Разделы презентаций


ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

Содержание

Литература: Кан-Калик В. Культура делового общения. - Грозный, 1988.Леонтьєв А.А. Умейте спушать партнера по общению. - М., 1987.Лунева 0.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. - М., 1987.Петровская Л.А. Компетентность в общении.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ.
План.
Место общения в системе отношений человека.

Функции
общения.
2. Основные стороны общения.
3. Формы, уровни общения.
4. Структура и

виды общения.
5. Социально-психологические механизмы общения.
6. Качества, важные для общения.







Лекцию подготовила:
Муханова Ирина Федоровна,
кандидат психол.наук,
доцент кафедры соц.-гуманитарных дисциплин

ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ.План.Место общения в системе отношений человека. Функции общения.2. Основные стороны общения.3. Формы,

Слайд 2Литература:
Кан-Калик В. Культура делового общения. - Грозный, 1988.
Леонтьєв А.А. Умейте

спушать партнера по общению. - М., 1987.
Лунева 0.В., Хорошилова Е.А.

Психология делового общения. - М., 1987.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: МГУ, 1989.
Пиз А. Язык телодвижений. – СПб, 2000.
Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов /В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др./Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с. 8 –50, 93 – 127.
Психологія: Підручник /Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та ін.; за ред. Ю.Л. Трофімова. – К.: Либідь, 1999, с.463 – 468, 469 – 476.
Семиченко В.А. Психология общения. – К.: Магістр – S, 1998, с.3-34.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону: изд. «Феникс», 1997, с.630 – 700.

Литература: Кан-Калик В. Культура делового общения. - Грозный, 1988.Леонтьєв А.А. Умейте спушать партнера по общению. - М.,

Слайд 3 Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей

между собой. Культура - это очень многогранное и емкое понятие,

но когда мы говорим - культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты
Культурная речь не содержит слов-паразитов, нецензурных выражений, некорректных формулировок, изобилует словами вежливости, учтивости. Необходимо обязательно употреблять «волшебные» слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, будьте добры и др. С речью необходимо передавать положительные эмоции, избегать выражения агрессии, гнева и других разрушительных эмоций.
Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.
Культура общения подразумевает то, что в коммуникации участвуют два умных и культурных человека, которые прекрасно понимают рамки дозволенного и не позволяют их себе нарушать. Некультурно передавать в разговоре слухи, сплетни, а уж если вы решили посудачить и «промыть кости» какому-либо общему знакомому, то такую беседу и вовсе нельзя назвать культурной.
Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе, любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными.

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура - это очень многогранное

Слайд 4«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем

мы, пока ты слово не сказал»
«Слушаю слова людей и смотрю

на их действия» Конфуций
«Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику».
«Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить» Зенон из Китиона
«Слово - самое сильное оружие человека». Аристотель
«Заговори, чтобы я тебя увидел». Сократ
«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого». Петр I
«Стремитесь быть естественным в общении и не принимайте на себя роль, которую трудно выполнить».
«Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца» С. Смайсл.
«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал»«Слушаю слова

Слайд 5Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между

людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя

обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Общение своего рода искусство, где есть свои правила, особенности, секреты, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения цели.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущего ко взаимному пониманию.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и

Слайд 7Функции общения (по В.А. Семиченко):
Контактная – установление контакта как состояния

обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимосвязи

во время взаимодействия;
Информационная – обмен сообщениями (информацией, мнениями, замыслами, решениями, состояниями), выдача запроса на информацию или ответа на полученный от партнера запрос;
Побудительная – стимулирование партнера по общению или общающегося (аутостимулирование), направление его активности на выполнение определенных действий;
Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
Понимания – адекватное восприятие и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний);
Амотивная – целенаправленное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний или неосознаваемый «обмен эмоциями», изменение с помощью партнера собственных переживаний и состояний;
Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей социальной общности, в которой данный человек находится;
Оказания влияния – изменение состояния, поведения, ценностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности, действий, вкусов, норм и стандартов поведения, оценки и др.).
Функции общения (по В.А. Семиченко): Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче

Слайд 8 Функции общения (по О.Г. Филатовой)
инструментальная – передача информации для совершения

