Слайд 1ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникационный процесс и PR. Классификация информации.
Модели коммуникации.
Вербальные
коммуникации в PR: подготовка публичных выступлений и правила составления текстовых
материалов.
Невербальные коммуникации в PR.
Слайд 2
Самое важное в общении –
услышать то, что не было
сказано.
Питер Друкер
Слайд 31. Коммуникационный процесс и PR. Классификация информации
Основной функцией PR является
установление и ведение коммуникаций организации с внешней и внутренней средой.
Что же такое коммуникация и какую роль она играет в организациях?
Система коммуникации служит средством включения организаций в их внешнюю среду.
Слайд 4 Коммуникация - это процесс, посредством которого некоторая идея передается от
источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя.
Целью
может быть изменение знаний или социальных установок.
Слайд 5 Если коммуникация рассматривается как процесс, то информация - это то,
что передается в ходе этого процесса. То, чем люди обмениваются
при коммуникации.
Если в роли источника выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.
В зависимости от направления ее делят на:
вертикальную (циркулирующую между органами управления разного уровня)
горизонтальную (циркулирующую между структурами одного уровня).
Слайд 6 В.Афанасьев предлагает различать управленческую информацию в зависимости от того, какие
функции управленческого процесса она обслуживает.
Информацию, которая кладется в основу принятия
решения, называют исходной.
Информация, которую используют при реализации решения, выполнении конкретных организационных действий, называют организационной информацией.
любое управленческое решение сопровождается определенными нормами, правилами, рекомендациями. Информация такого рода называется регулирующей.
На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно-контрольная информация.
Управленческую информацию можно также разделить на:
внешнюю (об окружающей организацию среде)
внутреннюю (непосредственно о данной организации).
Слайд 72. Модели коммуникации
Аристотель выделял три компонента в коммуникации: ОРАТОР -
РЕЧЬ - АУДИТОРИЯ. Эта триада в несколько ином виде присутствует
во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.
В 1930-ые гг. Г.Лассуэл выделил 5 наиболее значимых компонентов процесса коммуникации: КТО ГОВОРИТ? - ЧТО СООБЩАЕТ? - КОМУ? - ПО КАКОМУ КАНАЛУ? - С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?
Математик К.Шеннон и инженер- электротехник У.Уивер, анализируя коммуникацию между людьми, использовали 5 компонентов: 1) источник; 2) передатчик; 3) сигнал; 4) получатель; 5) назначение..
Уэстли и Маклин подчеркивали значение обратной связи и обмена информацией с внешней средой.
Ю.Воронцов вводит в модель коммуникации такой значимый компонент, как помехи, в частности, личностно-индивидуальные фильтры, уровень образования или когнитивный диссонанс.
Слайд 8 На современном этапе используют так называемую модель ИСКП, которая состоит
из 4 основных компонентов:
ИСТОЧНИК - СООБЩЕНИЕ - КАНАЛ -
ПОЛУЧАТЕЛЬ.
1.ИСТОЧНИК - это создатель сообщения. Им может быть организация, индивид или группа индивидов.
2.СООБЩЕНИЕ - это информация, которую передает источник получателю.
3.КАНАЛ - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Каналы можно разделить на средства массовой информации и межличностные каналы.
4.ПОЛУЧАТЕЛЬ - компонент, ради которого и происходит коммуникация. Получатель может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории.
Слайд 9Американский ученый Д.Клаппер выделил «факторы-посредники», которые влияют на процесс воздействия
СМИ на человека:
предрасположенность человека к восприятию той или иной информации
(идей, знаний, норм, ценностей);
принадлежность человека к какой-либо социальной группе с ее нравственными, политическими и другими нормами;
межличностный характер распространения содержания массовой коммуникации;
влияние лидеров мнений, или говоря проще, социально активных людей, на распространение и оценку информации.
Клаппер сделал вывод, что СМИ, воздействуя на читателей, слушателей, зрителей, вероятнее всего, укрепляют уже существующие у них установки, мнения, позиции, чем изменяют их. То есть слушатели, зрители склонны искать в сообщениях подтверждение уже выработанных, ранее сложившихся взглядов.
