Разделы презентаций


Тема 5. Конфликты и способы их преодоления

Содержание

Вопрос 1. Общая характеристика конфликтаКонфликт в переводе с латинского это:столкновение, возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонима­ния по различным вопросам, связанным с остры­ми эмоциональными переживаниями.В основе любого

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 5. Конфликты и способы их преодоления
План лекции:
Общая характеристика конфликта
Коммуникативный

конфликт и его особенности
Установление каналов коммуникации в конфликте
Правила поведения в

условиях конфликта
Тема 5. Конфликты и способы их преодоленияПлан лекции: Общая характеристика конфликтаКоммуникативный конфликт и его особенностиУстановление каналов коммуникации

Слайд 2Вопрос 1. Общая характеристика конфликта
Конфликт в переводе с латинского это:
столкновение,

возникновение трудноразрешимых противоречий,
столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия

взаимопонима­ния по различным вопросам, связанным с остры­ми эмоциональными переживаниями.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
либо противоположные позиции сто­рон по какому-то вопросу,
либо противоположные цели или средства их достижения в данных обсто­ятельствах,
либо несовпадение интересов, жела­ний, влечений оппонентов и т.п.
Вопрос 1. Общая характеристика конфликтаКонфликт в переводе с латинского это:столкновение, возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на

Слайд 3Характерные черты конфликта:
неопределенность исхода, т.е. ни один из участников конфликта

заранее не знает решений, которые принимают другие участники;
различие целей,

отражающих как не совпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица;
образ действий каждой из сторон.
Признаки конфликта:
наличие ситуации, воспринимаемой участниками, как конфликтная;
неделимость объекта конфликта, т.е. его предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
желание участников продолжить конфликт.

Характерные черты конфликта:неопределенность исхода, т.е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие

Слайд 4Вопрос 1. Общая характеристика конфликта
Основой конфликта является конфликтная си­туация, в

которой присутствуют:
предмет конфликта — противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются

разрешить;
объект конфликта - проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;
субъект конфликта - конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт.
Оппоненты — участники конфликта. Ими в конфликтной ситуации могут выступать отдель­ные лица, группы людей, организации.

Вопрос 1. Общая характеристика конфликтаОсновой конфликта является конфликтная си­туация, в которой присутствуют:предмет конфликта — противоречие (проблема), которое

Слайд 5Функции конфликта:
Объединяющая. Конфликты способствуют сплочению или восстановлению внутреннего единства группы.
Социальных

изменений. Конфликты содействуют изменению или обновлению внутригрупповых норм и отношений

в соответствии с потребностями отдельных индивидов или подгрупп.
Адаптивная. Конфликт - это способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам.
Распада социальной структуры. Если противоборствующие стороны не разделяют ценности, на которых базировалась законность системы, то такой конфликт несет в себе опасность распада социальной структуры.

Функции конфликта:Объединяющая. Конфликты способствуют сплочению или восстановлению внутреннего единства группы.Социальных изменений. Конфликты содействуют изменению или обновлению внутригрупповых

Слайд 6Структура конфликта:
Стороны - участники конфликта и их характеристики.
Несовместимость ценностей и

измерений сторон.
Поведение конфликтующих сторон, характеризующееся стремлением разрушить планы и намерения

друг друга.
Применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в нужном для себя направлении.
Модель конфликта может быть выражена следующей формулой:
К = КС + И + КВ + ИК,
где: К - конфликт; КС - конфликтная ситуация; И -инцидент; КВ - конфликтные взаимодействия; ИК - исход конфликта.

Структура конфликта:Стороны - участники конфликта и их характеристики.Несовместимость ценностей и измерений сторон.Поведение конфликтующих сторон, характеризующееся стремлением разрушить

Слайд 7Причины возникновения конфликтов:
1. Информация, которая может быть приемлема для одной

стороны и неприемлема для другой. Это:
неполные и неточные факты;


нарушение принципа конфиденциальности информации;
дезинформация;
слухи;
вопросы количества и качества и др.
2. Структура, что связано с существованием формальной или неформальной организацией социальной группы. Это:
распределение власти в организации;
статусно-ролевые положения и притязания сотрудников;
неблагоприятные условия труда;
низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины и др.



Причины возникновения конфликтов:1. Информация, которая может быть приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это: неполные

Слайд 8Причины возникновения конфликтов:
3. Ценности. Они включают в себя принципы, которые

мы возлагаем или отвергаем, выполняем, пренебрегаем, забываем, сознательно и даже

намеренно нарушаем. Кроме того, существуют принципы, следование которым ожидают от нас другие и мы от других.
4. Отношения. Они связаны с удовлетворением от взаимодействия или его отсутствия между двумя или более сторонами. При этом важно учитывать следующее:
ожидание от взаимоотношений;
значимость для себя и других;
длительность и историю отношений;
баланс силы в отношениях и прочее.



Причины возникновения конфликтов:3. Ценности. Они включают в себя принципы, которые мы возлагаем или отвергаем, выполняем, пренебрегаем, забываем,

Слайд 9Причины возникновения конфликтов:
5. Поведение. Оно включает в себя манеры и

стили поведения людей, которые могут:
задевать ценности людей или ценности

тех, кто нам не безразличен;
угрожать безопасности человека;
постоянно отвлекать собеседника, вызывать стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
подрывать самооценку;
эксплуатировать отношения;
вызывать страх;
не оправдывать положительных ожиданий;
быть насильственными и эгоистичными, неуместными и грубыми;
нарушать правила обещания и др.

Причины возникновения конфликтов:5. Поведение. Оно включает в себя манеры и стили поведения людей, которые могут: задевать ценности

Слайд 10К конфликтам располагает следующее поведение:
открытое недоверие;
перебивание собеседника, несдержанность;


открытое проявление личной антипатии к человеку;
постоянные или частые мелочные

придирки;
пренебрежение значимости роли человека;
его отрицательная оценка;
«навешивание ярлыков»;
угроза;
подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;
заниженная оценка вклада партнера в общее дело;
преувеличение собственного вклада, своей роли;
устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту;
постоянное навязывание своей точки зрения и прочее.


К конфликтам располагает следующее поведение: открытое недоверие; перебивание собеседника, несдержанность; открытое проявление личной антипатии к человеку; постоянные

Слайд 11Причины возникновения конфликтов:
6. Инновации, вызывающие активное противодействие и сопротивление работников.

Группу проблем инноваций составляют следующие противоречия:
объем последствий;
изменение и стабильность;


старое-новое;
сначала хуже.
К предпосылкам возникновения конфликта относятся:
несовпадение рассуждений;
особенности восприятия людьми друг друга;
субъективная предрасположенность к конфликтам.

Причины возникновения конфликтов:6. Инновации, вызывающие активное противодействие и сопротивление работников. Группу проблем инноваций составляют следующие противоречия: объем

Слайд 13Положительное воздействие конфликта:
ускоряет процесс самосознания;
формирует определенный набор ценностей;
способствует

осознанию общности, возникновению официальных или неофициальных сообществ;
приводит к объединению

единомышленников, внутри и между группами;
расставляет приоритеты;
играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
стимулирует разработку систем справедливого предотвращения, управления и разрешения конфликтов;
способствует получению новой информации;
стимулирует к изменениям и развитию.

Положительное воздействие конфликта:ускоряет процесс самосознания; формирует определенный набор ценностей; способствует осознанию общности, возникновению официальных или неофициальных сообществ;

Слайд 14Отрицательное воздействие конфликта:
угрожает нарушению необходимого порядка в социальной системе;
приводит

к потере поддержки;
ведет к действию/ответному действию вместо тщательного взвешенного

ответа;
подрывает доверие;
вызывает разобщенность;
меняет приоритеты так, что ставит под угрозу другие интересы;
сокращает сферы сотрудничества;
обостряет чувство неудовлетворенности собой и отрицательное эмоциональное состояние;
увеличивает конкуренцию между группами, усиливает влияние групповых норм и т.д.

Отрицательное воздействие конфликта:угрожает нарушению необходимого порядка в социальной системе; приводит к потере поддержки; ведет к действию/ответному действию

Слайд 15Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенности
Коммуникация как способ делового

общения - это информационное взаимодействие партнеров, которое характеризуется:
суверенитетом участников взаимодействия

и их ценностей, интересов и мотивов;
независимостью их представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему;
технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена и уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия.

На основе коммуникативной направленности конфликты мож­но разделить на горизонтальные и вертикальные.

Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенностиКоммуникация как способ делового общения - это информационное взаимодействие партнеров, которое

Слайд 16Причины возникновения коммуникативных конфликтов.
1) в результате действия таких факторов, которые

способствуют росту напряжения в общении и совместной деятельности:
перебивание партнера;


принижение партнера и негативная оценка его личности;
подчеркивание разницы между собой и партнером;
преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего;
резкое убыстрение темпа беседы;
избегание пространственной близости и контакта глаз с партнером;
обвинения, угрозы, наказания; принижение, отрицание значимости проблемы.
Причины возникновения коммуникативных конфликтов.1) в результате действия таких факторов, которые способствуют росту напряжения в общении и совместной

Слайд 17Причины возникновения коммуникативных конфликтов.
2) в результате использования деструктивного стиля взаимодействия,

спора. Например:
обобщение, когда поведение называется «типичным»;
ссылка на прошедшие

или не имеющие отношения к делу события;
один из участников не задействован или находится в стороне от спорящих;
преждевременное прекращение общения;
малое внимание к доводам оппонента;
скрытые признаки непонимания, указывающие на укрытие за другими;
аргументы, не относящиеся к предмету спора;
аргументы, нацеленные на чувствительное, слабое место оппонента.


Причины возникновения коммуникативных конфликтов.2) в результате использования деструктивного стиля взаимодействия, спора. Например: обобщение, когда поведение называется «типичным»;

Слайд 18Причины возникновения коммуникативных конфликтов.
3) в результате применения таких коммуникативных техник,

которые способствуют возникновению конфликта.

На процесс коммуникации влияет негативное эмоциональное состояние,

которое может усугублять конфликтную ситуацию.
Конструктивное разрешение конфликта возможно в том случае, если оппоненты смогут выстроить эффективную коммуникацию и контролировать свое поведение, однако в негативном эмоциональном состоянии это не всегда возможно.

Причины возникновения коммуникативных конфликтов.3) в результате применения таких коммуникативных техник, которые способствуют возникновению конфликта.На процесс коммуникации влияет

Слайд 19Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенности
В состоянии повышенного эмоционального

состояния происходит развитие конфликтов, которых часто можно было бы избежать.
Коммуникации,

выраженные через целевые установки оппонентов, в конфликте имеют важное значение.
В самом начале конфликтного общения возникает существенное противоречие, которое выражается в том, что, с одной стороны, оппонентам необходимо правильно понять друг друга, а с другой — отсутствие необходимого уровня доверия между ними затрудняет это взаимопонимание.
Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенностиВ состоянии повышенного эмоционального состояния происходит развитие конфликтов, которых часто можно

Слайд 20Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенности
Недоверие и закрытость вызваны

самозащитой сторон в конфликте, которая может использоваться осознанно или неосознанно.


Конструктивное общение в конфликте его благополучное разрешение возможны только на основе доверия и целевой установки на сотрудничество, а это — важная характеристика коммуникации.
Возникающее в процессе общения напряжение, которое часто является основой будущего конфликта, можно снизить при помощи следующих приемов:
предоставление партнеру возможности выговориться;
Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенностиНедоверие и закрытость вызваны самозащитой сторон в конфликте, которая может использоваться

Слайд 21Приёмы снижения напряжения в общении:
вербализация эмоционального состояния обеих сторон, что

приводит к высвобождению негативных эмоций, подпитывающих напряжение;
подчеркивание сходства, а не

противоположности с партнером на основе выявления общих интересов, мнений, целей и положения;
проявление интереса к проблемам партнера;
подчеркивание и демонстрация партнеру его значимости;
предложение искать выход из создавшегося положения вместе, сообща или предложение конкретного выхода и решения проблемы;
Приёмы снижения напряжения в общении:вербализация эмоционального состояния обеих сторон, что приводит к высвобождению негативных эмоций, подпитывающих напряжение;подчеркивание

Слайд 22Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенности
обращение к фактам;
демонстрация сочувствия

и психологической поддержки.
Коммуникация может стать источником конфликта

и одной из причин этого являются барьеры коммуника­ций, оказывающие влияние на процесс передачи и принятия информации.
Коммуникативные барьеры — это явление пси­хологическое, и оно может выражаться в различных негативных чувствах, например неприязни или недоверия к партнеру.
Эти чувства оказывают негативное влияние на процесс передачи информации и могут сильно исказить ее.



Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенностиобращение к фактам;демонстрация сочувствия и психологической поддержки.   Коммуникация может

Слайд 23Виды коммуникативных барьеров:
Информационно-дефицитный барьер. Основой его возникновения являются механические причины,

например неяс­ность, непонятность передаваемой информации.
Замещающе-искажающий барьер. Смыслы переданной и полу­ченной

информации не совпадают, так как принимающее лицо интерпретирует полученную информацию субъективно, по-сво­ему.
Эмоциональный барьер. Когда при получении информации на первый план выходит не ее содержание, а та эмоциональная ре­акция, которую данная информация вызвала у реципиента.

Виды коммуникативных барьеров:Информационно-дефицитный барьер. Основой его возникновения являются механические причины, например неяс­ность, непонятность передаваемой информации.Замещающе-искажающий барьер. Смыслы

Слайд 24Виды коммуникативных барьеров:
Барьеры непонимания. Часто возникают на психологической основе или

под воздействием сильных внешних раздражителей. Непонимание может быть фонетическим: разные

языки, дефекты речи, нечеткая дикция и т. п.
Семантический барьер. Формируется в результате столкнове­ния разных жаргонов, сленгов, языковых систем различных суб­культур, существующих в рамках одной.
Стилистический барьер. К возникновению этого барьера мо­гут привести несовпадения, несоответствия:
стилей и манеры речи общающихся сторон;
стиля речи коммуникатора стилю и ситуации общения;
стиля разговора и актуального психологи­ческого состояния одного из партнеров по общению.

Виды коммуникативных барьеров:Барьеры непонимания. Часто возникают на психологической основе или под воздействием сильных внешних раздражителей. Непонимание может

Слайд 25Виды коммуникативных барьеров:
Логический барьер. Возникает при большой сложности и не­верности

логики рассуждения коммутатора, т. е. лица, передаю­щего информацию. Логические барьеры

приводят к различным интерпретациям одного и того же понятия, чем и создают ситуа­цию напряжения в общении.
Могут возникать следующие логи­ческие барьеры:
- личностный, так как каждый человек имеет и использует свою систему логических объяснений и доказательств;
- гендерный, основанный на половых различиях с системой логических доказательств;
- социокультурный, основанный на социокультурных раз­личиях в логических системах доказательств участников обще­ния и их установках и принципах — политических, социальных, религиозных, профессиональных.

