формирование организационной структуры с учетом развития хозрасчетных отношений, организации нормирования и учета.
Надежность системы информации. Предусматривает организацию движения и переработки внешней и внутренней информации о спросе и предложении на продукцию, развитие инновационных процессов.
Слайд 18Система органов управления АПК включает государственные органы, отраслевые органы на
акционерной основе, хозяйственное самоуправление и общественные организации.
Функциональное управление АПК возложено
на министерства: финансов; экономического развития и торговли; промышленности и энергетики, образования и науки; труда и социального развития, а также на федеральные агентства: лесного хозяйства; по управлению федеральным имуществом; кадастра объектов недвижимости.
Слайд 19Отраслевое управление осуществляют открытые акционерные общества с участием государства: Росагроснаб,
Росагролизинг, Росхлебопродукт, Росптицепром, Агроплемсоюз, Росплемобъединение.
Хозяйственное самоуправление — агрохолдинги, агроконцерны, агрофирмы,
агропромышленные объединения, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, союзы, финансово-промышленные группы.
Органы государственного управления составляют единую систему, создаваемую по принципу «сверху — вниз». А органы хозяйственного самоуправления формируются по принципу «снизу — вверх» на добровольной основе путем делегирования функций, представляющих взаимный интерес организаций АПК. Органы хозяйственного самоуправления представляют собой объединения участников агропромышленного процесса в различные организационно-правовые формы в сфере производства, переработки, реализации и агросервисного обслуживания.
Они объединяют и координируют деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков на основе общей заинтересованности, принципов интеграции и кооперации, демократизации производственных отношений и самоуправления.