Слайд 1ТЕМА 4. Структуры управления проектной деятельностью. Проектно-ориентированная система управления
Действия
людей – лучшие переводчики их мыслей.
Джон Локк
Слайд 2Вопросы:
1.1 Характеристика структур управления проектами.
1.2 Проектно-ориентированная система управления .
1.3 Организация
офиса проекта: создание и развитие.
Слайд 31.1. Характеристика структур управления проектами
Структурой управления является совокупность элементов, звеньев
системы проектного управления, а также принятых между ними взаимосвязей. Звено
управления – это группа работников, выполняющих специфические функции в рамках конкретного проекта. Совокупность звеньев или отдельных сотрудников, находящихся на определенном уровне иерархии, называются ступенью в аппарате проектного управления.
Линейные связи характеризуют движение управленческих решений и информации между менеджерами, отвечающими за планируемые результаты. Функциональные связи между звеньями управления – линии движения информации и управленческих решений по функциям.
Горизонтальные связи отражают связи кооперации и координации равноправных звеньев, они являются одноуровневыми и носят характер согласования. Вертикальные связи – взаимоотношения между руководством проекта и подчиненными, их необходимость возникает при иерархичности управления.
Основные виды структур управления проектами представлены на рисунке 1.
Слайд 4 В функциональной структуре управление осуществляется через линейного руководителя и подчиненных
ему менеджеров под-разделений, которые выполняются определенные функции. Назначаются один или
несколько координаторов, обеспечивающих связь и взаимодействие между функциональными подразделениями. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ.
Слайд 5 Матричная структура проектного управления создана на базе функциональной. Для
решения конкретных задач из сотрудников функциональных подразделений создаются временные проектные
группы, во главу которых назначают выделенных руководителей проектов.
Слайд 6 В проектной структуре функции передаются на самый верхний уровень управления,
а все остальные задачи решаются на уровне проектного управления .
Слайд 71.2 Проектно-ориентированная система управления
В организации формирование проектно-ориентированной системы управления
основано на интеграции проектного менеджмента с процессами стратегического и тактического
управления. Каждая степень управления характеризуется горизонтом планирования и периодичностью контроля.
На стратегическом уровне выделяют стратегическое управление, на тактическом – управление портфелями и программами проектов, на оперативном – управление проектами и процессами, на операционном – управление отдельными операциями.
При построении проектно-ориентированной системы управления организации следует:
разработать модель проектно-ориентированной системы управления организации;
определить оптимальную периодичность и сроки планирования, контроля и управления изменениями для каждого уровня управления;
определить принципы интеграции уровней;
разработать процедуры сквозного планирования, контроля и управления изменениями;
автоматизировать процедуры планирования, контроля и управления изменениями.
Слайд 91.3 Организация офиса проекта: создание и развитие
При построении проектно-ориентированной системы
управления важным является вопрос создания проектного офиса.
Проектный офис –
подразделение, отвечающее за методологическое и организационное обеспечение проектного управления, планирование и контроль портфеля проектов, внедрение и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности.
Функции включают:
разработку и внедрение методологии управления проектами и контроль соблюдения методологии управления проектами;
формирование реестра проектов и сводной отчетности по проектам;
помощь в планировании и контроль реализации отдельных проектов по запросу или на постоянной основе
Слайд 10К функциям относятся:
1) обеспечение работы проектного комитета;
2) централизованное выделение руководителей или администраторов
проектов;
3) выбор, внедрение, поддержка и развитие информационной системы планирования и мониторинга
проектов;
4) внедрение и поддержка системы стимулирования участников проектной деятельности;
5) организация обучения проектному управлению или непосредственно обучение;
6) аудит проектов (может проводиться также службой внутреннего аудита);
7) управление знаниями в области управления проектами (сбор, анализ, обобщение и распространение знаний между участниками проектной деятельности);
8) портфельное управление (контроль соответствия проектов стратегии организации или подразделения, обеспечение формирования портфеля проектов, его балансировка и мониторинг).
Слайд 11 Наряду с разделением функций на базовые и расширенные, офис проекта
отличается по уровням управления в организации:
1. На уровне организации создается
центральный проектный офис – подразделение, организующее планирование и контроль проектной деятельности, методологическую и административную поддержку, развитие проектно-ориентированной системы управления в организации, портфельное управление, управление отдельными проектами и программами.
2. На уровне подразделения создается функциональный проектный офис – подразделение, отвечающее за функции ЦПО, только в части конкретного функционального подразделения. ФПО создаются достаточно часто в ИТ-блоке и блоке капитальных проектов, реже в других подразделениях.
3. На уровне крупных программ и проектов создаются свои проектные офисы. Их функционал обычно еще более узкий, чем для ФПО и нацелен в специфику программы/проекта