Разделы презентаций


Тема 5. Общенаучные методы исследования

Содержание

Общенаучные методы исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 5. Общенаучные методы исследования
ПЛАН:
Классификация методов исследования
Эмпирические методы исследования
3. Мыслительно-логические

методы исследования

Тема 5.  Общенаучные методы исследованияПЛАН:Классификация методов исследованияЭмпирические методы исследования3. Мыслительно-логические методы исследования

Слайд 2Общенаучные методы исследования

Общенаучные методы исследования

Слайд 33.Мыслительно-логические методы
Логика – это наука о мышлении, учение о законах,

формах и средствах рассуждений.

Основные логические приемы

3.Мыслительно-логические методыЛогика – это наука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждений.Основные логические приемы

Слайд 41. Формализация
Формализация - исследование объектов, когда их содержание познается с

помощью выявленных элементов его формы.

Формализация знания, выраженного в суждениях и

умозаключениях, началась еще со времен Евклида
(древнегреческий математик,
III в. до н.э.).

1. ФормализацияФормализация - исследование объектов, когда их содержание познается с помощью выявленных элементов его формы.Формализация знания, выраженного

Слайд 5Формализация в математике
Пионером в этом процессе выступила математика, заменяя разговорный

язык математическими символами.
Формализованный образ высказывания в математике называют формулой.

(а=в)

 (в=а)


Формализация в математикеПионером в этом процессе выступила математика, заменяя разговорный язык математическими символами. Формализованный образ высказывания в

Слайд 6Формализация в логике
В логике процесс формализации начал уже Аристотель
(древнегреческий

философ и логик, III в. до н.э.).


Новым шагом по пути

формализации логики явилось логическое исчисление, начало которому было положено Лейбницем
(немецкий философ и логик (1646-1716)).
Формализация в логикеВ логике процесс формализации начал уже Аристотель (древнегреческий философ и логик, III в. до н.э.).Новым

Слайд 7Формализация требует, чтобы одна и та же мысль всегда выражалась

при помощи одних и тех же рядов слов, расположенных одним

и тем же способом.

Преимущества метода: четкость и точность в выражении мыслей с использованием формальной логики.
Недостатки: ограниченность метода, не все можно выразить в буквенной или символьной форме

Формализация требует, чтобы одна и та же мысль всегда выражалась при помощи одних и тех же рядов

Слайд 82. Аксиоматический метод
Аксиоматический метод - метод, при котором все положения

выводятся из аксиом путем формальной логики

Аксиома (греч. – значимое, принятое,

бесспорное) – это истинное суждение, которое принимается без доказательства.
2. Аксиоматический методАксиоматический метод - метод, при котором все положения выводятся из аксиом путем формальной логикиАксиома (греч.

Слайд 9Без определений принимается некоторая совокупность первичных терминов, затем на их

основе формулируются аксиомы,
из них - теоремы.

Евклид взял в

качестве первичных терминов такие, как точка, прямая и плоскость.

Без определений принимается некоторая совокупность первичных терминов, затем на их основе формулируются аксиомы, из них - теоремы.

Слайд 10Аксиоматический метод
Преимущества:
облегчает организацию и систематизацию научного знания
позволяет быстрее выявлять

внутреннюю, логическую связь между отдельными разделами теории
непротиворечивость, независимость метода.

Недостатки:

метод нельзя абсолютизировать, имеет свои ограничения в использовании.
Аксиоматический методПреимущества: облегчает организацию и систематизацию научного знанияпозволяет быстрее выявлять внутреннюю, логическую связь между отдельными разделами теории

Слайд 113. Аналогия
Аналогия (греч. - соответствие, сходство) - сходство предметов в

каких-либо свойствах или признаках, причем, в целом эти предметы различны.
Умозаключение

по аналогии - это логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании того, что он имеет сходство с другими предметами.

3. АналогияАналогия (греч. - соответствие, сходство) - сходство предметов в каких-либо свойствах или признаках, причем, в целом

Слайд 12Аналогия
«С самого начала я был поражен сходством между принципами действия

нервной системы и цифровых вычислительных машин».

Основоположник кибернетики Н. Винер
(1894-1964)

Аналогия«С самого начала я был поражен сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин».Основоположник кибернетики

Слайд 13Аналогия основана на том, что сходные в одном отношении объекты

сходны и в другом.
Например, аналогия между распространением волн в

воде и распространением звука в воздухе.


Преимущества: аналогия благодаря своей доступности и наглядности широко используется в математике, физике, в строительстве, в общественных науках и т.д.
Недостатки: выводы по аналогии всегда бывают только вероятны.
Аналогия основана на том, что сходные в одном отношении объекты сходны и в другом. Например, аналогия между

Слайд 144. Абстрагирование
Абстрагирование (лат. - удаление, отвлечение) - процесс мысленного выделения

определенных свойств, признаков и отношений некоторых объектов, явлений и процессов.

Например,

изучая зависимость между спросом и предложением в рыночной экономике, рассматривают простое соотношение между количеством и ценой, отвлекаясь от прочих факторов: доходов населения, качества товаров.

4. АбстрагированиеАбстрагирование (лат. - удаление, отвлечение) - процесс мысленного выделения определенных свойств, признаков и отношений некоторых объектов,

Слайд 155. Моделирование
История моделирования исчисляется тысячелетиями. Еще отец медицины Гиппократ использовал

в качестве модели человеческого глаза глаз быка.

С глубокой древности

моделирование как метод исследования постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.

5. МоделированиеИстория моделирования исчисляется тысячелетиями. Еще отец медицины Гиппократ использовал в качестве модели человеческого глаза глаз быка.

Слайд 16Процесс познания
Для улучшения процесса познания необходимо:
Совершенствовать способности и возможности человека
Создавать

более современные средства познания
Замещать объект познания (моделью)

Процесс познанияДля улучшения процесса познания необходимо:Совершенствовать способности и возможности человекаСоздавать более современные средства познанияЗамещать объект познания (моделью)

Слайд 17Модель – это упрощенное представление объекта, используемое для имитации возможных

состояний этого объекта в различных условиях

Основные свойства модели:

Абстрактность – модель

должна обладать некими элементами идеальных символов
Полнота – модель должна содержать максимально возможное количество релевантных элементов
Адекватность – модель должна соответствовать исследуемому реальному объекту
Динамизм – способность в случае необходимости изменить характеристики модели

Модель – это упрощенное представление объекта, используемое для имитации возможных состояний этого объекта в различных условияхОсновные свойства

Слайд 18Основные этапы моделирования
1. Постановка проблемы и ее анализ.
2. Построение формализованной

модели.
3. Анализ модели.
4. Перенос знания с модели на оригинал.
5. Обобщение

результатов.
Основные этапы моделирования1. Постановка проблемы и ее анализ.2. Построение формализованной модели.3. Анализ модели.4. Перенос знания с модели

Слайд 19Использование моделирования
Преимущества:
Сложность изучаемых объектов
Невозможность изучения объекта в реальных условиях
Ориентация на

будущее и возможность прогнозирования развития объекта
Недостатки:
Неполнота, фрагментарность, абстрактность модели.

Использование моделированияПреимущества:Сложность изучаемых объектовНевозможность изучения объекта в реальных условияхОриентация на будущее и возможность прогнозирования развития объектаНедостатки: Неполнота,

Слайд 206. Доказательство
Доказательство - процесс установления истинности суждения посредством его вывода

из других суждений

6. ДоказательствоДоказательство - процесс установления истинности суждения посредством его вывода из других суждений

Слайд 21Структура доказательства

Структура доказательства

Слайд 22Формы доказательства

Формы доказательства

Слайд 23Правила доказательства
тезис должен быть суждением ясным и точно определенным;
тезис должен

оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего

доказательства;
тезис не должен содержать в себе логическое противоречие;
тезис должен быть обоснован фактами;
тезисом не должно быть суждение очевидное, так как то, что достоверно само по себе, то не требует доказательств
Правила доказательстватезис должен быть суждением ясным и точно определенным;тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же

Слайд 24Анализ (греч. analysis – разложение, разбор) - мысленное разложение, разделение

объекта на составные части.


Процесс познания невозможен без анализа.
Пока предмет не

подвергнут анализу,
он не познан.

7. Анализ и синтез

Анализ (греч. analysis – разложение, разбор) - мысленное разложение, разделение объекта на составные части.Процесс познания невозможен без

Слайд 25
М.В. Ломоносов говорил, что «ясное представление о предмете приобретается путем

познания частей целого».

М.В. Ломоносов говорил, что «ясное представление о предмете приобретается путем познания частей целого».

Слайд 26Форма и вид анализа зависит от изучаемого объекта и от

целей, которые ставит исследователь.
Виды анализа:
Статистический анализ (осмысление статистических показателей);
Экономический

анализ (обработка экономических данных и их зависимостей)
Грамматический анализ (определение роли слова в предложении) и др.

Анализ – это начало изучения объекта, но для полного его представления нужно использовать синтез.

Форма и вид анализа зависит от изучаемого объекта и от целей, которые ставит исследователь. Виды анализа:Статистический анализ

Слайд 27Синтез (греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное соединение

частей предмета в единое целое.

В процессе синтезирования мы познаем нечто

новое: взаимодействие частей как целого. Синтезирование - это процесс, раскрывающий место и роль каждого явления, элемента в системе.
Анализ и синтез - важнейшие методы реализации системного подхода в исследовании.
Синтез (греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное соединение частей предмета в единое целое.В процессе синтезирования

Слайд 28Индукция (лат. inductio - наведение) - умозаключение от частного к

общему.


Индукция была составной частью метода Сократа, индуктивное умозаключение изучал Аристотель,

определивший его как "заключение от единичного к общему и от известного к неизвестному".

8. Индукция и дедукция

Индукция (лат. inductio - наведение) - умозаключение от частного к общему.Индукция была составной частью метода Сократа, индуктивное

Слайд 29Более универсальное толкование индукция получила в эпоху Нового времени.
В

трудах Ф. Бэкона она рассматривается как всеобщий научный метод, позволяющий

получать новые знания на основании обобщения опытных данных.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
«Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез» (метод Бэкона).

Более универсальное толкование индукция получила в эпоху Нового времени. В трудах Ф. Бэкона она рассматривается как всеобщий

Слайд 30Дедукция (лат. deductic - выведение) - умозаключение от общего к

частному.


Началом дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих

утверждений («общее»), а концом — следствия («частное»).
Дедукция — основное средство доказательства.

Все ароматические вещества улучшают вкус пищи.
Ваниль – ароматическое вещество.
Ваниль улучшает вкус пищи.


Дедукция (лат. deductic - выведение) - умозаключение от общего к частному.Началом дедукции являются аксиомы или просто гипотезы,

Слайд 31Индукция и дедукция имеют три значения

Индукция и дедукция имеют три значения

Слайд 32Сравнение - установление сходства и различия явлений в целом или

в каких-то признаках.

«Все познается в сравнении».


9. Сравнение

Сравнение - установление сходства и различия явлений в целом или в каких-то признаках.«Все познается в сравнении».9. Сравнение

Слайд 33Два условия сравнения
1.Сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные

предметы и явления объективной действительности.
2. Сравнивать предметы надо по

таким признакам, которые имеют важное, существенное значение.

Но как ни велико значение сравнения в процессе познания, надо помнить, что одно сравнение не может дать исчерпывающего знания исследуемого явления.

Два условия сравнения1.Сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. 2. Сравнивать

Слайд 34Обобщение - мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу объектов

и, распространяемых на каждый отдельный предмет данного класса.

Челябинск, Екатеринбург –

это города.

10. Обобщение

Обобщение - мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу объектов и, распространяемых на каждый отдельный предмет данного

Слайд 35Для того, чтобы получить понятие о классе предметов, т.е. обобщить

необходимо:
Отыскать общие признаки, объединяющие отдельных представителей данного класса.
Из общих признаков

отобрать существенные и значимые, и на их основе сделать обобщение.

Изучая физические и химические свойства отдельных металлов, люди заметили, что каждому металлу присущи такие необходимые признаки, как ковкость, теплопроводность, электропроводность.
Эти общие существенные отличительные признаки и стали характеризовать весь класс металлов, они же и отобразились в понятии «металл».

Для того, чтобы получить понятие о классе предметов, т.е. обобщить необходимо:Отыскать общие признаки, объединяющие отдельных представителей данного

Слайд 36Таким образом , ещё раз повторим общенаучные методы исследования

Таким образом , ещё раз повторим общенаучные методы исследования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика