Слайд 1Тема 3.
Теория спроса
и предложения.
Анализ спроса и предложения.
Эластичность спроса и
предложения.
Слайд 2Раздел А. Анализ спроса
и предложения.
Спрос.
Предложение.
Рыночное равновесие.
Слайд 3Спрос
Закон спроса:
количество
товара, на
которое
предъявляется
спрос обратно
пропорцио-нально
цене этого
товара.
Р
Q
0
D
Рис. 3-1. Графическое отображение закона спроса.
Слайд 4Эффекты дохода и замещения
Эффект замещения — при росте цены товара
потребитель стремится заменить этот товар в своём потреблении другим товаром
со схожими свойствами, если его цена остаётся неизменной.
Эффект дохода — рост цен на определённый потребляемый товар равносилен снижению реального дохода потребителя, что заставляет его предъявлять спрос на меньшее количество как данного, так и других товаров, цены которых остаются прежними.
Слайд 5Цена спроса — максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за
определённое количество данного товара.
Функция спроса — зависимость объёма спроса от
определяющих его факторов.
Если все факторы, определяющие объём спроса, кроме цены интересующего нас товара считать неизменными, то можно говорить о функции спроса по цене.
Линия спроса — графическое отображение функции спроса от цены.
Слайд 6Изменение объёма спроса
и изменение спроса
Изменение объёма спроса имеет место
при изменении цены товара (графически это — движение вдоль линии
спроса).
Изменение спроса происходит при изменении неценовых факторов (графически — сдвиг линии спроса).
Слайд 7Неценовые факторы, определяющие величину рыночного спроса
Средний доход потребителя.
Ёмкость рынка.
Цена товаров,
связанных с данным товаром (товаров-заменителей и дополняющих товаров).
Вкусы и предпочтения
потребителей.
Географические и природно-климатические факторы.
Слайд 8Парадокс Гиффена (Явления, восприни-маемые, как исключение из закона спроса)
1. Рост
цен на товары-заменители.
2. Цена – показатель качества.
3. Инфляционные ожидания.
4.Некачественные товары.
Р
Q
0
D
Рис.
3-2. Спрос на товары Гиффена.
Слайд 9Предложение
Рис. 3-3. Графическое отображение закона предложения.
Р
Q
0
S
Закон предло-жения:
предложение
товара прямо
пропорционально цене,
установившейся на
этот товар.
Слайд 10Цена предложения — минимальная цена, за которую продавцы согласны отдать
определённое количество данного товара.
Функция предложения — зависимость объёма предложения от
определяющих его факторов.
Если все факторы, определяющие объём предложения, кроме цены интересующего нас товара считать неизменными, то можно говорить о функции предложения по цене.
Линия предложения — графическое отоб-ражение функции предложения от цены.
Слайд 11Изменение объёма предложения
и изменение предложения
Изменение объёма предложения имеет место
при изменении цены товара (графически — движение вдоль линии предложения).
Изменение
предложения происходит при изменении неценовых факторов (графически — сдвиг линии предложения).
Слайд 12Неценовые факторы, определяющие величину рыночного предложения
Издержки производства.
Цены на товары-заменители, используемые
в производственном процессе.
Организация рынка.
Слайд 13Рыночное равновесие
Р
Q
0
S
D
PE
P1
QS1- QD1= излишек
QD1
QS1
QE
Силы спроса и предложения создают на рынке
равновесную цену и равновесное количество
Рис. 3-4.
Рынок
ликвидирует
излишек.
Слайд 14Р
Q
0
S
D
PE
P1
QD1 - QS1 = дефицит
QD1
QS1
QE
В условиях когда устанавливается равновесие нет
ни дефицита, ни излишка товаров
Рис. 3-5.
Рынок
ликвидирует
дефицит.
Слайд 15Раздел Б. Эластичность спроса
и предложения
Эластичность спроса по цене.
Эластичность предложения
по цене.
Слайд 16Эластичность спроса по цене
— реакция потребителей, выражающаяся в изменении количества
товаров, на которые предъявляется спрос в ответ на изменение в
цене этих товаров при прочих равных условиях.
Е<1 – неэластичный спрос по цене (изменение цены на 1 % вызывает изменение количества на которое предъявляется спрос меньше, чем на 1 %)
Е=1 – спрос с единичной эластичностью
Е>1 – эластичный спрос по цене (изменение цены на 1 % вызывает изменение количества на которое предъявляется спрос больше, чем на 1 %).
Слайд 17Полярные случаи эластичности спроса
Абсолютно неэластичный спрос
Р
Q
D
Абсолютно эластичный спрос
Р
Q
D
Рис. 3-6.
Слайд 18Эластичность прямой линии
Если кривая спроса линейна, эластичность спроса изменяется при
движении вдоль кривой.
Р
Q
0
D
Е > 1
Е < 1
Е= 1
Рис. 3-7.
Эластичность
прямой линии
в
данной точке
определяется как
отношение длины
части этой линии,
находящейся ниже
этой точки к длине
части этой линии,
находящейся над
данной точкой.
Слайд 19Детерминанты эластичности спроса
Необходимость товара.
Наличие товаров-заменителей.
Период времени
Значимость товара в потребительском бюджете.
Слайд 20Эластичность предложения
по цене
показывает изменение предлагаемого количества в ответ на
изменение цены товаров на 1 %.
Е
цене (изменение цены на 1 % вызывает изменение предлагаемого количества меньше, чем на 1 %)
Е=1 – предложение с единичной эластичностью
Е>1 – эластичное предложение по цене (изменение цены на 1 % вызывает изменение предлагаемого количества больше, чем на 1 %).
Слайд 21Полярные случаи
эластичности предложения
Абсолютно неэластичное предложение
Р
Q
S
Абсолютно эластичное предложение
Р
Q
S
Рис. 3-8.
Слайд 22Детерминанты эластичности предложения
Степень, в которой может быть увеличено производство товара.
Если производитель может легко найти факторы производства для увеличения выпуска,
то рост производства произойдёт даже при небольшом росте цен, т.е. предложение окажется эластичным.
Период времени, которым располагают производители. В короткие периоды фирмы могут оказаться неспособными увеличить выпуск => предложение неэластично.