Слайд 1Тема 4. Социологические методы исследования систем управления
Лекция. Социологические методы исследования
систем управления
Виды социологических исследований
Методы социологических исследований
Программа и методы организации
социологических исследований
Слайд 2Виды социологических исследований
Социологические исследования проводятся с целью выявления социальных последствий
управленческих нововведений.
Социологические исследования могут быть:
- по периоду проведения, относительно процессов
в системе управления: предшествующими (прогнозными или плановыми), в реальном масштабе времени, последующими;
- по отношению к исследуемой системе: внутренними и (или) внешними. Внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи.
Социальные технологии - элемент технологий управления.
Слайд 3 Социальной технологией назовем совокупность способов, средств, квалификационных навыков в процессе
преобразования ресурсов для обеспечения воспроизводства рабочей силы и приемлемого уровня
социальных рисков в системе управления организационно-производственной системой.
Социологическим исследованием системы управления будем называть разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
Слайд 4 Целью социологических исследований систем управления могут быть:
1) оптимизация предприятием номенклатуры
выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;
2) отказ от тех
товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;
3) совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;
4) выработки наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;
5) изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;
6) улучшение социальной ситуации в коллективе;
7) снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.
Слайд 5Виды социологических исследований
разведывательное
аналитическое
описательное
экспресс-опрос
оперативный опрос
социальный
эксперимент
повторное
пробное
точечное
панельное
монографическое
когортное
пробное
Слайд 6 Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию
задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается
на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Инструментарием называют методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации.
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.
Слайд 7Методы социологических исследований
Методы социологических исследований
анализ
документов
контент –
анализ
опрос
наблюдение
фокус –
группы
анкетирование
интервьюирование
беседа
Слайд 8Виды опроса
по источнику информации
по масштабам
по форме общения
индивидуальные
групповые
очные
заочные
(почтовый, газетный,
журнальный,
Интернет)
массовые
опросы
Специализированные
(экспертные) опросы
Слайд 9Виды анкетирования
по конструкции
используемых анкет
по способу
проведения
по целевому
назначению
с открытыми
вопросами
с закрытыми вопросами
комбинированные
событийное
статистическое
хронометраж суточного бюджета времени
зондажное
пресс-анкетирование
почтовое
раздаточное
Слайд 10Виды интервью
по содержанию
разговора
по технике
проведения
по использованию
техн. средств
по способу
общения
по особенностям
процедуры
документальное
интервью
мнений
свободное
стандартное
полустандартное
глубокое
фокусированное
ненаправленное
групповое
индивидуальное
без технических
средств
телефонное
компьютерное
Слайд 11 Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях,
наблюдение за которыми уже невозможно.
Контент-анализ. Активно применяется в исследованиях средств
массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов.
Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных.
Анкетирование – проводимый по определенному плану письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов на упорядоченный по содержанию список вопросов и высказываний, либо один на один, либо в присутствии анкетера.
Интервью – проводимый по определенному плану устный опрос, при котором происходит прямой контакт интервьюера с респондентом, а запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем.
Слайд 123. Программа и методы организации социологических исследований
Программа социологического исследования обычно
включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:
методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;
методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки.
организационная часть - позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.
Основные требования к разрабатываемой программе исследований: необходимость; ясность и четкость; гибкость; логическая последовательность структуры.
Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой.
Слайд 13 Структурными компонентами плана социологического исследования выступают этапы и различные по
видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все
они могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.
Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарии сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.).
Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбop соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или других видов инструментария.
Блок третий. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для математического анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.
Блок четвертый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.