Слайд 1
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ.
План.
Место общения в системе отношений человека.
Функции
общения.
2. Основные стороны общения.
3. Формы, уровни общения.
4. Структура и
виды общения.
5. Социально-психологические механизмы общения.
6. Качества, важные для общения.
Лекцию подготовила:
Муханова Ирина Федоровна,
кандидат психол.наук,
доцент кафедры соц.-гуманитарных дисциплин
Слайд 2Литература:
Кан-Калик В. Культура делового общения. - Грозный, 1988.
Леонтьєв А.А. Умейте
спушать партнера по общению. - М., 1987.
Лунева 0.В., Хорошилова Е.А.
Психология делового общения. - М., 1987.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: МГУ, 1989.
Пиз А. Язык телодвижений. – СПб, 2000.
Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов /В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др./Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с. 8 –50, 93 – 127.
Психологія: Підручник /Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та ін.; за ред. Ю.Л. Трофімова. – К.: Либідь, 1999, с.463 – 468, 469 – 476.
Семиченко В.А. Психология общения. – К.: Магістр – S, 1998, с.3-34.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону: изд. «Феникс», 1997, с.630 – 700.
Слайд 3 Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей
между собой. Культура - это очень многогранное и емкое понятие,
но когда мы говорим - культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты
Культурная речь не содержит слов-паразитов, нецензурных выражений, некорректных формулировок, изобилует словами вежливости, учтивости. Необходимо обязательно употреблять «волшебные» слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, будьте добры и др. С речью необходимо передавать положительные эмоции, избегать выражения агрессии, гнева и других разрушительных эмоций.
Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.
Культура общения подразумевает то, что в коммуникации участвуют два умных и культурных человека, которые прекрасно понимают рамки дозволенного и не позволяют их себе нарушать. Некультурно передавать в разговоре слухи, сплетни, а уж если вы решили посудачить и «промыть кости» какому-либо общему знакомому, то такую беседу и вовсе нельзя назвать культурной.
Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе, любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными.
Слайд 4«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем
мы, пока ты слово не сказал»
«Слушаю слова людей и смотрю
на их действия» Конфуций
«Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику».
«Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить» Зенон из Китиона
«Слово - самое сильное оружие человека». Аристотель
«Заговори, чтобы я тебя увидел». Сократ
«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого». Петр I
«Стремитесь быть естественным в общении и не принимайте на себя роль, которую трудно выполнить».
«Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца» С. Смайсл.
Слайд 5Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя
обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Общение своего рода искусство, где есть свои правила, особенности, секреты, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения цели.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущего ко взаимному пониманию.
Слайд 7Функции общения (по В.А. Семиченко):
Контактная – установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимосвязи
во время взаимодействия;
Информационная – обмен сообщениями (информацией, мнениями, замыслами, решениями, состояниями), выдача запроса на информацию или ответа на полученный от партнера запрос;
Побудительная – стимулирование партнера по общению или общающегося (аутостимулирование), направление его активности на выполнение определенных действий;
Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
Понимания – адекватное восприятие и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний);
Амотивная – целенаправленное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний или неосознаваемый «обмен эмоциями», изменение с помощью партнера собственных переживаний и состояний;
Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей социальной общности, в которой данный человек находится;
Оказания влияния – изменение состояния, поведения, ценностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности, действий, вкусов, норм и стандартов поведения, оценки и др.).
Слайд 8
Функции общения (по О.Г. Филатовой)
инструментальная – передача информации для совершения
определенных действий;
трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;
экспрессивная
– взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
функция самовыражения;
функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;
функция социализации и др.
Слайд 9Таким образом, знание функций, выполняемых общением в процессе индивидуального развития
человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений этого процесса, неполноценности
структуры и формы общения, в которое включается человек.
Слайд 10Г.М. Андреева в общении выделяет 3 взаимосвязанные стороны:
Коммуникативная – обмен
информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между
общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона – процесс восприятия и познания друг друга партерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервые ввел Дж. Брунер в 1947 г. в ходе разработки так называемого «Нового взгляда» на восприятие.
Слайд 11
Модель коммуникативного процесса
(по Г. Лассуэллу) включает 5 элементов:
Кто? (передает
сообщение) – Коммуникатор.
Что? (передается)
– Сообщение (текст).
Как? (осуществляется передача) – Канал.
Кому? (направлено сообщение) – Аудитория.
С каким эффектом? – Эффективность.
Слайд 12Средства коммуникации:
Речевые (вербальные).
Неречевые (невербальные):
Оптико-кинетические : жесты, мимика, пантомимика, поза, осанка,
походка, др.
Паралингвистические – качество голоса, его тональность, диапазон, громкость, тембр.
