Слайд 1ТЕМА 5. Понятие групповой динамики.
Динамические процессы в группе.
Слайд 2Понятие «групповая динамика» введено Куртом Левином в 1939 г.
Общее положение
К. Левина, касающееся групповой динамики как научного направления, было сформулировано
так: это дисциплина, изучающая положительные и отрицательные силы, действующие на человека в группе.
Сама же группа в рамках этой дисциплины понималась как «динамическое целое».
Слайд 3Для описания свойств динамического целого Левин использовал 2 основных закона
гештальт-психологии:
1. Закон «Целое доминирует над частями» приводит к следующим социально-психологическим
следствиям:
- группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, т.к. она способна изменять их индивидуальное поведение;
- оказывать влияние извне легче на группу в целом, чем на поведение отдельных ее членов;
каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов.
2. Закон «Отдельные элементы объединяются в целое» приводит к следующим свойствам группы:
- основа группы – не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы;
- человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а не той, от которой внешне зависит;
- человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение и давление недружественны.
Каждое теоретическое положение К. Левина в дальнейшем было описано эмпирически и присутствует в современной психологии малой группы, но под другим названием.
Слайд 4Сегодня термин «групповая динамика» используется широко, но он практически не
несет в себе той методологической нагрузки, которую вкладывал в нее
К. Левин и его ученики.
В настоящее время данный термин используется для описания жизнедеятельности группы.
По Г.М. Андреевой, групповая динамика – это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Динамические процессы в группе:
Нормативное влияние;
Процесс группообразования;
Процесс групповой сплоченности;
Процесс принятия групповых решений;
Процессы власти (лидерство и руководство).
Слайд 5НОРМАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ В ГРУППЕ (самым методологически проработанным является направление исследования
норм, которое связано с проблемой влияния группы на личность (50-х
гг. XX в.))
Выделено 2 направления исследования:
1) Нормативное влияние большинства группы на отдельного человека (конформизм) – американские психологи (эксперименты Соломона Аша в 50-х гг.);
2) Нормативное влияние, оказываемое на человека меньшинством (европейская социальная психология кон. 60-х - нач. 70-х гг.)
М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния:
- нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма);
- информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).
Слайд 6
Феномен группового давления (конформизм)
Конформизм – изменение поведения или убеждений в
результате давления группы.
Конформизм проявляется в 2-х формах:
- уступчивость
(внешняя конформность) (внешнее следование за группой при внутреннем несогласии);
- одобрение (внутренняя конформность) (полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению).
Конформность (психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы) проявляется там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.
Слайд 7
Конформизм зависит от характеристик группы:
- наибольшую степень конформизма люди проявляют,
когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек, достаточно
привлекательных и обладающих высоким статусом;
- наиболее высокий уровень конформизма проявляется также в том случае, когда ответы даются публично (в присутствии группы) и при отсутствии предварительных заявлений.
Слайд 8Нормативное влияние, оказываемое на человека меньшинством
Эксперименты, проведенные в Париже Сержем
Московичи, определили факторы влияния меньшинства:
- последовательность;
- уверенность в себе;
- в
силу готовности к компромиссу и уважительного отношения к оппонентам способность привлекать сторонников из числа представителей большинства.
Слайд 9СЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ МЕНЬШИНСТВА ДЛЯ ГРУППЫ В ЦЕЛОМ И ЕЕ УЧАСТНИКОВ:
1.
Влияние меньшинства побуждает человека и большинство в целом к поиску
новых аргументов в защиту своей позиции; в результате большинство может еще больше убедиться в своей правоте, но это убеждение будет опираться не на стереотипы и неосознанные групповые нормы, а на результаты анализа и размышления.
2. Благодаря существованию иной позиции, возрастает вероятность выработки человеком и группой новых, креативных решений.
Для построения единой картины функционирования малой группы необходимо рассмотрение влияния большинства и меньшинства, как единой динамической системы.
Процесс влияния большинства выполняет для группы роль механизма, стабилизирующего групповое состояние, как единого целого в любой момент ее развития (чем сложнее этот момент, тем выше роль конформности).
При этом влияние меньшинства – механизм, ограничивающий прессинг большинства; это источник развития, стимулятор познавательной активности.
Слайд 10ПРОЦЕСС ГРУППООБРАЗОВАНИЯ
Возникновение организованной группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс: сначала
группа формально объединяется, а затем она наполняется конкретными людьми (по
Кричевскому Р.Л., Дубовской Е.М.)
ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ – это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои личностные интересы, свой жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь.
Члены группы начинают строить взаимоотношения, благодаря чему группа в целом развивается, изменяя от стадии к стадии свои характеристики, приобретая новые свойства и возможности.
Слайд 11ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)
Параметры развития группы, характеризующие
совершенствование совместной деятельности:
− ценностная направленность группы;
− организационное и социально-психологическое единство;
−
компетентность членов группы в достижении групповых целей.
Отличие одного уровня от другого прослеживается по каждому из выделенных параметров.
Слайд 12ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)
Любая группа начинает свое
развитие с конгломерата (совокупность незнакомых друг с другом людей).
Далее
развитие группы может происходить в 2-х направлениях, которые задает общая ценностная направленность группы:
- в случае просоциальной направленности группа развивается вверх, через ряд стадий к высшей точке – коллективу;
- при асоциальной направленности группа развивается вниз – к антиколлективу.
Слайд 13ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)
1) Номинальная группа
- это формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и
структуру. Начинается целенаправленное общение. У группы минимальный опыт совместной деятельности, поэтому устойчивых межличностных отношений пока нет. На этом уровне группа не может находиться длительное время: она либо распадается, либо переходит на следующий уровень своего развития.
2) Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности принимаются членами группы. Появляются общие интересы, начинается процесс выработки требований к элементарным нормам поведения. Появляются проявления лидерства. Возникает первичная межличностная интеграция. Однако подлинного социально-психологического единства в этой группе нет, что ярко проявляется в трудных ситуациях, когда возрастает уровень конфликтности, ухудшаются отношения между членами группы, снижается эффективность совместной деятельности.
3) Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в инструментальной плоскости. Хорошо развита структура деловых отношений и сотрудничество. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Каждый член группы занимает свою статусную позицию. Пример кооперации – сотрудники подразделений организаций, которые добиваются общей цели. В этой группе проявляются взаимопонимание и взаимная ответственность при решении целевых вопросов. Однако подлинного психологического единства нет.
Слайд 14ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
(МОДЕЛЬ УМАНСКОГО Л.И.)
4) Группа-автономия: это
целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей
и получающих не только материальный результат, но и удовлетворение от участия в ней. Для группы-автономии особую ценность представляют не деловые отношения, опосредованные совместной деятельностью, а непосредственно-эмоциональные, личностные. В группе-автономии гипертрофировано чувство «мы», что порождает группоцентризм, стремление противопоставить свою группу как лучшую другим группам. Это приводит к переориентации группы с общественно значимых целей на групповые. Такая переориентация препятствует дальнейшему развитию группы.
5) Группа-коллектив – высшая стадия развития малой группы. Это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.
Слайд 15ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ
Сплоченность рассматривается как процесс, и как особое состояние отношений
в группе, которое может иметь разную степень выраженности – уровень
сплоченности.
СПЛОЧЕННОСТЬ (по Г.М. Андреевой) – это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СПЛОЧЕННОСТИ (по Д. Картрайту):
1. В какой мере участники рассматривают данную группу как возможность удовлетворения своих потребностей и целей;
2. В какой мере сама группа обладает свойствами, побуждающими людей участвовать в ее деятельности;
3. Как каждый член группы оценивает последствия своего членства в данной группе (позитивно, негативно и в какой мере);
4. Как люди оценивают свое членство в данной группе в сравнении с опытом участия в деятельности других групп.
Слайд 16Факторы, способствующие достижению сплоченности
1. Эмоциональная привлекательность членов группы;
2. Сходство членов
группы между собой (по возрасту, социальному статусу, этносу и т.п.,
но главный аспект сходства – ценностный, близость взглядов и социальных ориентаций);
3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив (кооперация и сотрудничество уменьшают число внутригрупповых конфликтов, обеспечивают взаимную поддержку действий; при взаимодействии с другими социальными группами позитивную роль может сыграть конкуренция, т.к. соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников);
4. Особенности групповых целей:
- совместно-индивидуальные (взаимодействие на стадии результата, при суммировании индивидуальных вкладов);
- совместно-последовательные (взаимодействие по конвейерному типу);
совместно-взаимодействующие (постоянная деловая взаимозависимость).
Цели, которые ставятся перед группой, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей.
Слайд 17ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ
(рассматривается с 2-х точек зрения)
Феноменологический аспект –
изучение живого процесса принятия решений в реальных социальных группах.
Выделяют 3
эффекта в процессе принятия решений:
1) Групповая поляризация (в процессе дискуссии по значимой проблеме происходит экстремизация групповых мнений, члены группы начинают тяготеть к крайним вариантам решения проблемы. Феномен не связан с процедурой группового обсуждения, а представляет собой явление, вытекающее из особенностей групповой динамики);
2) Сдвиги к риску (групповое решение оказывается более рискованным по сравнению со средним индивидуальных решений, принятых до проведения группового обсуждения). В ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни, наблюдается обратный эффект: сдвиг группового решения к осторожности;
3) «Огруппление мышления» (стремление дать рациональное объяснение своему решению, как единственно возможному и верному, давление на меньшинство, иллюзия единодушия, появление «группового духа»). Этот феномен часто имеет место в группах, работающих в стрессогенных условиях.
Слайд 18ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ
(рассматривается с 2-х точек зрения)
2. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ аспект
– связан с поиском ответа на вопрос: «Как эффективно организовать
процесс обсуждения и принятия групповых решений?» В рамках данного подхода разрабатываются различные технологии, стратегии групповых решений.
Робер и Тильман предложили следующие технологии принятия групповых решений:
1) Групповое интервью (средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации);
2) Мозговой штурм (средство для свободного поиска новых решений. Происходит в 3 этапа: а) Обсуждаются цели, задачи. Члены группы делятся на участников и секретарей. Не должно быть критики;
б) «Узловой» - высказывание идей;
в) Оценочный – отбор тех решений, которые:
подходят в данной ситуации,
Подходят, но с условиями;
Подходят для другой ситуации.
3) Групповая дискуссия – метод группового обсуждения, позволяющий не только выяснить весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти общегрупповое решение проблемы.
Слайд 19ПРОЦЕССЫ ВЛАСТИ (ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО)
Различия лидера и руководителя (по Б.Д.
Парыгину):
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений
в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель социальной группы либо назначается, либо избирается, т.е. это целенаправленный процесс;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, руководство – явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Слайд 20ПРОЦЕССЫ ВЛАСТИ (ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО)
Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения
определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика
отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА