Слайд 1Тема 5.
Общенаучные методы исследования
ПЛАН:
Классификация методов исследования
Эмпирические методы исследования
3. Мыслительно-логические
методы исследования
Слайд 2Общенаучные методы исследования
Слайд 33.Мыслительно-логические методы
Логика – это наука о мышлении, учение о законах,
формах и средствах рассуждений.
Основные логические приемы
Слайд 41. Формализация
Формализация - исследование объектов, когда их содержание познается с
помощью выявленных элементов его формы.
Формализация знания, выраженного в суждениях и
умозаключениях, началась еще со времен Евклида
(древнегреческий математик,
III в. до н.э.).
Слайд 5Формализация в математике
Пионером в этом процессе выступила математика, заменяя разговорный
язык математическими символами.
Формализованный образ высказывания в математике называют формулой.
(а=в)
(в=а)
Слайд 6Формализация в логике
В логике процесс формализации начал уже Аристотель
(древнегреческий
философ и логик, III в. до н.э.).
Новым шагом по пути
формализации логики явилось логическое исчисление, начало которому было положено Лейбницем
(немецкий философ и логик (1646-1716)).
Слайд 7Формализация требует, чтобы одна и та же мысль всегда выражалась
при помощи одних и тех же рядов слов, расположенных одним
и тем же способом.
Преимущества метода: четкость и точность в выражении мыслей с использованием формальной логики.
Недостатки: ограниченность метода, не все можно выразить в буквенной или символьной форме
Слайд 82. Аксиоматический метод
Аксиоматический метод - метод, при котором все положения
выводятся из аксиом путем формальной логики
Аксиома (греч. – значимое, принятое,
бесспорное) – это истинное суждение, которое принимается без доказательства.
Слайд 9Без определений принимается некоторая совокупность первичных терминов, затем на их
основе формулируются аксиомы,
из них - теоремы.
Евклид взял в
качестве первичных терминов такие, как точка, прямая и плоскость.
Слайд 10Аксиоматический метод
Преимущества:
облегчает организацию и систематизацию научного знания
позволяет быстрее выявлять
внутреннюю, логическую связь между отдельными разделами теории
непротиворечивость, независимость метода.
Недостатки:
метод нельзя абсолютизировать, имеет свои ограничения в использовании.
Слайд 113. Аналогия
Аналогия (греч. - соответствие, сходство) - сходство предметов в
каких-либо свойствах или признаках, причем, в целом эти предметы различны.
Умозаключение
по аналогии - это логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании того, что он имеет сходство с другими предметами.
Слайд 12Аналогия
«С самого начала я был поражен сходством между принципами действия
нервной системы и цифровых вычислительных машин».
Основоположник кибернетики Н. Винер
(1894-1964)
Слайд 13Аналогия основана на том, что сходные в одном отношении объекты
сходны и в другом.
Например, аналогия между распространением волн в
воде и распространением звука в воздухе.
Преимущества: аналогия благодаря своей доступности и наглядности широко используется в математике, физике, в строительстве, в общественных науках и т.д.
Недостатки: выводы по аналогии всегда бывают только вероятны.
Слайд 144. Абстрагирование
Абстрагирование (лат. - удаление, отвлечение) - процесс мысленного выделения
определенных свойств, признаков и отношений некоторых объектов, явлений и процессов.
Например,
изучая зависимость между спросом и предложением в рыночной экономике, рассматривают простое соотношение между количеством и ценой, отвлекаясь от прочих факторов: доходов населения, качества товаров.
Слайд 155. Моделирование
История моделирования исчисляется тысячелетиями. Еще отец медицины Гиппократ использовал
в качестве модели человеческого глаза глаз быка.
С глубокой древности
моделирование как метод исследования постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.
Слайд 16Процесс познания
Для улучшения процесса познания необходимо:
Совершенствовать способности и возможности человека
Создавать
более современные средства познания
Замещать объект познания (моделью)
Слайд 17Модель – это упрощенное представление объекта, используемое для имитации возможных
состояний этого объекта в различных условиях
Основные свойства модели:
Абстрактность – модель
должна обладать некими элементами идеальных символов
Полнота – модель должна содержать максимально возможное количество релевантных элементов
Адекватность – модель должна соответствовать исследуемому реальному объекту
Динамизм – способность в случае необходимости изменить характеристики модели
Слайд 18Основные этапы моделирования
1. Постановка проблемы и ее анализ.
2. Построение формализованной
модели.
3. Анализ модели.
4. Перенос знания с модели на оригинал.
5. Обобщение
результатов.
Слайд 19Использование моделирования
Преимущества:
Сложность изучаемых объектов
Невозможность изучения объекта в реальных условиях
Ориентация на
будущее и возможность прогнозирования развития объекта
Недостатки:
Неполнота, фрагментарность, абстрактность модели.
Слайд 206. Доказательство
Доказательство - процесс установления истинности суждения посредством его вывода
из других суждений
Слайд 23Правила доказательства
тезис должен быть суждением ясным и точно определенным;
тезис должен
оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего
доказательства;
тезис не должен содержать в себе логическое противоречие;
тезис должен быть обоснован фактами;
тезисом не должно быть суждение очевидное, так как то, что достоверно само по себе, то не требует доказательств
Слайд 24Анализ (греч. analysis – разложение, разбор) - мысленное разложение, разделение
объекта на составные части.
Процесс познания невозможен без анализа.
Пока предмет не
подвергнут анализу,
он не познан.
7. Анализ и синтез
Слайд 25
М.В. Ломоносов говорил, что «ясное представление о предмете приобретается путем
познания частей целого».
Слайд 26Форма и вид анализа зависит от изучаемого объекта и от
целей, которые ставит исследователь.
Виды анализа:
Статистический анализ (осмысление статистических показателей);
Экономический
анализ (обработка экономических данных и их зависимостей)
Грамматический анализ (определение роли слова в предложении) и др.
Анализ – это начало изучения объекта, но для полного его представления нужно использовать синтез.
Слайд 27Синтез (греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное соединение
частей предмета в единое целое.
В процессе синтезирования мы познаем нечто
новое: взаимодействие частей как целого. Синтезирование - это процесс, раскрывающий место и роль каждого явления, элемента в системе.
Анализ и синтез - важнейшие методы реализации системного подхода в исследовании.
Слайд 28Индукция (лат. inductio - наведение) - умозаключение от частного к
общему.
Индукция была составной частью метода Сократа, индуктивное умозаключение изучал Аристотель,
определивший его как "заключение от единичного к общему и от известного к неизвестному".
8. Индукция и дедукция
Слайд 29Более универсальное толкование индукция получила в эпоху Нового времени.
В
трудах Ф. Бэкона она рассматривается как всеобщий научный метод, позволяющий
получать новые знания на основании обобщения опытных данных.
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
«Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез» (метод Бэкона).
Слайд 30Дедукция (лат. deductic - выведение) - умозаключение от общего к
частному.
Началом дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих
утверждений («общее»), а концом — следствия («частное»).
Дедукция — основное средство доказательства.
Все ароматические вещества улучшают вкус пищи.
Ваниль – ароматическое вещество.
Ваниль улучшает вкус пищи.
Слайд 31Индукция и дедукция имеют три значения
Слайд 32Сравнение - установление сходства и различия явлений в целом или
в каких-то признаках.
«Все познается в сравнении».
9. Сравнение
Слайд 33Два условия сравнения
1.Сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные
предметы и явления объективной действительности.
2. Сравнивать предметы надо по
таким признакам, которые имеют важное, существенное значение.
Но как ни велико значение сравнения в процессе познания, надо помнить, что одно сравнение не может дать исчерпывающего знания исследуемого явления.
Слайд 34Обобщение - мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу объектов
и, распространяемых на каждый отдельный предмет данного класса.
Челябинск, Екатеринбург –
это города.
10. Обобщение
Слайд 35Для того, чтобы получить понятие о классе предметов, т.е. обобщить
необходимо:
Отыскать общие признаки, объединяющие отдельных представителей данного класса.
Из общих признаков
отобрать существенные и значимые, и на их основе сделать обобщение.
Изучая физические и химические свойства отдельных металлов, люди заметили, что каждому металлу присущи такие необходимые признаки, как ковкость, теплопроводность, электропроводность.
Эти общие существенные отличительные признаки и стали характеризовать весь класс металлов, они же и отобразились в понятии «металл».
Слайд 36Таким образом , ещё раз повторим общенаучные методы исследования