Слайд 1Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени.
Гуманизм и натурфилософия эпохи
Возрождения.
Социально-политические взгляды Возрождения.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.
Социально-политические концепции
Нового времени.
Слайд 2Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо
Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
в 1550 году.
Периодизация эпохи Возрождения:
Проторенессанс: XIII век – ducento - «двухсотые»,
1200-е гг.
Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые», 1300-е гг.
Высокое Возрождение: XV век – quatrocento – «четырехсотые», 1400-е гг.
Позднее Возрождение: XVI век – cinquicento – «пятисотые», 1500-е гг.
Слайд 3Эпоха Возрождения – совокупность философских направлений, которые совершили переворот в
системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему.
Основной культурной парадигмой становится АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, полагающий человека центром и смыслом мироздания.
Характерные черты:
индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения;
гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод;
антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни;
жизнеутверждающий характер и оптимизм;
история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей;
возрождение античного культурного наследия;
создание новой пантеистической картины мира;
титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.
Слайд 4Основные направления философии Возрождения:
гуманистическое;
неоплатоническое;
натурфилософское;
реформационное;
политическое;
социалистическо-утопическое.
Слайд 5Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование
человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему
из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.
Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»;
отвергает схоластическую ученость;
предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее;
подлинная философия должна стать наукой о человеке;
заложил основы личностного самосознания Возрождения.
Слайд 6Основные черты натурфилософии:
обоснование материалистического взгляда на мир;
стремление отделить философию от
теологии;
формирование научного мировоззрения;
выдвижение новой картины мира;
утверждение, что мир познаваем;
важное значение
приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.
Слайд 7Представители натурфилософии эпохи Возрождения:
Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи»,
«Об истинной и ложной науке»;
Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании»,
«О предположениях» и др.;
Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»;
Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.;
Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.
Слайд 8Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира
По
духу его работа пифагорейская;
солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую
систему мира Птолемея;
земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца;
космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории;
процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Слайд 9Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592
г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии
и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре.
Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной;
Вселенная не имеет центра и бесконечна;
звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы;
все небесные тела обладают свойством движения;
выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа;
не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Слайд 10Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые
показал как важен инструментарий для развития науки.
ввел метод наблюдения, выдвижения
гипотезы и их опытной проверке на практике;
открыл значение ускорения в динамике
установил закон падения тел;
изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма;
отстаивал гелиоцентрическую систему мира;
изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.
Слайд 11Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление.
Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу
Церкви и католицизма.
Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.
Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.
Слайд 12Основные идеи политической философии
Никколо Макиавелли (1469-1527):
человек изначально обладает
злой природой;
движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной
выгоде;
для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство;
на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется;
правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»;
ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым;
в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Слайд 13Социалистическо-утопическое направление представлено трудами
Томаса Мора и Томазо Кампанелла:
Т. Мор
«Утопия»:
Не существует частной собственности;
Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация;
Действует принцип: «От каждого
по способностям, каждому по труду»;
Первичной ячейкой общества является «трудовая семья»
Мужчины и женщины имеют равные права;
Т.Кампанелла «Город Солнца»:
Отсутствует частная собственность;
все участвуют в трудовом процессе;
труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей;
дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.
Слайд 14Новое время - XVII век - стал переломным в европейской
истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ.
Общая характеристика эпохи Нового времени:
это
век развития экспериментального математического естествознания;
было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др.
в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм;
государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру;
эпоха ранних буржуазно-демократических революций;
философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.
Слайд 15Основные проблемы философии Нового времени:
разработка нового метода познания (Ф.Бэкон и
Р.Декарт);
обоснование онтологического статуса бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц);
попытки решения проблем социальной
жизни (Т.Гоббс, Дж. Локк).
Слайд 16 «Опасное дело — нападать на человека, у которого осталось
только одно средство спасения — оружие, ибо необходимость — жестокая
наставница».
Слайд 17Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник
английского материализма, предложил метод опытного изучения природы.
Основные труды: «Новый Органон»,
«О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др.
Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем».
Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы;
впервые провел классификацию наук;
разработал метод индукции;
указал конкретные пути познания;
обозначил заблуждения «идолы» разума.
Слайд 18Рене Декарт (1596-1650) французский философ и математик, представитель классического рационализма.
Основные
труды: «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии»,
«Правила для руководства ума» и др.
Главное философское кредо: «Я мыслю, следовательно, существую».
Обосновал ведущую роль разума в познании;
стал автором теории дуализма;
выдвинул учение о субстанции, атрибутах и модусах;
разработал метод дедукции и основные приемы исследования в научном познании;
предложил учение «о врожденных идеях».
Слайд 19Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма.
Основные труды: «Богословско-политический
трактат», «Политический трактат», «Этика».
На основе теории субстанции Декарта разработал собственную
систему о единой субстанции;
разработал учение о трех родах знания;
дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.
Слайд 20Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической
философии.
Учение Лейбница о монадах:
Весь мир состоит из огромного количества субстанций,
имеющих единую природу;
принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир);
в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады ( с греч. «единое») – «духовные атомы»;
все они объединены принципом предустановленной гармонии;
монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
монады замкнуты и независимы друг от друга;
существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».
Слайд 21Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель.
Основные труды:
«О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке».
Продолжал философские традиции Ф.Бэкона;
был
убежденным материалистом;
познание происходит благодаря чувственному восприятию;
сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками;
провел классификацию сигналов;
считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства;
первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор;
Слайд 22Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма в сенсуалистической теории и
стал одним из основателей доктрины либерализма.
Основные труды: «Опыт о человеческом
разумении», «Два трактата о правительстве» и др.
В основе познания может лежать только опыт: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
Сознание – это пустое помещение, tabula rasa, которое в течение жизни заполняется опытом;
выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию;
а также три вида знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное;
в социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества;
выделил основные неотчуждаемые естественные права человека: жизнь, свобода, собственность;
для обоснования своего утверждения, что власть правителя не может быть абсолютной, впервые выдвинул идею о разделении властей: законодательная, исполнительная и федеральная.