Слайд 105.ЭФФЕКТ КОММУНИКАЦИИ - это изменения в поведении получателя, которые происходят
в результате приема сообщения.
Существуют 3 основных типа результатов коммуникации:
изменения
в знаниях получателя;
изменения установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;
изменение поведения получателя (например, голосование, покупка товара или своевременный приход на работу).
Слайд 116.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - это реакция получателя на сообщение источника. Обратная
связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Обратная связь может рассматриваться
как сообщения источнику, которые содержат данные об эффективности акта коммуникации.
Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут.
Отрицательная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был.
С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительная.
Чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективнее.
Слайд 12Этапы и элементы процесса коммуникации
Слайд 133. Вербальные коммуникации в PR: подготовка публичных выступлений и правила
составления текстовых материалов.
Главным умением в сфере PR является умение строить
вербальные коммуникации.
Это означает умение говорить и писать:
1)то, что нужно;
2)так, как нужно;
3)там, где нужно;
4)тогда, когда нужно;
5)тому, кому нужно.
Речевые коммуникации можно разделить на устные и письменные.
Слайд 14Публичные выступления
это один из наиболее распространенных вариантов речевых коммуникаций.
Его
подготовка начинается с постановки цели. Это может быть:
установление и улучшение
отношений;
информирование;
продвижение товара или идеи;
изменение чего-либо.
Затем необходимо оценить состав аудитории,
Слайд 15Третий этап - составление конспекта речи, независимо от того, будет
ли выступление устным или письменным.
Назначение конспекта - логически и
психологически организовать идею, которую оратор хочет донести до слушателей.
Конспект состоит из трех частей - введения, основной части и заключения.
Процесс подготовки должен включать также выбор или предварительное знакомство с помещениями.
Внешний облик оратора, голос, ролевое публичное поведение, легкость восприятия речи также должны быть учтены в процессе подготовки выступления.
Слайд 16Правила составления текстовых материалов
Тексты могут варьироваться по длине, назначению, стилю
и жанру.
Написание текстов - речей, ньюз-релизов, аналитических статей, рекламных
текстов, писем редактору, репортажей, эссе - требует специальных знаний, и навыков.
Их надо знать специалисту PR.
Слайд 17Существует несколько универсальных правил написания текстов.
1.Простота предложений. «Не более одной
идеи, не более одного образа в одном предложении».
Кроме того,
необходимо следить за ритмом текста, который определяется сочетанием предложений, имеющих определенную длину. Наиболее удачным считается ритм: длинное предложение, короткое, очень короткое, немного длиннее. Важно следить за длиной параграфов - она тоже должна быть небольшой. Длинные параграфы обескураживают читателя. Редакторы СМИ предпочитают параграфы длиной 50-70 слов (примерно 3-4 предложения).
2. Простые слова. Нужно использовать повседневный язык своей аудитории.
3. Убедительность. Позиция автора должна быть поддержана фактами, цифрами, документами, чтобы убедить читателя в точном отражении событий.
Слайд 184. Естественность стиля. Все важные материалы новостей должны быть изложены
в самом начале текста - в 1-2 первых фразах или
абзацах.
Создание новости специалистом PR предполагает наличие следующих характеристик содержания текста:
Воздействие. Содержание должно затрагивать жизнь аудитории.
Удивительность.
Известность главного действующего лица
Конфликт или драматизм событий.
Слайд 194. Невербальные коммуникации в PR
К невербальным коммуникациям относятся жесты, мимика,
телодвижения, свойства голоса, тон, паузы.
Это самая древняя форма общения
людей.
И сегодня в межличностном общении, информация передается:
- словами лишь на 7%,
характером звучания и интонацией - на 38%,
остальные 55% информации передаются жестами рук и ног, мимикой лица, внешним видом и окружением.
Для успешной коммуникации важна не только репрезентативная информация, но и информация оценочного характера, которая демонстрирует отношение говорящего к самой информации и/или адресату.
Слайд 20В основе невербальных коммуникаций лежат 2 истока - биологический и
социальный, т.е. врожденный и приобретенный в ходе жизненного опыта человека
как члена социума.
В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны, т.е. расстояния, на котором люди привыкли общаться.
Знание невербальных знаков и символов увеличивает эффективность коммуникаций.