определенных действий;
трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;
экспрессивная

– взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
функция самовыражения;
функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;
функция социализации и др.
Функции общения (по О.Г. Филатовой) инструментальная – передача информации для совершения определенных действий;трансляционная – передача конкретных

Слайд 9Таким образом, знание функций, выполняемых общением в процессе индивидуального развития

человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений этого процесса, неполноценности

структуры и формы общения, в которое включается человек.
Таким образом, знание функций, выполняемых общением в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений

Слайд 10Г.М. Андреева в общении выделяет 3 взаимосвязанные стороны:
Коммуникативная – обмен

информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между

общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона – процесс восприятия и познания друг друга партерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервые ввел Дж. Брунер в 1947 г. в ходе разработки так называемого «Нового взгляда» на восприятие.
Г.М. Андреева в общении выделяет 3 взаимосвязанные стороны: Коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами.Интерактивная сторона общения

Слайд 11 Модель коммуникативного процесса (по Г. Лассуэллу) включает 5 элементов:
Кто? (передает

сообщение) – Коммуникатор.
Что? (передается)

– Сообщение (текст).
Как? (осуществляется передача) – Канал.
Кому? (направлено сообщение) – Аудитория.
С каким эффектом? – Эффективность.

Модель коммуникативного процесса  (по Г. Лассуэллу) включает 5 элементов:Кто? (передает сообщение)

Слайд 12Средства коммуникации:
Речевые (вербальные).
Неречевые (невербальные):
Оптико-кинетические : жесты, мимика, пантомимика, поза, осанка,

походка, др.
Паралингвистические – качество голоса, его тональность, диапазон, громкость, тембр.

Способствует выражению эмоционального состояния коммуникатора
Экстралингвистические – паузы, смех, плач, кашель, темп речи.
Тактильные – рукопожатие, поцелуи, прикосновения и т.д.
Пространственно-временные (проксемика) – время, дистанция, расположение людей в пространстве при общении.

Средства коммуникации: Речевые (вербальные).Неречевые (невербальные):Оптико-кинетические : жесты, мимика, пантомимика, поза, осанка, походка, др.Паралингвистические – качество голоса, его

Слайд 13СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
ЯЗЫК – СИСТЕМА СЛОВ, ВЫРАЖЕНИЙ И ПРАВИЛ ИХ СОЕДИНЕНИЯ

В ОСМЫСЛЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. СЛОВА И ПРАВИЛА ИХ

УПОТРЕБЛЕНИЯ ЕДИНЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ.
ИНТОНАЦИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБНА ПРИДАВАТЬ РАЗНЫЙ СМЫСЛ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ФРАЗЕ.
МИМИКА, ПОЗА, ВГЛЯД СОБЕСЕДНИКА МОГУТ УСИЛИВАТЬ, ДОПОЛНЯТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГАТЬ СМЫСЛ ФРАЗЫ.
ЖЕСТЫ - СЛУЖАТ ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ (ЭКСПРЕССИВНЫЕ), ИЛИ ИМЕЮТ ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ЗА НИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ (ОБЩЕПРИНЯТЫЕ).
РАССТОЯНИЕ, НА КОТОРОМ ОБЩАЮТСЯ СОБЕСЕДНИКИ, ЗАВИСИТ ОТ КУЛЬТУРНЫХ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОТ СТЕПЕНИ ДОВЕРИЯ К СОБЕСЕДНИКУ.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:ЯЗЫК – СИСТЕМА СЛОВ, ВЫРАЖЕНИЙ И ПРАВИЛ ИХ СОЕДИНЕНИЯ В ОСМЫСЛЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. СЛОВА

Слайд 14В ЕЖЕДНЕВНОМ АКТЕ КОММУНИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА (по Альберту Меграбяну):

В ЕЖЕДНЕВНОМ АКТЕ КОММУНИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА (по Альберту Меграбяну):

Слайд 15Уровни общения:

Уровни общения:

Слайд 22 Зоны (Э. Холл):

интимная (до 45 см.) – допускаются лишь

близкие, знакомые. Характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт.
личная или персональная

(45-120 см.) – обыденная беседа с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт.
социальная (120-400 см.) – во время официальных встреч.
публичная (свыше 400) – общение с большими группами людей.

Зоны (Э. Холл):  интимная (до 45 см.) – допускаются лишь близкие, знакомые. Характерны доверительность, негромкий

Слайд 23Интерактивная сторона общения :
Сотрудничество – форма общения, когда оба партнера

по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и

общих целей совместной деятельности.
Противоборство - форма общения, когда партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
Уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного сотрудничества.
Одноправленное содействие – один из партеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.
Контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.
Компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Интерактивная сторона общения :Сотрудничество – форма общения, когда оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют

Слайд 24Формы организации общения – это такой способ взаимодействия членов группы,

в котором реализуются цель и содержание данного взаимодействия.
объединения в играх;
диалог;
дискуссии

(форумы, диспуты, обсуждения, семинар);
собрания (информационные, координационные, принятия решений и т.д.)
Формы организации общения – это такой способ взаимодействия членов группы, в котором реализуются цель и содержание данного

Слайд 26ВИДЫ ОБЩЕНИЯ (по В.А.Семиченко)

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ (по В.А.Семиченко)

Слайд 27Виды общения (продолжение таблицы)

Виды общения (продолжение таблицы)

Слайд 28Виды общения (продолжение таблицы)

Виды общения (продолжение таблицы)

Слайд 29МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ:
Идентификация – отождествление себя
с другим, один из самых

простых способов
понимания другого человека – уподобление
себя ему. Мы

как бы ставим себя
на место другого человека и восстанавливаем
в памяти, что сами испытывали, переживали
в соответствующий момент.

Эмпатия – понимание другого человека на уровне чувств и эмоциональных отношений.

Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это механизм, включающийся в мышление, самопознание, самоуправление.

МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ:Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление

Слайд 30МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ:
Каузальная атрибуция - от лат. сausa – причина и

atributio – придаю, наделяю. Это процесс приписывания другому человеку причин

его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.

Стереотипизация – интерпретация причин поведения путем отнесения к уже известным или предполагаемым явлениям, подведение формы под определенный класс.

Обратная связь – это осмысление ответных реакций партнера по общению.

Установка (также рассматривается как механизм) – это готовность воспринимать и понимать объект.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ:Каузальная атрибуция - от лат. сausa – причина и atributio – придаю, наделяю. Это процесс приписывания

Слайд 40Теория «Психологического айкидо» М. Литвака (техника психологически грамотного общения, овладение

которой позволит Вам успешно решать любые проблемы, возникшие в процессе

общения).
Теория «Психологического айкидо» М. Литвака  (техника психологически грамотного общения, овладение которой позволит Вам успешно решать любые

Слайд 41Психологическое айкидо учит:
принимать партнера в совокупности всех
его качеств, с

достоинствами и недостатками,
как розу с шинами и колючками;
амортизация

( это немедленное согласие с доводами партнера но общению) приводит к тому, что человек убирает свои "колючки". Надо научиться не натыкаться на "колючки" партнера, иметь дело только с цветком и убирать свои колючки;
вместо провоцирования конфликтов, которые ведут к осложнению отношений и даже к их разрыву, нужно научиться налаживать отношения.

Психологическое айкидо учит:принимать партнера в совокупности всех его качеств, с достоинствами и недостатками, как розу с шинами

Слайд 42Пример:

Пример:

Слайд 43Пример:

Жена заявляет мужу:
«Из-за тебя мы опоздали на концерт».
1

вариант ответа.
Муж: «Почему из-за меня? Почему все всегда из-за

меня?;
2 вариант ответа.
Муж: «Нет, если бы ты быстрее наряжалась, то мы бы успели»;
3 вариант ответа.
Муж: «Ну, допустим. И что же нам теперь делать?»

Пример:Жена заявляет мужу: «Из-за тебя мы опоздали на концерт». 1 вариант ответа. Муж: «Почему из-за меня? Почему

Слайд 44Теория транзактного анализа Э. Берна

Теория транзактного анализа Э. Берна

Слайд 45СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика