Слайд 1Тема 6. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
И МОНОПОЛИИ
Слайд 2Основные вопросы
Модели рынка.
Спрос на продукт отдельной фирмы и её доход
в условиях совершенной конкуренции.
Определение оптимального объема производства в коротком периоде.
Монополия.
Определение цены и объема производства в условиях монополии.
Слайд 4Важнейшие проблемы производителя
Сколько производить продукции? – Проблема оптимального объёма производства.
Сколько
и каких приобрести ресурсов? – Проблема оптимального объёма и сочетания
ресурсов.
Слайд 5Условия функционирования предприятия на рынке (особенности рынка)
масштабы спроса,
число производителей,
тип продукта,
степень
контроля над ценой производимой продукции,
условия вхождения на рынок,
доступность экономических ресурсов,
неценовая
конкуренция.
Слайд 6Основные модели рынка
(типы рыночных структур)
Чистая конкуренция (совершенная конкуренция)
Монополистическая конкуренция
Чистая
монополия
Олигополия
Слайд 7Несовершенная конкуренция включает в себя
монополистическую конкуренцию,
олигополию,
чистую монополию,
промежуточные
варианты рыночных структур.
Слайд 8Чистая (совершенная) конкуренция
это тип рынка, где действует множество продавцов и
покупателей,
продаётся стандартизированный продукт,
никто не контролирует цену,
отсутствует неценовая
конкуренция,
существует свободный доступ на рынок.
Слайд 9Монополистическая конкуренция
это тип рынка, где функционирует много фирм, но продаётся
дифференцированный продукт,
ограничения доступа на рынок незначительны,
фирма обладает определённым контролем
над продажной ценой,
характерна неценовая конкуренция.
Слайд 10Чистая (совершенная) монополия
это тип рынка, где функционирует одна фирма,
продаёт
уникальный продукт (не имеется заменителя),
доступ на рынок заблокирован,
фирма
обладает контролем над ценой.
Слайд 11Олигополия
это тип рынка, где функционирует несколько крупных фирм,
продаются дифференцированные
или стандартизированные товары,
доступ на рынок затруднён,
контроль над ценами
ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании,
характерна неценовая конкуренция.
Слайд 132. Спрос на продукт отдельной фирмы и её доход в
условиях совершенной конкуренции
Слайд 14Кривая рыночного спроса на отдельный продукт (много производителей)
Цена P
блага
P2
P1
Слайд 15Спрос на продукт фирмы в условиях чистой конкуренции
Слайд 16Совокупный (валовой) доход (TR)
общая сумма денег, полученная фирмой от продаж
произведённой продукции, равная цене продукции, умноженной на её количество.
TR =
P x Q
Слайд 17Средний доход (AR)
сумма денег, полученная фирмой от продажи единицы произведённой
продукции, равная совокупному доходу, делённому на количество реализованной продукции, или
равная цене продукции.
AR = TR / Q = P
Слайд 18Предельный доход (MR)
это доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции,
равен цене продукции в условиях чистой конкуренции.
MR = P
= AR
Слайд 19Прибыль
представляет собой разницу между совокупным доходом и полными издержками:
π = TR – TC
Полные (совокупные) издержки производства (TC) – это затраты предприятия на производство всей реализованной продукции, включают в себя постоянные и переменные издержки.
Слайд 20Совокупный, средний и предельный доход фирмы в условиях чистой конкуренции
Слайд 213. Определение оптимального объема производства в коротком периоде
Слайд 22Короткий период
представляет собой такой период, в течение которого некоторые факторы
производства, в частности, технология и производственные мощности, остаются неизменными, фиксированными,
а все остальные факторы являются переменными.
Слайд 23Оптимальный объём производства
количество производимой продукции, при котором достигается максимум прибыли
или минимум убытков.
Слайд 24Максимизация прибыли
(сопоставление TR и TC)
Предприятие может максимизировать прибыль при
данном уровне цен Р и объёме производства Qопт , если
TR > TC :
π = TR - TC max
Слайд 25Максимизация прибыли
(сопоставление TR и TC)
Слайд 26Точки безубыточности
А, D - точки критического объёма производства,
где объёмы
производства составляют
QA и QD ,
а TR = TC .
Слайд 27Минимизация убытков (сопоставление TR и TC)
Предприятие минимизирует убытки при данном
уровне цен Р1 < P и объёме производства Qопт ,
если TR < TC,
но TR > TVC :
TC – TR min
Слайд 28Минимизация убытков (сопоставление TR и TC)
Слайд 29Закрытие производства (сопоставление TR и TC)
Производство должно закрываться при данном
уровне цен Р2 < Р1 и объёме производства Q ,
если
TR < TC и TR < TVC .
