Разделы презентаций


ТЕМА 5. Понятие групповой динамики. Динамические процессы в группе

Содержание

Понятие «групповая динамика» введено Куртом Левином в 1939 г.Общее положение К. Левина, касающееся групповой динамики как научного направления, было сформулировано так: это дисциплина, изучающая положительные и отрицательные силы, действующие на человека

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА 5. Понятие групповой динамики. Динамические процессы в группе.

ТЕМА 5. Понятие групповой динамики.   Динамические процессы в группе.

Слайд 2Понятие «групповая динамика» введено Куртом Левином в 1939 г.

Общее положение

К. Левина, касающееся групповой динамики как научного направления, было сформулировано

так: это дисциплина, изучающая положительные и отрицательные силы, действующие на человека в группе.
Сама же группа в рамках этой дисциплины понималась как «динамическое целое».
Понятие «групповая динамика» введено Куртом Левином в 1939 г.Общее положение К. Левина, касающееся групповой динамики как научного

Слайд 3Для описания свойств динамического целого Левин использовал 2 основных закона

гештальт-психологии:
1. Закон «Целое доминирует над частями» приводит к следующим социально-психологическим

следствиям:
- группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, т.к. она способна изменять их индивидуальное поведение;
- оказывать влияние извне легче на группу в целом, чем на поведение отдельных ее членов;
каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов.

2. Закон «Отдельные элементы объединяются в целое» приводит к следующим свойствам группы:
- основа группы – не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы;
- человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а не той, от которой внешне зависит;
- человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение и давление недружественны.

Каждое теоретическое положение К. Левина в дальнейшем было описано эмпирически и присутствует в современной психологии малой группы, но под другим названием.


Для описания свойств динамического целого Левин использовал 2 основных закона гештальт-психологии:1. Закон «Целое доминирует над частями» приводит

Слайд 4Сегодня термин «групповая динамика» используется широко, но он практически не

несет в себе той методологической нагрузки, которую вкладывал в нее

К. Левин и его ученики.

В настоящее время данный термин используется для описания жизнедеятельности группы.

По Г.М. Андреевой, групповая динамика – это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Динамические процессы в группе:
Нормативное влияние;
Процесс группообразования;
Процесс групповой сплоченности;
Процесс принятия групповых решений;
Процессы власти (лидерство и руководство).

Сегодня термин «групповая динамика» используется широко, но он практически не несет в себе той методологической нагрузки, которую

Слайд 5НОРМАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ В ГРУППЕ (самым методологически проработанным является направление исследования

норм, которое связано с проблемой влияния группы на личность (50-х

гг. XX в.))

Выделено 2 направления исследования:
1) Нормативное влияние большинства группы на отдельного человека (конформизм) – американские психологи (эксперименты Соломона Аша в 50-х гг.);
2) Нормативное влияние, оказываемое на человека меньшинством (европейская социальная психология кон. 60-х - нач. 70-х гг.)

М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния:
- нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма);
- информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).



НОРМАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ В ГРУППЕ (самым методологически проработанным является направление исследования норм, которое связано с проблемой влияния группы

Слайд 6
Феномен группового давления (конформизм)

Конформизм – изменение поведения или убеждений в

результате давления группы.

Конформизм проявляется в 2-х формах:
- уступчивость

(внешняя конформность) (внешнее следование за группой при внутреннем несогласии);
- одобрение (внутренняя конформность) (полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению).

Конформность (психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы) проявляется там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.
Феномен группового давления (конформизм)Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате давления группы. Конформизм проявляется в 2-х

Слайд 7
Конформизм зависит от характеристик группы:

- наибольшую степень конформизма люди проявляют,

когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек, достаточно

привлекательных и обладающих высоким статусом;

- наиболее высокий уровень конформизма проявляется также в том случае, когда ответы даются публично (в присутствии группы) и при отсутствии предварительных заявлений.
Конформизм зависит от характеристик группы:- наибольшую степень конформизма люди проявляют, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и

Слайд 8Нормативное влияние, оказываемое на человека меньшинством
Эксперименты, проведенные в Париже Сержем

Московичи, определили факторы влияния меньшинства:
- последовательность;
- уверенность в себе;
- в

силу готовности к компромиссу и уважительного отношения к оппонентам способность привлекать сторонников из числа представителей большинства.

Нормативное влияние, оказываемое на человека меньшинствомЭксперименты, проведенные в Париже Сержем Московичи, определили факторы влияния меньшинства:- последовательность;- уверенность

Слайд 9СЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ МЕНЬШИНСТВА ДЛЯ ГРУППЫ В ЦЕЛОМ И ЕЕ УЧАСТНИКОВ:

1.

Влияние меньшинства побуждает человека и большинство в целом к поиску

новых аргументов в защиту своей позиции; в результате большинство может еще больше убедиться в своей правоте, но это убеждение будет опираться не на стереотипы и неосознанные групповые нормы, а на результаты анализа и размышления.
2. Благодаря существованию иной позиции, возрастает вероятность выработки человеком и группой новых, креативных решений.

Для построения единой картины функционирования малой группы необходимо рассмотрение влияния большинства и меньшинства, как единой динамической системы.
Процесс влияния большинства выполняет для группы роль механизма, стабилизирующего групповое состояние, как единого целого в любой момент ее развития (чем сложнее этот момент, тем выше роль конформности).
При этом влияние меньшинства – механизм, ограничивающий прессинг большинства; это источник развития, стимулятор познавательной активности.

СЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ МЕНЬШИНСТВА ДЛЯ ГРУППЫ В ЦЕЛОМ И ЕЕ УЧАСТНИКОВ:1. Влияние меньшинства побуждает человека и большинство в

Слайд 10ПРОЦЕСС ГРУППООБРАЗОВАНИЯ

Возникновение организованной группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс: сначала

группа формально объединяется, а затем она наполняется конкретными людьми (по

Кричевскому Р.Л., Дубовской Е.М.)

ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ – это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои личностные интересы, свой жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь.

Члены группы начинают строить взаимоотношения, благодаря чему группа в целом развивается, изменяя от стадии к стадии свои характеристики, приобретая новые свойства и возможности.


ПРОЦЕСС ГРУППООБРАЗОВАНИЯВозникновение организованной группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс: сначала группа формально объединяется, а затем она наполняется

Слайд 11ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)



Параметры развития группы, характеризующие

совершенствование совместной деятельности:
− ценностная направленность группы;
− организационное и социально-психологическое единство;

компетентность членов группы в достижении групповых целей.
Отличие одного уровня от другого прослеживается по каждому из выделенных параметров.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)Параметры развития группы, характеризующие совершенствование совместной деятельности:− ценностная направленность группы;− организационное

Слайд 12ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)



Любая группа начинает свое

развитие с конгломерата (совокупность незнакомых друг с другом людей).

Далее

развитие группы может происходить в 2-х направлениях, которые задает общая ценностная направленность группы:
- в случае просоциальной направленности группа развивается вверх, через ряд стадий к высшей точке – коллективу;
- при асоциальной направленности группа развивается вниз – к антиколлективу.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)Любая группа начинает свое развитие с конгломерата (совокупность незнакомых друг с

Слайд 13ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)



1) Номинальная группа

- это формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и

структуру. Начинается целенаправленное общение. У группы минимальный опыт совместной деятельности, поэтому устойчивых межличностных отношений пока нет. На этом уровне группа не может находиться длительное время: она либо распадается, либо переходит на следующий уровень своего развития.
2) Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности принимаются членами группы. Появляются общие интересы, начинается процесс выработки требований к элементарным нормам поведения. Появляются проявления лидерства. Возникает первичная межличностная интеграция. Однако подлинного социально-психологического единства в этой группе нет, что ярко проявляется в трудных ситуациях, когда возрастает уровень конфликтности, ухудшаются отношения между членами группы, снижается эффективность совместной деятельности.
3) Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в инструментальной плоскости. Хорошо развита структура деловых отношений и сотрудничество. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Каждый член группы занимает свою статусную позицию. Пример кооперации – сотрудники подразделений организаций, которые добиваются общей цели. В этой группе проявляются взаимопонимание и взаимная ответственность при решении целевых вопросов. Однако подлинного психологического единства нет.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)1) Номинальная группа - это формальная группа, имеющая название, внешне

Слайд 14ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)



4) Группа-автономия: это

целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей

и получающих не только материальный результат, но и удовлетворение от участия в ней. Для группы-автономии особую ценность представляют не деловые отношения, опосредованные совместной деятельностью, а непосредственно-эмоциональные, личностные. В группе-автономии гипертрофировано чувство «мы», что порождает группоцентризм, стремление противопоставить свою группу как лучшую другим группам. Это приводит к переориентации группы с общественно значимых целей на групповые. Такая переориентация препятствует дальнейшему развитию группы.

5) Группа-коллектив – высшая стадия развития малой группы. Это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)4) Группа-автономия: это целостная и обособленная группа людей, работающих для

Слайд 15ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ



Сплоченность рассматривается как процесс, и как особое состояние отношений

в группе, которое может иметь разную степень выраженности – уровень

сплоченности.

СПЛОЧЕННОСТЬ (по Г.М. Андреевой) – это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СПЛОЧЕННОСТИ (по Д. Картрайту):

1. В какой мере участники рассматривают данную группу как возможность удовлетворения своих потребностей и целей;

2. В какой мере сама группа обладает свойствами, побуждающими людей участвовать в ее деятельности;

3. Как каждый член группы оценивает последствия своего членства в данной группе (позитивно, негативно и в какой мере);

4. Как люди оценивают свое членство в данной группе в сравнении с опытом участия в деятельности других групп.
ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬСплоченность рассматривается как процесс, и как особое состояние отношений в группе, которое может иметь разную степень

Слайд 16Факторы, способствующие достижению сплоченности


1. Эмоциональная привлекательность членов группы;
2. Сходство членов

группы между собой (по возрасту, социальному статусу, этносу и т.п.,

но главный аспект сходства – ценностный, близость взглядов и социальных ориентаций);
3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив (кооперация и сотрудничество уменьшают число внутригрупповых конфликтов, обеспечивают взаимную поддержку действий; при взаимодействии с другими социальными группами позитивную роль может сыграть конкуренция, т.к. соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников);
4. Особенности групповых целей:
- совместно-индивидуальные (взаимодействие на стадии результата, при суммировании индивидуальных вкладов);
- совместно-последовательные (взаимодействие по конвейерному типу);
совместно-взаимодействующие (постоянная деловая взаимозависимость).

Цели, которые ставятся перед группой, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей.

Факторы, способствующие достижению сплоченности1. Эмоциональная привлекательность членов группы;2. Сходство членов группы между собой (по возрасту, социальному статусу,

Слайд 17ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ
(рассматривается с 2-х точек зрения)


Феноменологический аспект –

изучение живого процесса принятия решений в реальных социальных группах.

Выделяют 3

эффекта в процессе принятия решений:

1) Групповая поляризация (в процессе дискуссии по значимой проблеме происходит экстремизация групповых мнений, члены группы начинают тяготеть к крайним вариантам решения проблемы. Феномен не связан с процедурой группового обсуждения, а представляет собой явление, вытекающее из особенностей групповой динамики);

2) Сдвиги к риску (групповое решение оказывается более рискованным по сравнению со средним индивидуальных решений, принятых до проведения группового обсуждения). В ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни, наблюдается обратный эффект: сдвиг группового решения к осторожности;

3) «Огруппление мышления» (стремление дать рациональное объяснение своему решению, как единственно возможному и верному, давление на меньшинство, иллюзия единодушия, появление «группового духа»). Этот феномен часто имеет место в группах, работающих в стрессогенных условиях.
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ(рассматривается с 2-х точек зрения)Феноменологический аспект – изучение живого процесса принятия решений в реальных

Слайд 18ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ
(рассматривается с 2-х точек зрения)


2. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ аспект

– связан с поиском ответа на вопрос: «Как эффективно организовать

процесс обсуждения и принятия групповых решений?» В рамках данного подхода разрабатываются различные технологии, стратегии групповых решений.

Робер и Тильман предложили следующие технологии принятия групповых решений:
1) Групповое интервью (средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации);

2) Мозговой штурм (средство для свободного поиска новых решений. Происходит в 3 этапа: а) Обсуждаются цели, задачи. Члены группы делятся на участников и секретарей. Не должно быть критики;
б) «Узловой» - высказывание идей;
в) Оценочный – отбор тех решений, которые:
подходят в данной ситуации,
Подходят, но с условиями;
Подходят для другой ситуации.

3) Групповая дискуссия – метод группового обсуждения, позволяющий не только выяснить весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти общегрупповое решение проблемы.
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ(рассматривается с 2-х точек зрения)2. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ аспект – связан с поиском ответа на вопрос:

Слайд 19ПРОЦЕССЫ ВЛАСТИ (ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО)


Различия лидера и руководителя (по Б.Д.

Парыгину):
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений

в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель социальной группы либо назначается, либо избирается, т.е. это целенаправленный процесс;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, руководство – явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
ПРОЦЕССЫ ВЛАСТИ (ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО)Различия лидера и руководителя (по Б.Д. Парыгину): 1) лидер в основном призван осуществлять

Слайд 20ПРОЦЕССЫ ВЛАСТИ (ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО)

Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения

определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика

отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА

ПРОЦЕССЫ ВЛАСТИ (ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО)Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика