Слайд 1Тема 5.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЗАПАДЕ В XX СТОЛЕТИИ
Основная литература:
1. Социальная психология / под ред. И.С. Клециной. М.: Юрайт,
2016. Гл. 1.4.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
Слайд 2РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЗАПАДЕ В XX СТОЛЕТИИ
План:
Общая характеристика состояния
теоретического знания в западной социальной психологии
Социально-психологические теории необихевиористской ориентации
Социально-психологические
теории когнитивистской ориентации
Социально-психологические теории психоаналитической ориентации
Социально-психологические теории интеракционистской ориентации
Слайд 31. Общая характеристика состояния теоретического знания в западной социальной психологии
Этапы:
1)
начало и первая половина XX столетия – акцент на эмпирическую
социальную психологию (например, исследования Э. Мэйо)
2) середина XX века (50-60 годы) – признание важности и эмпирической, и теоретической социальной психологии
Слайд 42. Социально-психологические теории необихевиористской ориентации
1. Теории агрессии и подражания
подход Миллера
и Долларда
подход Бандуры
2. Теории диадического взаимодействия
подход Тибо и Келли
подход
Хоманса
Слайд 51. Теории агрессии и подражания
Этапы развития теории агрессии и подражания:
40
- 50-е годы - исследования Миллера и Долларда
60 - 70-е
годы - исследования Бандуры
Слайд 6 Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда
кому-либо.
Фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на
пути к цели.
Слайд 7Подход Миллера и Долларда к пониманию агрессии
Первый вариант гипотезы о
связи фрустрации и агрессии:
Наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации
и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии.
Второй вариант гипотезы о связи фрустрации и агрессии:
Агрессия естественное, но не неизбежное последствие фрустрации
Слайд 8Подход Миллера и Долларда к пониманию подражания
Подражание понимается не
как инстинкт, а как объект научения.
Основное положение:
Подражающее поведение имеет место,
если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает.
Слайд 9Подход А. Бандуры к пониманию социального поведения
(теория социального научения)
Три
регуляторные системы человеческого поведения
Предшествующие стимулы
Влияние обратной связи
Когнитивные процессы
Слайд 10Подход А. Бандуры к пониманию агрессивного поведения
Фрустрация – один из
факторов, влияющих на агрессивное поведение.
Не всегда фрустрация приводит именно
к агрессии.
Агрессия лучше объяснима на основе вознаграждающих ее последствий, чем на основе фрустрирующих условий.
Слайд 11
Подход А. Бандуры к пониманию социального поведения демонстрирует «либерализацию» принципов
бихевиоризма.
Это эволюционный процесс, но не революционный, т. к. подкрепление
– основной регулятор социального поведения.
Слайд 122. Теории диадического взаимодействия
Принцип гедонизма – один из методологических
принципов бихевиористского направления.
Гедонизм – этическое учение, в соответствии с которым
целью жизни признается получение удовольствий и наслаждений.
Принцип гедонизма выражается в доктрине «экономического человека», в соответствии с которой поведение человека зависит от вознаграждения и наказания.
Слайд 13Подход Тибо и Келли
Основное положение:
Диадическое взаимодействие будет продолжаться и
позитивно оцениваться, если участники будут получать выгоду от взаимодействия, т.
е. вознаграждения будут превосходить потери.
Слайд 14Подход Тибо и Келли
Стандарты для оценивания исходов:
уровень сравнения
уровень сравнения
альтернатив
Уровень сравнения – это средняя величина позитивных исходов, которые индивид
имел в своих предшествующих отношениях с другими людьми;
используется для оценивания привлекательности межличностных отношений.
Слайд 15Подход Тибо и Келли
Стандарты для оценивания исходов:
уровень сравнения
уровень сравнения альтернатив
Уровень
сравнения альтернатив – максимально возможный позитивный исход в свете существующих
альтернатив;
используется для принятия решения о выходе из существующих отношений или продолжении этих отношений.
Слайд 16Подход Хоманса
Социальное поведение людей – это взаимодействие людей, выстроенное по
принципу экономического обмена. Участники обмена стремятся максимизировать выгоду и минимизировать
затраты.
Слайд 17Теории диадического взаимодействия
Привлекательна логическая стройность положений; интересна попытка использовать положения
теории для объяснения таких явлений, как конфликты, власть, социальное влияние.
Теории
представляют собой слишком абстрактную модель социального взаимодействия.
Было проведено мало эмпирических исследований для подтверждения положений теории.
Слайд 18Социально-психологические теории необихевиористской ориентации
В необихевиористском направлении социально-психологической проблематике было уделено
не много внимания:
совсем не исследовались групповые процессы,
не учитывался
социальный контекст.
Слайд 193. Социально-психологические теории когнитивистской ориентации
Когнитивистское направление
В когнитивистском направлении главный акцент
в исследованиях сделан на процессе познания.
В противоположность бихевиоризму при
объяснении социального поведения представители когнитивистского направления обращаются к психической деятельности человека, его познавательным процессам.
Слайд 20Когнитивистское направление
Связь между социальным поведением и процессом познания:
впечатления индивида о
мире организуются в связанные интерпретации, образующие идеи, верования, ожидания, установки,
которые и выступают регуляторами социального поведения.
Слайд 21 Теоретические источники когнитивистского направления:
гештальтпсихология
теория поля К. Левина
Слайд 22Социально-психологические теории когнитивистской ориентации
1. Когнитивный подход Аша, Креча, Крачфильда
2. Теории
когнитивного соответствия
Теория структурного баланса Хайдера
Теория коммуникативных актов Ньюкома
Теория когнитивного диссонанса
Фестингера
Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума
Слайд 23Основные понятия социально-психологических теорий когнитивистской ориентации
Когниции – любые знания, мнения,
убеждения
Когнитивная организация или когнитивная структура – любая форма взаимодействия между
когнитивными элементами, которая имеет мотивационные или поведенческие последствия.
Слайд 24Теории когнитивного соответствия
Когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной,
а если это произошло, то немедленно возникает тенденция изменить такое
состояние.
Человек всегда стремится максимизировать внутренне соответствие его когнитивной системы.
Группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений
Слайд 25Теория структурного баланса Хайдера
Акцент сделан на восприятии. Не существует принципиальных
различий между восприятием физических объектов и восприятием личности.
Основные понятия:
баланс
дисбаланс
Основная
идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы к восстановлению баланса.
Слайд 26Теория структурного баланса Хайдера
Сбалансированные структуры
P – воспринимающий субъект
O – другой
субъект
X – объект восприятия
L – позитивное отношение
nL – негативное отношение
P
Х
O
PLO
OLX
PLX
P
P
P
O
O
O
Х
Х
Х
PLO
PnLX
OnLX
PnLO
OLX
PnLX
PLX
OnLX
PnLO
Слайд 27Теория структурного баланса Хайдера
Несбалансированные структуры
P – воспринимающий субъект
O – другой субъект
X – объект восприятия
L – позитивное отношение
nL – негативное отношение
P
P
P
P
O
O
O
O
Х
Х
Х
Х
PLO
PLO
PnLO
PnLO
PnLX
PnLX
PLX
PLX
OLX
OLX
OnLX
OnLX
Слайд 28Теория коммуникативных актов Ньюкома
Схема А-Б-Х
А - воспринимающий субъект
Б – другой субъект
Х – объект
Ситуация дисбаланса
Х
Б
А
+
+
-
Слайд 29Теория коммуникативных актов Ньюкома
Чтобы привести систему в ситуацию консонанса, необходимо
развивать коммуникацию между А и Б.
А
А
А
Б
Б
Б
Х
Х
Х
+
+
+
+
+
-
-
-
-
Слайд 30Теория когнитивного диссонанса Фестингера
Основные понятия:
Консонанс – внутреннее соответствие
Диссонанс – внутреннее
противоречие, несоответствие
В теории Л. Фестингера конфликт разыгрывается в когнитивной структуре
одного человека, когда у него возникает несоответствие между двумя элементами его когнитивной структуры.
Слайд 31Теория когнитивного диссонанса Фестингера
Основные гипотезы теории:
1. Существование диссонанса психологически
дискомфортно, и человек пытается добиться консонанса
2.Человек избегает ситуаций и информации,
увеличивающих диссонанс.
Слайд 32Теория когнитивного диссонанса Фестингера
Пути избавления от когнитивного диссонанса:
Изменить поведение
Изменить знание
Избирательно относиться к информации, связанной с диссонансом.
Слайд 33Теории когнитивного соответствия
В теориях когнитивного соответствия создана теоретическая база для
изучения социально-психологических феноменов: межличностного восприятия, социальных установок, аттракции, коммуникации
Теоретические модели
теорий когнитивного соответствия сильно упрощенные
Не всегда состояние внутреннего диссонанса (рассогласования) является негативным для личности
Слайд 344. Социально-психологические теории психоаналитической ориентации
Динамическая теория группового функционирования Байона
Теория
группового развития
Бенниса и Шепарда
Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Исследование авторитарной
личности
Т. Адорно
Слайд 35Значение психоанализа для социальной психологии
З. Фрейд (1856-1939)
Без учета влияния
психоанализа невозможно понять весь облик зарубежной социальной психологии
Социальная психология
заимствовала отдельные положения психоанализа для интерпретации различных социально-психологических проблем
Слайд 36Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Основное положение фрейдизма, которое является теоретической
базой теории Шутца:
Социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его
детства.
Слайд 37Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Основные постулаты теории:
I. Постулат межличностных потребностей
II.
Постулат непрерывности отношений
III. Постулат совместимости
IV. Постулат развития группы
Слайд 38Трехмерная теория
интерперсонального поведения Шутца
I. Постулат межличностных потребностей
Каждый человек имеет
три межличностные потребности:
Потребность во включении в группу
Потребность в контроле
Потребность в
эмоциональной привязанности (в любви)
Слайд 39Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
II. Постулат непрерывности отношений
Конкретной сферой продолжения
опыта детства являются межличностные отношения во взрослом возрасте
Слайд 40Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
II. Постулат непрерывности отношений
Потребность во включении
в группу
Социальное
поведение
Недостаточно социальное
поведение
Сверхсоциальное
поведение
Слайд 41Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
II. Постулат непрерывности отношений
Потребность в контроле
Демократическое
поведение
Отказывающееся
поведение
Автократическое
поведение
Слайд 42Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
II. Постулат непрерывности отношений
Потребность в эмоциональной
привязанности (в любви)
Личностное
поведение
Недостаточно личностное
поведение
Сверхличностное
поведение
Слайд 43Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
III. Постулат совместимости
Две личности совместимы, если
они могут работать в гармонии
Типы совместимости:
Совместимость, основанная на взаимном обмене
Инициирующая
совместимость
Реципроктная совместимость
Слайд 44Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
IV. Постулат развития группы
Каждая группа в
своем становлении проходит этапы:
включения
контроля.
эмоциональной привязанности
При распаде группы движение
идет в обратном порядке
Слайд 45Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Как у Фрейда, в теории Шутца
неизменной системе внешних социальных условий противостоит статичная система внутреннего мира
личности в форме изначально заданных потребностей, реализуемых в сфере межличностных отношений
Слайд 46Концепция авторитарной личности
Т. Адорно
Исследование было выполнено после окончания Второй
мировой войны.
Цель исследования: найти социально-психологические предпосылки появления фашизма.
Теоретическим основанием концепции
явилось основное положение ортодоксального фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого человека опытом его детства.
Слайд 47Концепция авторитарной личности
Т. Адорно
Основное положение концепции:
Именно в семейном воспитании
кроются истоки формирования типа личности (авторитарной личности), разделяющей установки фашистской
идеологии.
Авторитарная личность формируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку.
Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате у него развивается враждебность, которая не может вылиться на фрустрирующий его объект.
Подавленная враждебность ведет к идентификации с фрустрирующей властью с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, имеющие низкий статус.
Слайд 48Концепция авторитарной личности Т. Адорно
Боязнь собственных импульсов и потребность жестко
их подавлять ведут к ригидной организации личности, к стереотипному мышлению.
Черты авторитарной личности:
негибкое «черно-белое» мышление
почитание внутригрупповых авторитетов
нетерпимость к неопределенности
установка на наказание
Слайд 49Исследования авторитарной личности Т. Адорно
Т. Адорно и его соавторы разработали
шкалу «этноцентризма» и шкалу, которая выявляет предрасположенность к фашизму -
«Ф-шкалу».
В исследовании использовались также проективные тесты и клинические интервью.
Критика.
Фашизм как социальное явление изучался вне объективных социально-экономических процессов, учитывался только социально-психологический контекст.
Слайд 50Социально-психологические теории психоаналитической ориентации
Социально-психологические теории психоаналитической ориентации оставляют неизменными исходные
посылки фрейдизма, разделяя его ограничения.
Слайд 515. Социально-психологические теории интеракционистской ориентации
Интеракционистское направление оформилось в русле социологического
знания.
Интеракция – социальное взаимодействие, т.е. взаимодействие людей в группе,
в обществе.
Теоретическим источником социально-психологических теорий интеракционистской ориентации является социально- психологическая концепция Джорджа Мида.
Слайд 52Интеракционистское направление
Объектом анализа является не отдельный индивид, а социальный процесс,
понимаемый как процесс интеракции индивида в группе
Процесс взаимодействия индивидов в
обществе интеракционистами понимается как система коммуникации и межличностных отношений
Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия
Слайд 53 Социально-психологические теории интеракционистской ориентации
I. Символический интеракционизм
II. Ролевые теории
III. Теории референтной
группы
Слайд 54I. Символический интеракционизм
Основы символического интеракционизма были заложены Дж. Мидом. Затем
символический интеракционизм разрабатывался Г. Блумером.
Основные понятия:
символическая коммуникация
значимые жесты или символы
принятие
роли другого
обобщенный другой
Слайд 55I. Символический интеракционизм
Основные положения:
Личность формируется с помощью символов, которые приобретаются
в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процесс
социального взаимодействия его участников.
Личность всегда социальна, личность не может сформироваться вне общества.
Поведение индивида определяется тремя переменными:
структурой личности
социальной ролью
референтной группой.
Слайд 56I. Символический интеракционизм
Первое положение:
Личность формируется с помощью символов.
Символ –
это предмет или действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи
или образа.
Взаимодействие – непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысляют (расшифровывают) символические значения и реагируют на них.
Человек осваивает мир через символические значения.
Слайд 57I. Символический интеракционизм
Второе положение:
Личность всегда социальна.
Личность формируется в процессе межличностной
коммуникации.
Все социальные отношения сводятся к социально-психологическим межличностным отношениям.
Слайд 58I. Символический интеракционизм
Третье положение:
Поведение индивида детерминировано структурой личности, социальной ролью
и референтной группой
Структура личности
I Me
Self
Слайд 59 Научные школы в символическом интеракционизме:
Чикагская школа (Г. Блумер)
Айовская школа (М. Кун)
Слайд 60Символический интеракционизм
Сферы различий между Чикагской и Айовской школами:
различное отношение
к проблемам
определения понятий;
отношение к использованию в социально-психологических исследованиях тестов
и экспериментов;
вопрос о детерминации социального поведения.
Слайд 61Различия между Чикагской и Айовской школами
Слайд 62II. Ролевые теории
Теория ролей опирается на социально-психологическую концепцию Дж. Мида.
Известные
представители направления:
И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин,
В ролевых теориях разрабатываются следующие вопросы:
специфика социальных ролей
классификация ролей
взаимовлияние личности и социальной роли
ролевые конфликты.
Слайд 63Ролевые теории
Роль – нормативно одобренный образец поведения.
Социальная роль - функция
разноуровневых явлений объективного и субъективного порядка.
Объективный аспект ролевого поведения
задается стандартом поведения, принятым в данном обществе.
Субъективная сторона роли определяется особенностями личности исполнителя роли.
Слайд 64Содержательные составляющие роли:
Система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение,
в его взаимодействии с другими индивидами.
Система специфических ожиданий по отношению
к себе индивида, занимающего определенное положение.
Наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
Слайд 65Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов:
знание роли или
представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью;
значимость
выполняемой роли;
умение выполнять данную роль;
способность рефлексировать свое ролевое поведение.
Слайд 66Неуспешное исполнение той или иной роли может вызвать конфликт.
Под
ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный
статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые.
Слайд 67 Теории интеракционионистского направления могут дать представление о том, как происходит
взаимодействие, но не объясняют, почему человек поступает тем или иным
образом.
В качестве существенного недостатка концепций интеракционистской ориентации является игнорирование роли эмоций в человеческом поведении.