Способствует выражению эмоционального состояния коммуникатора
Экстралингвистические – паузы, смех, плач, кашель, темп речи.
Тактильные – рукопожатие, поцелуи, прикосновения и т.д.
Пространственно-временные (проксемика) – время, дистанция, расположение людей в пространстве при общении.
Слайд 13СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
ЯЗЫК – СИСТЕМА СЛОВ, ВЫРАЖЕНИЙ И ПРАВИЛ ИХ СОЕДИНЕНИЯ
В ОСМЫСЛЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. СЛОВА И ПРАВИЛА ИХ
УПОТРЕБЛЕНИЯ ЕДИНЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ.
ИНТОНАЦИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБНА ПРИДАВАТЬ РАЗНЫЙ СМЫСЛ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ФРАЗЕ.
МИМИКА, ПОЗА, ВГЛЯД СОБЕСЕДНИКА МОГУТ УСИЛИВАТЬ, ДОПОЛНЯТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГАТЬ СМЫСЛ ФРАЗЫ.
ЖЕСТЫ - СЛУЖАТ ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ (ЭКСПРЕССИВНЫЕ), ИЛИ ИМЕЮТ ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ЗА НИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ (ОБЩЕПРИНЯТЫЕ).
РАССТОЯНИЕ, НА КОТОРОМ ОБЩАЮТСЯ СОБЕСЕДНИКИ, ЗАВИСИТ ОТ КУЛЬТУРНЫХ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОТ СТЕПЕНИ ДОВЕРИЯ К СОБЕСЕДНИКУ.
Слайд 14В ЕЖЕДНЕВНОМ АКТЕ КОММУНИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА (по Альберту Меграбяну):
Слайд 22
Зоны (Э. Холл):
интимная (до 45 см.) – допускаются лишь
близкие, знакомые. Характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт.
личная или персональная
(45-120 см.) – обыденная беседа с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт.
социальная (120-400 см.) – во время официальных встреч.
публичная (свыше 400) – общение с большими группами людей.
Слайд 23Интерактивная сторона общения :
Сотрудничество – форма общения, когда оба партнера
по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и
общих целей совместной деятельности.
Противоборство - форма общения, когда партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
Уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного сотрудничества.
Одноправленное содействие – один из партеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.
Контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.
Компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Слайд 24Формы организации общения – это такой способ взаимодействия членов группы,
в котором реализуются цель и содержание данного взаимодействия.
объединения в играх;
диалог;
дискуссии
(форумы, диспуты, обсуждения, семинар);
собрания (информационные, координационные, принятия решений и т.д.)
Слайд 27Виды общения (продолжение таблицы)
Слайд 28Виды общения (продолжение таблицы)
Слайд 29МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ:
Идентификация – отождествление себя
с другим, один из самых
простых способов
понимания другого человека – уподобление
себя ему. Мы
как бы ставим себя
на место другого человека и восстанавливаем
в памяти, что сами испытывали, переживали
в соответствующий момент.
Эмпатия – понимание другого человека на уровне чувств и эмоциональных отношений.
Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это механизм, включающийся в мышление, самопознание, самоуправление.
Слайд 30МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ:
Каузальная атрибуция - от лат. сausa – причина и
atributio – придаю, наделяю. Это процесс приписывания другому человеку причин
его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.
Стереотипизация – интерпретация причин поведения путем отнесения к уже известным или предполагаемым явлениям, подведение формы под определенный класс.
Обратная связь – это осмысление ответных реакций партнера по общению.
Установка (также рассматривается как механизм) – это готовность воспринимать и понимать объект.
Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Слайд 40Теория «Психологического айкидо» М. Литвака
(техника психологически грамотного общения, овладение
которой позволит Вам успешно решать любые проблемы, возникшие в процессе
общения).
Слайд 41Психологическое айкидо учит:
принимать партнера в совокупности всех
его качеств, с
достоинствами и недостатками,
как розу с шинами и колючками;
амортизация
( это немедленное согласие с доводами партнера но общению) приводит к тому, что человек убирает свои "колючки". Надо научиться не натыкаться на "колючки" партнера, иметь дело только с цветком и убирать свои колючки;
вместо провоцирования конфликтов, которые ведут к осложнению отношений и даже к их разрыву, нужно научиться налаживать отношения.
Слайд 43Пример:
Жена заявляет мужу:
«Из-за тебя мы опоздали на концерт».
1
вариант ответа.
Муж: «Почему из-за меня? Почему все всегда из-за
меня?;
2 вариант ответа.
Муж: «Нет, если бы ты быстрее наряжалась, то мы бы успели»;
3 вариант ответа.
Муж: «Ну, допустим. И что же нам теперь делать?»
Слайд 44Теория транзактного анализа Э. Берна