Виды коммуникативных барьеров:Логический барьер. Возникает при большой сложности и не­верности логики рассуждения коммутатора, т. е. лица, передаю­щего

Слайд 26Вопрос 1. Общая характеристика конфликта.
Один из отечественных исследователей в области

конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей

жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В).
Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).
Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

Конфликт типа А: КФГ1< КФГ2 <КФГ3 = КФ
Вопрос 1. Общая характеристика конфликта.Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге

Слайд 27Вопрос 1. Общая характеристика конфликта
Правила бесконфликтного взаимодействия:

Правило 1. Не употребляйте

конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Вопрос 1. Общая характеристика конфликтаПравила бесконфликтного взаимодействия:Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Слайд 28Типы конфликтогенов:

Типы конфликтогенов:

Слайд 29Типы конфликтогенов:

Типы конфликтогенов:

Слайд 30Типы конфликтогенов:

Типы конфликтогенов:

Слайд 31Вопрос 1. Общая характеристика конфликта
Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ)

от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И).

Конфликт типа Б:

КС + И = КФ

Способ разрешения таких конфликтов: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.
Вопрос 1. Общая характеристика конфликтаВторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И).

Слайд 32Вопрос 1. Общая характеристика конфликта
Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ)

от нескольких конфликтных ситуаций (КС).

Конфликт типа В: КС, +

КС2 + ... + КСп = КФ

Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.
Вопрос 1. Общая характеристика конфликтаТретья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Конфликт типа

Слайд 33Приемы повышения эффективного общения и преодоления коммуникативных барьеров
произнесение имени партнера

вслух при общении;
использование улыбки, сохранение приятного дружелюбного выражения лица;
комплименты в

адрес партнера;
внимание и терпение при выслушивании точки зрения и доводов партнера;
использование информации о хобби, интересах и увлече­ниях оппонента.

Приемы повышения эффективного общения и преодоления коммуникативных барьеровпроизнесение имени партнера вслух при общении;использование улыбки, сохранение приятного дружелюбного

Слайд 34Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенности
Характеристики диалогового

стиля общения являются одним из средств предотвращения и преодоления

конфликтных ситуаций в их профессиональной деятельности. Это:
установление отношений сотрудничества сначала через подстраивание к партнеру по общению;
бескорыстно-альтруистическое сосредоточение на нем и затем к безоценочне принятие его;
признание принципиального равенства личностных, а не статусных позиций участников диалога;
признание равноправности в доверительном диалоге и в совместной деятельности.

Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенностиХарактеристики  диалогового  стиля  общения являются одним из средств

Слайд 35Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенности
Основными направлениями минимизации числа

конфликтов являются:
уменьшение объективных предпосылок возникновения конфликтов;
устранение субъективных условий

их возникновения, а именно повышение коммуникативной компетенции людей, их психологической грамотности;
освоение способов продуктивного мышления, практических умений и навыков выработки совместных решений и т.д.

Вопрос 2. Коммуникативный конфликт и его особенностиОсновными направлениями минимизации числа конфликтов являются: уменьшение объективных предпосылок возникновения конфликтов;

Слайд 36Правила эффективного общения:
Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
Уточняйте, правильно ли

вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее

детали.
Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

Правила эффективного общения:Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации,

Слайд 37Правила эффективного общения:
Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность

сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не

переходите к новым сообщениям.
Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
Используйте невербальные средства коммуникации:
частый контакт глаз;
кивание головы в знак понимания,
другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Правила эффективного общения:Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой

Слайд 38Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликте
Коммуникация означает обмен и

передачу информации субъек­тами друг другу.
Для передачи информации существует мно­жество

каналов, которые и называются каналами коммуникации.
Канал включает в себя передатчик и пункт конечного назначе­ния.
В качестве передатчика информации может выступать:
че­ловек,
какое-либо техническое устройство (телефон, интернет, факс, радиосвязь и т. п.);
химическое или физическое состоя­ние среды.
Послания, или сигналы, могут иметь различные фор­мы передачи: слова, речь, текст, рисунок, изображение, улыб­ку и т. д.
Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликтеКоммуникация означает обмен и передачу информации субъек­тами друг другу. Для передачи

Слайд 39Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликте
К формам передачи информации

относятся межличностные и организационные коммуникации.
Межличностные коммуникации - устная и пись­менная

форма передачи информации.
Устная форма предполага­ет обсуждение, диалог, телефонный разговор, т. е. любую ком­муникацию, где символом кодирования информации выступает слово.
Конфликт может возникнуть по следующим причинам:
ошибки и неточности передачи и восприятия информации;
различие в восприятии информации;
барьер непонимания.

Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликтеК формам передачи информации относятся межличностные и организационные коммуникации.Межличностные коммуникации -

Слайд 40Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликте
Письменная форма передачи информации

осуществляется в виде отчета, доклада, письма, сообщения по Интернету и

т. п.
Ее дос­тоинством является большая точность и сохранение большего количества данных при передаче, а также возможность хранения информации.
Важной характеристикой письменной формы передачи ин­формации является то, что она в меньшей степени, чем устная, способствует возникновению конфликта.
Недостаток - отсутствие явной обратной связи взаимного обмена мнени­ями, большее количество времени и большие усилия и затраты.

Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликтеПисьменная форма передачи информации осуществляется в виде отчета, доклада, письма, сообщения

Слайд 41Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликте
Организационные коммуникации имеют следующую

разновидность:
внешняя,
Вертикальная и горизонтальная,
нефор­мально-информационные сети,
коммуникативная сеть.
Внешняя форма

может выражаться:
через межорганизационную деятельность;
через взаимоот­ношения правительства, власти и общественности.

Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликтеОрганизационные коммуникации имеют следующую разновидность: внешняя, Вертикальная и горизонтальная, нефор­мально-информационные сети,

Слайд 42Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликте
Вертикальная форма происходит между

руководителем и под­чиненным по нисходящей и восходящей линиям. Вероятность искажения

информации повышается с увеличением количества уровней прохождения.
Горизонтальная форма предполагает передачу информации меж­ду различными подразделениями одного уровня. Возникший конфликт может носить характер целевого, когда цели нескольких подразделений не со­гласуются между собой.
Неформально-информационные сети -неофициальные каналы связи, соединяющие всех сотрудников организации. Характерной чертой этой формы передачи информации являются так называемые слухи.

Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликтеВертикальная форма происходит между руководителем и под­чиненным по нисходящей и восходящей

Слайд 43Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликте
Коммуникативная сеть представляет собой

определенную форму посредничества, через которую осуществляется весь обмен информацией.
Это

происходит с помощью соединения участников коммуникации, которое основывается на информационных потоках.
В таких группах может возникать внутригрупповой конфликт, на который могут повлиять происходящие в них произ­водственные эмоциональные и социальные процессы.
Возможность возникновения конфликта может присутство­вать на разных уровнях передачи информации — как на уровне отдельных индивидов или малой группы, так и на общеорганиза­ционном уровне.
Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликтеКоммуникативная сеть представляет собой определенную форму посредничества, через которую осуществляется весь

Слайд 44Установление каналов коммуникации в конфликте.
Установление и использование в процессе

общения правиль­ных каналов коммуникации помогает избежать конфликтного взаимодействия.
На установление

коммуникации оказывают влияние следующие аспекты деятельности коммуникантов в слу­чае межличностного конфликта в различных сферах жизнедея­тельности людей:
умение в возникшей ситуации конфликта внимательно выс­лушать собеседника. Неумение слушать зачастую приводит к возникновению конфликтов;
минимальное использование стратегии конфронтации;


Установление каналов коммуникации в конфликте. Установление и использование в процессе общения правиль­ных каналов коммуникации помогает избежать конфликтного

Слайд 45Установление каналов коммуникации в конфликте.
- минимальное использование повышенного тона

в разгово­ре, умение сдержать себя;
- категорический запрет на использование слов

и действий, которые могут унизить собеседника, соблюдение оппонентами слу­жебной дистанции, личностных границ другого;
- стремление снизить уровень собственной конфликтности в поведении;
- умение идти на компромиссы, особенно в случае неуве­ренности в своей правоте;
- умение уступить в случае осознания собственной непра­воты, извиниться.

Установление каналов коммуникации в конфликте. - минимальное использование повышенного тона в разгово­ре, умение сдержать себя;- категорический запрет

Слайд 46Правила принятия решения по выбору оптимального канала коммуникации:
Выбор устной формы

передачи информации наиболее эффективен, когда передается новая, двусмысленная, сложная или

персональная информация.
Устная форма коммуникации дает большую вероятность воз­никновения искажения, непонимания и барьеров коммуникации, что может привести к конфликту.
Эффективность письменной формы передачи информа­ции выше в случае рутинных, обезличенных и длительных сооб­щений, включающих множество подробностей и деталей, кото­рые при устной передаче могут потеряться, исказиться
Правила принятия решения по выбору оптимального канала коммуникации:Выбор устной формы передачи информации наиболее эффективен, когда передается новая,

Слайд 47Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликте
При использовании того или

иного канала коммуникации необходимо спрогнозировать его эффективность.

Выбор канала информации

должен соответствовать:
индивидуальным особенностям реципиента,
по­ставленным целям и задачам,
принятому решению.

Вопрос 3. Установление каналов коммуникации в конфликтеПри использовании того или иного канала коммуникации необходимо спрогнозировать его эффективность.

Слайд 48Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
1. Создайте теплую атмосферу.

Основное правило: «Самый главный человек на свете — тот, кто

перед тобой». Перед вами Собеседник, для вас должны оставаться только двое — он и вы, причем Он - в центре. Все внимание только вокруг него, а вне этого внимания — ничего, пустота.
2. Примите собеседника таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы он вам понравился, а когда это произойдет, не скрывайте этого. Дарите ему знаки симпатии и уважения.
3. Стиль, манера общения — чем больше в этом будет у вас сходства с собеседником (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса), тем лучше. Чем точнее вы пристроитесь к нему, тем легче будет вам обоим. Общее в мнениях, ценностях, установках.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта1. Создайте теплую атмосферу. Основное правило: «Самый главный человек на свете

Слайд 49Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
4. Не надо лицемерить,

но нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу.

Научите себя находить то, что может вас сблизить с собеседником.
То, что волнует вашего собеседника, должно волновать и вас.
Если его эмоции и установки для вас неприемлемы, если вам решительно не нравится его душевное состояние — все равно сначала станьте его единомышленником, а потом настройте собеседника на нужное вам русло.

Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта 4. Не надо лицемерить, но нужно отучить себя от привычки

Слайд 50Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
5. Если человек грустит

зря и бессмысленно — погрустите вместе с ним, а потом

мягко подтолкните его к другому настроению.
Человек возмущается не по делу — разделите его негодование (вы его понимаете, вы — с ним), а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что его возмущает.
Не нагнетайте напряженность. Контролируйте каждое сказанное слово. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность.

Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта 5. Если человек грустит зря и бессмысленно — погрустите вместе

Слайд 51Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
6. Никогда не обвиняйте

собеседника. Лучше задавайте нужный тон: корректный и уважительный.
Избегайте в

разговоре обидных преувеличений и крайностей, не стоит злоупотреблять словами: «все, никто, всегда, никогда, везде, нигде...». Старайтесь говорить аккуратнее: «кто и когда». Речь должна быть определенной, но не резкой и категоричной.
7. Без нужды не спорьте. Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство - по сути спорит. Чтобы этого не случилось, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта6. Никогда не обвиняйте собеседника. Лучше задавайте нужный тон: корректный и

Слайд 52Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
8. Строить общение «на

равных» оправданно потому, что именно такого общения ожидают от вас

ваши собеседники, но оно может оказаться конфликтным с начальником, если тот уверен в своей позиции сверху и ждет в общзении пристройки снизу.
Тот, кто видит в вас Старшего, отношением на равных может быть шокирован и в сторону восхищения, и в сторону разочарования.
9. Не задевайте того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечения, идеалы и ценности. Если вы не расист, вы не будете оскорблять национальное достоинство человека.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта 8. Строить общение «на равных» оправданно потому, что именно такого

Слайд 53Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
10. Будьте аккуратнее в

высказываниях по поводу профессии.
11. Будьте предельно внимательны к своим

оценочным суждениям, особенно негативным. Лучше обойтись без них, а если не удается, высказывайтесь в мягко-субъективной форме.
12. Юмор прекрасен, но не так уж и безобиден, особенно из уст простого человека. Юмором можно разозлить, даже не держа на человека зла. То, что хорошо между друзьями в хорошее настроение, в других случаях создает напряжение.
Одним из самых распространенных и опасных видов юмора является юмор, направленный на другого: «ты смешной». Смешно всем, кроме того, над кем смеются.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта10. Будьте аккуратнее в высказываниях по поводу профессии. 11. Будьте предельно

Слайд 54Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
13. Берегите собеседника: избавьте

его от обид и обвинений. Если вы такой умный, что

заметили ошибку или неточность собеседника, нужно оставить это открытие для себя, но уж если очень хочется поправить, делайте это максимально тактично.
14. Советы редко учат, но часто злят, поэтому давайте советы тогда, когда вас спрашивают, и только такие, за которые вам будут благодарны.
15. Имейте свое мнение и не соглашайтесь — ваше право, и способность к самостоятельному, свободному от догм взгляду — достоинство зрелой личности. А вот стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта13. Берегите собеседника: избавьте его от обид и обвинений. Если вы

Слайд 55Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
16. Надо стремиться к

согласию, но и не надо бояться разногласий. Разногласия между людьми

вполне естественны и не могут быть поводом для разочарований и недовольств, ссор и конфликтов. Пусть собеседник заблуждается, но если его мнение никому не мешает, оставьте его в покое. Это его святое право: право на свое мнение и свою точку зрения.
17. Не спорьте с теми, с кем спорить бесполезно (недалекий, но упрямый собеседник, с теми, кто спорить с вами не собирается, с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться). Никогда не начинайте спора, если вы в чем-то хотите разобраться, тем более — разобраться вместе с собеседником.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта 16. Надо стремиться к согласию, но и не надо бояться

Слайд 56Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
18. Избегайте категоричности, особенно

возражая. Вам может казаться нечто совершенно ясным, но ваша жесткость

не будет для собеседника убедительнее аргументов.
Поставьте себе за правило обходиться без резкостей. Исключите жесткие оценочные суждения, высмеивание и доведение мысли собеседника до абсурда.
Откажитесь от такой фразы, как «глупости!». То же самое может быть выражено и махом рукой (как от ерунды), и взглядом.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта 18. Избегайте категоричности, особенно возражая. Вам может казаться нечто совершенно

Слайд 57Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
19. Старайтесь не давать

отрицательных оценок мнению собеседника. Отмечайте все удачные места в его

высказываниях, поддерживайте в нем ощущение компетентности. Когда собеседник вас не понимает, хочется ему объяснять, но если вы собьетесь на монолог, то проиграете.
20. Избегайте монолога — диалог продуктивнее, особенно если вы умеете использовать метод Сократа, который заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья и каждое звено подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. Это хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта19. Старайтесь не давать отрицательных оценок мнению собеседника. Отмечайте все удачные

Слайд 58Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
1. Любая техника общения

будет бесполезна, пока в сознании не изменятся фундаментальные установки:
а)

старайтесь не победить, а найти истину, так как победа, ваша или собеседника — означает не торжество истины, а только то, что один сумел превзойти другого.
б) старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник, помогайте ему сформулировать свои мысли, даже если вы с ним не согласны; иногда это самый эффективный способ переубедить собеседника.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта1. Любая техника общения будет бесполезна, пока в сознании не изменятся

Слайд 59Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
Для этого:
ищите то,

в чем он не прав, старайтесь согласиться, а не возразить;


признавайте возможность своей неправоты и просите критического обсуждения;
не давите, лучший способ— аргументация, но и аргументами лучше не давить, а побуждать.

Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликтаДля этого: ищите то, в чем он не прав, старайтесь согласиться,

Слайд 60Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта
Если вы не согласны

и хотите возразить:
удостоверьтесь в том, что вы собеседника поняли;


согласитесь с тем, в чем он прав, выделите дельное в его словах;
тактично выразите свое несогласие;
поясните, почему вы не согласны с его мнением, выскажите свою позицию.
Если вы овладеете перечисленными выше правилами, ваше деловое общение станет более эффективным и не конфликтным.
Вопрос 4. Правила поведения в условиях конфликта Если вы не согласны и хотите возразить: удостоверьтесь в том,

Слайд 62Вопрос 4. Четырехшаговый метод преодоления разногласий
В основе четырехшагового метода лежат

правила, объявляющие ложные рефлексы вне закона.
Не прерывайте общения ни

из-за фрустрации или чувства безнадежности, ни в качестве ответного тактического шага против другого человека.
Не применяйте силовых игр, чтобы «выиграть» в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, ультиматумов или физической силы.
Если эти правила станут нормой поведения в повседневном и деловом общении, они помогут преодолевать разногласия и поддерживать хорошие отношения во всех сферах жизни.

Вопрос 4. Четырехшаговый метод преодоления разногласийВ основе четырехшагового метода лежат правила, объявляющие ложные рефлексы вне закона. Не

Слайд 63Алгоритм преодоления разногласий
Первый шаг. Необходимо найти время для диалога. Один

из наших ложных рефлексов - уход от общения. Избегание контакта

подтверждает, что конфликт остался неразрешенным.
Без общения, нельзя прийти ни к какому соглашению, поэтому первым и наиболее важным требованием является определение времени разговора.
Нужно убедить другого партнера, что необходимо:
рассказать о том, как он видит ситуацию;
во время диалога воздерживаться от запугивания, угроз или давления, чтобы не прийти к результату «выигрыш - проигрыш»;
физически присутствовать и быть внимательным в течение условленного периода времени.

Алгоритм преодоления разногласийПервый шаг. Необходимо найти время для диалога. Один из наших ложных рефлексов - уход от

Слайд 64Алгоритм преодоления разногласий
Важным правилом является отказ от применения физической силы.


Раздраженный тон, личные выпады и оскорбления, унижение расового и национального

достоинства не способствуют прогрессу переговоров.
Второй шаг. Необходимо подготовить условия, под которыми подразумевается время и место проведения диалога (третий шаг).
Для создания условий эффективного общения необходимо тщательно продумать обстановку (место, длительность диалога, конфиденциальность, время дня или день недели и т. д.).

Алгоритм преодоления разногласийВажным правилом является отказ от применения физической силы. Раздраженный тон, личные выпады и оскорбления, унижение

Слайд 65Алгоритм преодоления разногласий
Третий шаг. Необходимо совместно обсудить возникшую проблему.
Встреча

для переговоров - основная составная часть четырехшагового метода.
Встреча состоит

из четырех частей:
вступительная часть,
приглашение к разговору,
диалог,
прорыв.

Алгоритм преодоления разногласийТретий шаг. Необходимо совместно обсудить возникшую проблему. Встреча для переговоров - основная составная часть четырехшагового

Слайд 66Алгоритм преодоления разногласий
Диалог. Во время диалога, который занимает большую часть

встречи, выполняется две задачи:
оба партнера по общению должны быть

постоянно вовлечены в активный диалог друг с другом (основной процесс);
необходимо поддерживать жесты примирения, которые делает другой, и предлагать их саму.

Основной процесс - форма диалога, которая необходима, чтобы эффективно преодолевать межличностные разногласия и разрешать конфликт.
Алгоритм преодоления разногласийДиалог. Во время диалога, который занимает большую часть встречи, выполняется две задачи: оба партнера по

Слайд 67Алгоритм преодоления разногласий
Типичные ошибки, допускаемые в основном процессе:
вы говорите

о предметах, которые не относятся к вашим взаимоотношениям (погода, события

дня, техническая информация и др.);
вы говорите свое мнение о других людях (сослуживцах, членах семьи);
рассказывайте анекдоты;
сдача позиции, безысходность;
погружение в молчание.

Когда оппонент отклоняется, восстановите основной процесс замечанием по поводу направления разговора.

Алгоритм преодоления разногласийТипичные ошибки, допускаемые в основном процессе: вы говорите о предметах, которые не относятся к вашим

Слайд 68Алгоритм преодоления разногласий
Эмоциональная готовность отказаться от первоначальных требований частично является

результатом разрядки в таком диалоге.
Дайте возможность другому собеседнику выразить

свои мнения, взгляды, чувства, суждения.
Считайте своей задачей помочь другому собеседнику изложить свои взгляды на спорные вопросы.
Управляйте диалогом, реагируйте на дружеские замечания оппонента.
Если оппонент делает жест примирения, постарайтесь оценить его, даже, если вы все еще сердиты.
Поддержите дружеские замечания собеседника. Это поощрит его делать аналогичные замечания в дальнейшем.
Алгоритм преодоления разногласийЭмоциональная готовность отказаться от первоначальных требований частично является результатом разрядки в таком диалоге. Дайте возможность

Слайд 69Алгоритм преодоления разногласий
Поддерживая основной процесс и демонстрируя жесты примирения можно

создать условия, позволяющие прийти к согласию.
Прорыв происходит, когда оба

собеседника изменили свои позиции от противостояния («Я - против - тебя») на поиск решения («мы против - проблемы»).
В большинстве случаев определенное соглашение может быть достигнуто в одном диалоге.
Четырехшаговый метод помогает преодолеть наиболее типичные трудности, возникающие на пути к соглашению в межличностных отношениях.

Алгоритм преодоления разногласийПоддерживая основной процесс и демонстрируя жесты примирения можно создать условия, позволяющие прийти к согласию. Прорыв

Слайд 70Алгоритм преодоления разногласий
В четырехшаговом методе особенно полезны три умения:
слушать,


вести переговоры,
быть настойчивым.
Восприимчивость в диалоге показывается определённой группой приемов:
поддерживать

постоянный контакт глаз;
не прерывать;
не давать советов;
подводить итог тому, что вы услышали;
делать рефлективные замечания, показывая, что понимаете, что чувствует другой.

Алгоритм преодоления разногласийВ четырехшаговом методе особенно полезны три умения: слушать, вести переговоры,быть настойчивым.Восприимчивость в диалоге показывается определённой

Слайд 71Алгоритм преодоления разногласий
Лучшей моделью диалога являются переговоры, основанные на следующих

правилах взаимодействия.
1. Отделите человека от проблемы. Постарайтесь избежать обсуждения личных

качеств как собственных, так и собеседника. Вместо этого полностью уделите внимание проблеме - вопросам, по которым надо прийти к согласию.
2. Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях. Если вместо того, чтобы спорить по поводу позиций, мы исследуем лежащие в их основе интересы (свои и другого), тогда может появиться взаимовыгодный вариант решения.

Алгоритм преодоления разногласийЛучшей моделью диалога являются переговоры, основанные на следующих правилах взаимодействия.1. Отделите человека от проблемы. Постарайтесь

Слайд 72Вопрос 4. Четырехшаговый метод преодоления разногласий
3. Изучите варианты, которые могут

удовлетворить обе стороны. Попытка договориться на уровне интересов уменьшает противоречия,

что помогает поиску взаимовыгодного решения.
В поисках возможных решений иногда можно использовать мозговой штурм.
4. Найдите объективные критерии. Чтобы достичь соглашения, надо принять совместное решение.
Совместное решение всегда основываются на критериях, которые характеризуют его как плохое или хорошее.

Вопрос 4. Четырехшаговый метод преодоления разногласий3. Изучите варианты, которые могут удовлетворить обе стороны. Попытка договориться на уровне

Слайд 73Алгоритм преодоления разногласий
В практике существуют три формы поведения:
- агрессивность поведения

по отношению к человеку, при котором нарушаются права, заставляет переходить

его к обороне. Это вызывает противодействие и он, в свою очередь, сам начинают вести себя агрессивно;
- подчиненность может быть полезна, как временная стратегия для избежания конфронтации, но она порождает обиды, которые в будущем прорастут в конфликт;
настойчивость - поведение, когда кто-то настаивает на своих правах, не нарушая права другого. Используется для преодоления разногласий.

Алгоритм преодоления разногласийВ практике существуют три формы поведения:- агрессивность поведения по отношению к человеку, при котором нарушаются

Слайд 74Алгоритм преодоления разногласий
Шаг четвертый. Заключите договор.
Договор - не просто

добрая воля, он описывает отношения друг с другом в будущем.


Договоры могут оформляться в письменном виде. Это, прежде всего, касается внешних организационных конфликтов.
Договор должен быть сбалансирован в любом случае, нашли ли партнеры сходство интересов или пошли на честный компромисс, предполагающий уступки.
Это значит, что для каждого участника договора он должен быть лично выгоден. Выгода не обязательно будет одинаковой, но договор должен стимулировать каждого выполнять в будущем свою часть соглашения.

Алгоритм преодоления разногласийШаг четвертый. Заключите договор. Договор - не просто добрая воля, он описывает отношения друг с

Слайд 75Алгоритм преодоления разногласий
Вопрос о необходимости составления договора сводится к следующему:
1. Если

решения или правила поведения, относящиеся к спорному вопросу, требуют согласия

или участия обоих партнеров, то договор заключить необходимо.
Если это не так, заключение договора не обязательно.
Используя четырехшаговый метод преодоления разногласий необходимо помнить:
разговор должен быть с глазу на глаз о вопросах, вызвавших разногласия,
не прерывайте его так долго, как это необходимо для достижения прорыва.

Алгоритм преодоления разногласийВопрос о необходимости составления договора сводится к следующему:1.	Если решения или правила поведения, относящиеся к спорному

Слайд 76Конец лекции

Конец лекции

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика