Слайд 1Тема 5.
Общенаучные методы исследования
ПЛАН:
Классификация методов исследования
Эмпирические методы исследования
3. Мыслительно-логические
методы исследования
Слайд 21. Классификация методов исследования
Огромное значение метода в исследовании подчеркивали многие
ученые и философы. Например, английский ученый Ф.Бэкон
сравнивал метод со
светильником, который освещает путнику дорогу в темноте.
Метод исследования – это средство познания, способ изучения явления, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования.
Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.
Слайд 3Все методы исследования можно разделить на три большие группы: общефилософские,
общенаучные и конкретно-предметные (специфические) методы.
Слайд 4 Диалектика как философский метод научного познания
Гераклит, Платон, Аристотель, Гегель,
Маркс, Энгельс и др.
Слайд 6Общенаучные методы исследования
Слайд 7Наблюдение - это метод исследования, направленный на фиксацию и регистрацию
свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях.
2. Эмпирические методы
Наблюдение
Слайд 11Основные вопросы при использовании наблюдения
Слайд 12Правила наблюдения
Определение четких и ясных индикаторов
Осуществление наблюдения несколькими лицами
Один и
тот же объект наблюдать в разных ситуациях
Нельзя описание события смешивать
с его объяснением
Использование других методов исследования
Слайд 13Наблюдение
Преимущества: непосредственное получение информации об объекте изучения; экономичность
Недостатки: субъективизм исследователей
Слайд 14В какой бы сфере ни возникали инновации, их создатели должны
быть очень наблюдательными. Только так они смогут открывать для себя
возможности и решать проблемы.
Мир Имран использует направленное наблюдение для определения областей медицины, в которых возможны прорывы инновации. Он признается, что без пристального и внимательного наблюдения он никогда не смог бы придумать и разработать десятки своих медицинских изобретений.
Его изобретения помогают лечить огромный спектр заболеваний: от головных болей до инфаркта, от астмы до болезни Альцгеймера.
Слайд 15Эксперимент – это метод исследования объекта в реальных или искусственно
созданных условиях для получения необходимой информации.
Эксперимент
Слайд 17Знаменитый физик Макс Планк говорил: «Эксперимент – это вопрос, который
наука задает Природе,
а измерения – это запись ее ответа».
Слайд 19Организация эксперимента
Определение цели и задач.
Выбор объекта и предмета.
Формулировка гипотезы.
Определение условий
эксперимента.
Выбор индикаторов(показателей) и способа контроля за ходом эксперимента.
Фиксация результатов и
их анализ.
Проверка гипотезы, подведение итогов.
Слайд 20Эксперимент
Преимущества:
1) Возможность изучать объекты, которые в природе встречаются очень
редко.
2) Эксперимент можно поставить в удобное для исследователя время и
при необходимости повторить.
3) Эксперимент в ходе исследования можно либо усложнять, либо упрощать.
Недостатки:
Сложность проведения эксперимента.
Требует значительных ресурсов (финансовых, кадровых, временных и др.)
Слайд 21Кевин Систром и Майк Кригер начинали свою компанию с создания
приложения для iPhone, позволявшего рассказывать друзьям о своем местонахождении. Изначальный
продукт оказался не таким успешным, как предполагалось, поэтому они начали добавлять различные функции, чтобы посмотреть, какая окажется самой эффективной.
Одной из таких стала возможность делать фотографии, быстро редактировать их и выкладывать в сеть. Она так понравилась пользователям, что Кевин и Майк решили сфокусироваться только на обмене фотографиями. Так появилась компания Instagram.
Приложение Instagram начинало работу с сотни пользователей, но за два месяца эта цифра выросла до миллиона. Через год Instagram пользовались уже 12 миллионов человек.
Этой истории успеха никогда не было бы, если бы Кевин и Майк не были готовы экспериментировать и учитывать неожиданные результаты
Слайд 22Измерение
Измерение – это метод фиксации и регистрации количественных характеристик изучаемого
объекта.
Слайд 23Измерение основных величин: длины, массы и времени
Слайд 25Надежность измерения
зависит от 3-х составляющих:
Обоснованность измерения (уверенность в том, что
фиксируется запланированное свойство, а не иное)
Устойчивость измерения (однозначность информации, получаемой
с помощью шкалы)
Правильность измерения (детализация шкалы для снижения погрешности измерения)
Слайд 26Надежность (достоверность) измерения зависит от качества разработки шкалы для измерения.
Виды
шкал для измерения
1. Метрическая шкала (шкала интервалов)
Например,
Ваш возраст?
16-20 лет
21-25
лет
26-30 лет
31-35 лет
Слайд 272. Номинальная шкала (шкала наименований)
2.1. Простая номинальная шкала (неупорядоченная)
Например, мотивы
увольнения с работы:
Не устраивал заработок
Неудобный график работы
Неинтересная работа
Не устраивают условия
работы
2.2. Частично упорядоченная шкала
Например, те же мотивы увольнения с работы распределены от содержательных к формальным
Слайд 282.3. Порядковая шкала
Например, уровень удовлетворенности выбранной специальностью:
Специальность очень нравится
Специальность скорее
нравится, чем не нравится
К специальности относится безразлично
Специальность скорее не нравится,
чем нравится
Специальность совершенно не нравится
Слайд 29Организация измерения
Цель и задачи измерения
Выбор объекта и предмета
Выбор или разработка
шкалы для измерения
Определение количественных характеристик изучаемого объекта
Анализ результатов и подведение
итогов
Слайд 30Измерение
Преимущества: получение точных количественных данных
Недостатки: количественные данные не дают полного
представления о сущности изучаемых явлений и процессов
Слайд 31Описание
Описание – это метод исследования, сущность которого состоит в характеристике
изучаемого объекта на основе выделения его основных признаков.
Слайд 33Описать (охарактеризовать) объект – это значит определить ряд признаков, которые
достаточно полно раскрывают его.
Например,
Студент – пол, возраст, факультет, специальность,
форма обучения …
ВУЗ – форма собственности, факультеты, направления подготовки, преподавательский состав, материально-техническая база …
Слайд 34Требования к описанию
Описание должно быть целенаправленным
Описание должно быть объективным
Описание –
это начало всякой теории