Слайд 1Семинар
Универсальные учебные действия. Способы их формирования
ФГОС
второго поколения
Слайд 2Идеал работника -исполнитель.
Современная эпоха требует созидателя
Развитие
навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
СО
Технологические процессы
его освоения
Как учить: новые знания «открывают дети»
Рефлексия как способ развития самооценки
Слайд 3 Ученики решают предметные задачи, а в жизни все
проблемы межпредметны
Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Слайд 4Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от
цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности
учащегося
Слайд 5Разработчики концепции развития УУД
Слайд 6Методологическая основа: теория
поэтапного формирования действия
( П.Я.Гальперина)
ООД
Внешняя речь
Внутренняя речь
Автоматизм
Слайд 7деятельностный подход
в построении УВП ( урок в логике формирования
УД)
Особенности стандарта:
Компетентностный подход
в образовании
Слайд 8Основные результаты
начального образования
формирование предметных и универсальных
учебных действий, обеспечивающих возмож-
ность продолжения
образования в основной школе;
индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития –
эмоциональной, познава-
тельной, саморегуляции
Слайд 9Универсальные учебные действия
в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта
в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Слайд 10Универсальный характер УУД
надпредметны
метапредметны
Формируют компетенции в любой предметной области (
и не только речь о школе)
Слайд 11 Функции универсальных
учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 12Виды результатов
Личностные
Метапредметные
Предметные
Российская академия образования
Слайд 13
Универсальные учебные действия
(ФГОС )
Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …)
Познавательные УУД (общие учебные умения,
постановка и решение практических задач, логические…)
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Слайд 15Виды УУД –
Регулятивные действия
Слайд 18Связь
универсальных учебных действий
с содержанием
учебных предметов
Слайд 19Русский язык
Родной язык
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 20
Литературное чтение
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 22Окружающий мир
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Слайд 23
Физическая культура
КОММУНИКАТИВНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Слайд 24
Мини – практикум
«Семь - есть работа всем.
Что формируем?»
Слайд 25Учимся определять и находить УУД.
Слайд 28Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Слайд 29Пришли на речку.
- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул
в воду..
Слайд 30- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей
и Жучок.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же
вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.
Слайд 31Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и
придумали.
Слайд 32Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей
соломинку притащил. А Жучок - веревочку. И пошла работа: в
скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!
Слайд 33Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Слайд 34Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик
уже далеко уплыл... И не догонишь!
Слайд 35Новому содержанию нужны новые технологии
Слайд 36Новая технология – сущность содержания образования
- изменение характера
взаимодействия учителя с классом
- личностное включение всех учащихся в
процесс взаимного общения;
внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;
репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
Слайд 37ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ТРКМ, технологии Занкова, Давыдова, Цукермана и т.д)
Базовые образовательные
технологии
Между
обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие
Слайд 38Базовые образовательные
технологии
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Слайд 39МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
Программно формируется умение детей
работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь,
вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)
Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Слайд 40УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательные
технологии
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым и
повышенными уровнями требований,
посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,
добровольность
в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
http://www.informio.ru/publications/id31
Слайд 41ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательные
технологии
ЦОР как новое дидактическое
средство обучение
Экранное чтение
Образовательная
деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
информационная поддержка
учебного процесса,
Слайд 42«Эффективный» способ использования информативного источника знаний
Слайд 43Какая технология равнозначно развивает все 4 группы УУД?
Слайд 44
Базовые образовательные
технологии
Метод интеллект-карт
(графическое изображение
мыслей)
«заставляет»
работать оба полушария мозга.
Слайд 45Примеры интеллект-карт, выполненных учащимися.
Слайд 46Критерии сформированности
основных видов
универсальных учебных действий:
- показательность конкретного вида универсальных
учебных действий для общей характеристики уровня развития класса;
- учет системного характера видов универсальных
учебных действий;
- учет возрастной специфики видов универсальных
учебных действий;
- возможности объективирования свойств
универсальных учебных действий при решении
типовой задачи, их качественной и количественной
оценки.
Слайд 47
«Портрет выпускника начальной школы»
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами
умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ,
свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
(ФГОС НОО, стр.7, раздел I.)