Слайд 1Тема 4. Восток
В Средние века
Слайд 2Вопросы:
1. Китай
2. Япония
3. Индия
4. Арабские страны
Слайд 4Вопрос 1. Китай в средние века
Основой китайской цивилизации стало учение
Конфуция (551 -479 гг. до н.э.), которое превратилось в государственную
религию
Слайд 6Основные идеи конфуцианства:
1. Государство – это большая семья, в которой
каждый должен занимать свое место (император – отец, народ –
его дети)
Слайд 7Основные идеи конфуцианства:
2. Основа государства – преданность и покорность
3. Ответственность
властей перед народом
Слайд 8Государственная власть
Сильная централизованная государственная власть во главе с императором. Её
опорой было право верховной собственности на землю
Слайд 10Экономика Китая
В Китае сложился особый тип феодализма – государственный феодализм
Слайд 11Черты государственного феодализма:
1. Главный феодал – государство, которое делало ставку
на мелкое крестьянство
2. Феодалы – чиновники получали землю только на
период службы императору
Слайд 12Черты государственного феодализма:
3. Государственная монополия на производство и продажу важнейших
товаров (соль, чай, металлы)
Слайд 13Черты государственного феодализма:
4. Государство регулировало рыночные цены
5. Купцы облагались большими
налогами
Слайд 14Социальная структура
В Китае не было вассальной системы, единственным господином было
государство в лице императора
Слайд 15Особое положение в китайском обществе занимали чиновники (мандарины)
Это строго иерархизированный
класс, который формировался через систему государственных экзаменов на конкурсной основе
Слайд 17Принцип равных возможностей
Каждый мужчина любого возраста и социального происхождения (кроме
парий) мог сдать государственный экзамен и стать чиновником, т.е. войти
в элиту
Слайд 183 уровня экзамена:
1. уездный
2. провинциальный
3. столичный
Экзамен проводился 1 раз в
3 года
Слайд 19Содержание экзамена
1. устное собеседование
2. письменное сочинение на знание классиков (наизусть
воспроизвести заданный отрывок и прокомментировать)
Слайд 20
Всего было 17 степеней и рангов чиновников. Вакансии распределялись
по рейтингу, который строился по результатам экзамена.
Слайд 21Государственный контроль за деятельностью чиновников
Цель – пресечь коррупцию. Для этого
действовала система тайных и открытых ревизоров уездного, провинциального и столичного
уровня.
Слайд 22В период Средневековья Китай представлял собой могущественную державу с хорошо
налаженной экономикой, сильной армией и большими возможностями для развития, что
позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой
Слайд 24Япония – синтез Западной и Восточной модели
Японская цивилизация берет свое
начало в IV – VI вв.
VII – VIII вв. –
китаизация Японии, активное заимствование китайской модели развития
Слайд 25Неудача китаизации
Идея сильной центральной власти не реализовалась, т.к. не имела
прочной опоры на чиновников
Слайд 26Власть
К X в. власть на местах перешла в руки знати,
которая захватывала посты губернаторов и уездных начальников и передавала их
по наследству, а вверенные ей территории рассматривала как свои собственные
Слайд 28В XVII в. Токугава встал во главе централизованного государства и
объявил страну закрытой от европейцев
Слайд 29Экономика Японии
Феодализм стал развиваться по западной модели с сильной властью
феодалов на местах и прикреплением крестьян к земле
Слайд 30Самураи
Сложился особый слой служилого дворянства – самураев.
Слайд 32Уникальность японской цивилизации
Проявлялась в том, что она, сохраняя свои традиции
и культуру, при этом продуктивно осваивала опыт других цивилизаций
Слайд 34Основа цивилизации - буддизм
Основатель – принц Гаутаму (VI – V
вв. до н.э.)
Слайд 35Основные идеи буддизма:
1. Жизнь – это страдание
2. Источник страданий –
человеческие страсти и желания
3. Если ты избрал путь спасения, т.е.
ведешь добродетельную жизнь, то смерть станет переходом в высшее состояние - нирвану
Слайд 36Государственная власть
Периоды централизации в Индии не были продолжительными. Главной силой,
цементирующей цивилизацию, была не государственная власть, а сельская община.
Слайд 37Характеристика общины:
1. Охватывала большую территорию
2. Объединяла земледелие, ремесло, торговлю и
ростовщичество
3. Руководил жизнью общины Совет
Слайд 38Характеристика общины
4. Община платила 1/6 часть урожая государства
5. В общине
были крестьяне-землевладельцы и крестьяне – арендаторы и батраки
Слайд 39Социальная структура
В индийском обществе господствовала кастовая система
Слайд 40Каста
Это замкнутая социальная группа со строго регламентированными правами, обязанностями и
элементами быта
Слайд 42Экономика
Община тормозила развитие феодальных отношений, они начали развиваться в период
Позднего Средневековья
Слайд 43Т.о. ,оставаясь силой, цементирующей индийское общество, община, тем не менее
сдерживала его развитие
Слайд 45Объединению арабских племен в VII в. н.э. способствовала новая религия
– ислам. Её основатель – Мухаммед (570 - 632)
Слайд 47Основные идеи ислама:
1. Единобожие
2. Истинно верующий ведет добродетельную жизнь
3. Мусульманин
обязан подавать милостыню
Слайд 48Основные идеи ислама:
4. Фатализм – вера в божественное предопределение
5. Нет
большой разницы между миром земным и миром небесным
6. Джихад –
священная война против неверных
Слайд 49Государственная власть
В VII – VIII вв. сложилось огромное арабское государство
– арабский халифат
Слайд 51Структура халифата:
1. Слияние светской и религиозной власти
2. Ислам – государственная
религия
3. Арабский – государственный язык
Слайд 52Структура халифата:
4. Большой и разветвленный бюрократический аппарат
5. Центральная власть опиралась
на полицию и армию
Слайд 53Экономика
1. Государство – верховный собственник земли
2. Частное землевладение ограничено, 3.
Государственная земля сдавалась в аренду общинам
4. Города контролировались государством
Слайд 54В Средние века исламская цивилизация представляла собой значительную военную угрозу
для окружающих ее стран
Слайд 55Заключение
В целом, темпы развития Востока в Средние века были более
медленными, по сравнению с Западом. Приверженность традициям во всех сферах
жизни общества сдерживала необходимые изменения.