Слайд 1Тема 4.
Система органов финансового контроля, их функции и правовые
основы контрольной деятельности
Слайд 2Вопросы:
Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ
Министерство финансов РФ
Органы
налогового контроля: ФНС, ФТС.
Система органов негосударственного контроля
Внутрихозяйственный (внутриведомственный) контроль
Слайд 31. Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ;
Счетная
палата РФ - орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти
и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами
Слайд 4Согласно Федеральному закону
“О Счетной палате Российской Федерации”:
– Счетная
палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным
Собранием и подотчетным ему (статья 1);
– Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (статья 3);
Слайд 5Согласно Федеральному закону
“О Счетной палате Российской Федерации”:
Для рассмотрения вопросов:
планирования
и организации работы Счетной палаты,
методологии контрольно-ревизионной деятельности,
отчетов и информационных сообщений,
направляемых Совету Федерации и Государственной Думе,
образуется Коллегия Счетной палаты.
Слайд 6Согласно Федеральному закону
“О Счетной палате Российской Федерации”:
Коллегия Счетной палаты
Председатель
Счетной палаты
Заместитель Председателя
Аудиторы Счетной палаты
С.В. Степашин
Срок полномочий
составляет 6 лет
Слайд 7Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты РФ назначаются и освобождаются
от должности Федеральным Собранием РФ по представлению Президента РФ.
Аудиторы:
Половина состава
аудиторов назначается и освобождается от должности Госдумой,
Другая половина состава аудиторов – Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Слайд 8Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет:
контроль за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Слайд 9Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все госорганы и учреждения
в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления,
предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:
получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
используют федеральную собственность либо управляют ею;
имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Слайд 10Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления,
Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм
собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.
Слайд 11Организация и планирование работы Счетной палаты
Счетная палата осуществляет годовое
и текущее планирование своей деятельности. План работы Счетной палаты представляет
собой совокупность контрольных мероприятий, экспертно-аналитических и других работ.
Проект годового плана работы рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты, после чего становится обязательным для исполнения всеми должностными лицами и сотрудниками аппарата.
Текущее планирование реализуется в ежеквартальных планах работы Коллегии. Эти планы определяют конкретные сроки (месяц, число) представления и рассмотрения на заседаниях Коллегии отчетных материалов по контрольным мероприятиям.
Счетная палата информирует Федеральное Собрание о результатах проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона.
Слайд 12Представления и предписания Счетной палаты
По результатам контрольных мероприятий Счетная
палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям объектов проверки
представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.
Если при проведении проверки или ревизии обнаружены хищение государственных денежных или материальных средств, иные злоупотребления Счетная палата незамедлительно передает материалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.
Слайд 13Аппарат Счетной палаты
Основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на
определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.
Согласно Федеральному закону “О Счетной палате Российской Федерации”:
– инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения… (статья 26);
– инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемые гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 28).
Сегодня в аппарате работает чуть более 1 000 сотрудников. Средний возраст сотрудников аппарата – 45,2 года.
Слайд 14Взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов РФ
В декабре 2000 года на
первом Всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации была создана
Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР).
Основные задачи АКСОР –
содействие в разработке и внедрении унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней
выработка единых стандартов и методик контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности
обмен опытом и повышение профессиональной подготовки специалистов.
Одно из основных направлений взаимодействия – проведение совместных контрольных мероприятий, количество и тематика которых расширяются из года в год.
В Ассоциацию входят Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы 86 субъектов Российской Федерации и Союз муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединяющий свыше 70 муниципальных контрольно-счетных органов.
Председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин.
Слайд 152. Министерство финансов Российской Федерации и его подразделения: Федеральное казначейство,
служба финансово-бюджетного надзора.
Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение
единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере.
Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы.
В пределах своей компетенции Минфин:
проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета.
Организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций.
Составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней.
Слайд 16Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующая в рамках Минфина
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также органы Федерального казначейства (федеральной
службы).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и его территориальные подразделения обязаны проводить:
комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Слайд 17Федеральное казначейство
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять
процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль поступления,
целевого и экономного использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения.
Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ.
Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.
Слайд 183. Органы налогового контроля: ФНС, ФТС.
Широкие контрольные полномочия в рамках
бюджетного процесса предоставлены налоговым органам. Налоги являются основой доходной части
государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой бюджетная система не может эффективно функционировать.
Контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет государства осуществляют ФНС и ФТС.
ФНС ведет учет налогоплательщиков, контролирует соблюдение ими налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Полномочия ФТС распространяются на отдельные виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью:
НДС
Акцизы на экспортируемые и импортируемые товары
Таможенную пошлину
Слайд 194.Система органов негосударственного контроля
Слайд 205. Внутрихозяйственный (внутриведомственный) контроль
В проведении финансового контроля участвуют главные распорядители
и распорядители бюджетных средств. Такой контроль называется ведомственным.
Задача -
обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами.
Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения.
Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета.
Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства.
Слайд 21Внутрихозяйственный контроль
Проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя.
Бухгалтерия обеспечивает
учет и контроль за всеми финансовыми операциями.
Она проверяет законность
и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.