Слайд 30Закрытие производства (сопоставление TR и TC)
Слайд 31СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА И ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК
(MR и MC)
Предельный доход
(MR) - это доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции,
равен цене продукции в условиях чистой конкуренции.
Предельные издержки (MC) – это затраты на производство дополнительной единицы продукции.
Слайд 32Предельное условие:
Предприятие максимизирует прибыль или минимизирует убытки при данной цене
Р и объёме производства Qопт ,
если MC = MR,
или (только для условий свободной конкуренции) если MR = P.
При MC < MR π ↑
При MC > MR π ↓
Слайд 33Максимизация прибыли
(сопоставление MR и MC)
Предприятие максимизирует прибыль
при данной цене Р и объёме производства Qопт,
если MC
= MR (P),
P > ATC и P > AVC.
Слайд 34Максимизация прибыли
(сопоставление MR и MC)
АТС
Слайд 35Минимизация убытков
(сопоставление MR и MC)
Предприятие минимизирует убытки
при данной цене Р1 < Р и объёме производства Qопт
,
если MC = MR,
Р1 < ATC, но Р1 > AVC.
Слайд 36Минимизация убытков
(сопоставление MR и MC)
ATC
Слайд 37Закрытие производства
(сопоставление MR и MC)
Предприятие должно закрыть
производство при данной цене P2 < Р1 ,
если
P2 < ATC
и P2 < AVC.
Слайд 38Закрытие производства
(сопоставление MR и MC)
Слайд 39Предельное условие для свободной конкуренции (короткий период)
Предприятие максимизирует прибыль
или минимизирует убытки в коротком периоде, производя такой объём производства
Qопт ,
при котором MС = Р,
при условии, что P > min AVC.
Слайд 40Предельное условие для свободной конкуренции (долгий период)
Предприятие максимизирует
прибыль или минимизирует убытки в долгом периоде, производя такой объём
производства Qопт ,
при котором MR = Р,
при условии, что P > min LAC.
Слайд 41Выбор оптимального объёма производства в условиях совершенной конкуренции
Слайд 42Общее правило для любого периода
Необходимо выбрать такой объём
производства,
при котором цена равна соответствующим предельным издержкам,
начать производить
на этом уровне, если цена покрывает средние переменные издержки или средние издержки.
Слайд 434. Монополия. Определение цены и объема производства в условиях монополии
Слайд 44Особенности чистой монополии
рынок с одним производителем (поставщиком),
отсутствие хороших или близких
заменителей, отсутствие альтернативы у покупателей,
значительный контроль над ценой продукции,
существуют значительные
препятствия для вхождения в отрасль («барьеры вхождения»),
кривая спроса на продукт фирмы-монополиста – это отраслевая кривая спроса, имеющая отрицательный наклон.
Слайд 45Рыночная монополия
это монополия, возникшая в результате рыночной конкуренции,
которая ведёт
к слияниям, поглощениям, контролю над рыночной ценой и масштабами производства
в отрасли.
Слайд 46Естественная монополия
фирма, действующая в отрасли, где эффект масштаба настолько большой,
что более эффективным с точки зрения издержек является производство в
рамках одной фирмы;
поэтому конкуренция нескольких фирм в принципе невозможна.
Слайд 47Барьеры вхождения (экономические технические, юридические)
очень крупные эффективные размеры предприятия, технология
требует больших масштабов производства,
невозможность конкуренции в случае с естественной монополией,
юридические
барьеры в форме патентного контроля и лицензирования,
собственность на важнейшие виды сырья,
нечестная конкуренция.
Слайд 48Определение объёма производства в условиях монополии
Кривая спроса на продукцию монополии
- это кривая отраслевого спроса, которая является нисходящей.
Фирма-монополист может
расширить продажи только при условии снижения цены.
Предельный доход становится меньше цены для каждого уровня выпуска кроме первого (MR < P)
Слайд 49Определение объёма производства в условиях монополии (прод.)
Предельный доход уменьшается по
мере увеличения продаж, а совокупный доход увеличивается снижающимися темпами.
Если
предельный доход становится отрицательным, то совокупный доход начинает уменьшаться: МR > 0, TR ↑ МR < 0, TR ↓
Совокупный доход достигает максимума при MR = 0.
Слайд 51Определение объёма производства в условиях монополии (прод. - 2)
Монополия, определяя
объём производства, тем самым определяет цену. Но существуют рамки для
манипулирования объёмом продаж и ценой.
Монополист выбирает такой ценовой диапазон, где спрос является эластичным P ↓ → TR ↑
Фирма-монополист максимизирует прибыль, производя объём продукции, при котором MR = MC.
Слайд 52Оптимальный объём производства и цена в условиях монополии
Слайд 53Экономические последствия монополии