Слайд 1ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Социально-психологическая характеристика личности.
1.1. Личность в
социальной психологии.
1.2. Процесс социального развития личности.
1.3. Социально-психологические характеристики личности (адаптация
и идентичность).
2. Механизмы социального поведения человека (социальные установки, диспозиции, стереотипы).
Слайд 21. Социально-психологическая характеристика личности
1.1. Личность в социальной психологии
Человек, как личность,
существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального
поведения.
70-80–е гг. XX в. личность рассматривалась не только как субъект собственных социальных отношений, но и как носитель определенных психических свойств и качеств, как субъект предметной деятельности и т. д. (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.)
Социальная психология личности — это психология социального развития человека, формирования психических механизмов, регулирующих его социальное поведение.
Все разнообразие социального бытия человека, как субъекта социальных отношений, сводится к двум понятиям: социализации и социальной установки.
Слайд 31.2. Процесс социального развития личности
Социальное развитие личности – это процесс
усвоения человеком социального опыта в межличностных и межгрупповых ситуациях общения
и взаимодействия и процесс активного, творческого воспроизводства человеком усвоенного переработанного опыта.
Социализация – процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность, формирование его как представителя определенной группы, носителя ее норм, ценностей, ориентации.
Социальное развитие человека — это его индивидуальное развитие в условиях общества, социальной группы, общения (процесс индивидуализации). Каждый человек сам — индивидуально и через накопление личного социального опыта — проходит путь социального развития.
Слайд 41.2. Процесс социального развития личности
Социальное развитие — это многогранный процесс,
предполагающий:
- трансляцию группового опыта конкретной личности через типическое содержание;
- создание
через процессы индивидуализации нового группового опыта;
- наполнение социальным смыслом тех или иных качеств и возможностей человека и тем самым определение социально значимых перспектив их развития;
- формирование социально значимых качеств личности.
Слайд 5Трансляция группового опыта конкретной личности через типическое содержание
Трансляция группового опыта
(социализация) -
это процесс трансляции норм и ценностей, позволяющих формировать
и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах: предметной деятельности, общении и самосознании.
Институты социализации — конкретные социальные группы, являющиеся носителями и трансляторами норм и ценностей:
1) семья;
2) неформальные группы;
3) формальные коллективы.
Источники формирования типических представлений о семье, ее укладе, ценностях и должных способах взаимодействия между членами семьи (по В.В. Абраменковой): наблюдение ребенком реальных взаимоотношений в собственной семье и других референтных для него семьях, а также познание идеального типа семейных взаимоотношений, зафиксированных в сказках.
Слайд 6Трансляция группового опыта конкретной личности через типическое содержание
Неформальная группа, как
институт социализации
Детская группа – один из самых сильных и самых
древних институтов социализации ребенка и подростка.
М. Кле подчеркивает, что группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство риска и попробовать силы в ситуации соревнования.
Источником воздействия на социальное развитие ребенка в детском сообществе выступает детская субкультура (это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития).
Трансляция типического опыта осуществляется благодаря тому, что детская группа диктует достаточно жесткое подчинение ребенка нормам и правилам взаимодействия, используя для этого игровые ситуации, правовой кодекс, фольклор, присвоение прозвищ и т. д. Большую роль детская группа играет в формировании представлений ребенка о своей половой принадлежности.
Слайд 7Трансляция группового опыта конкретной личности через типическое содержание
Формальный коллектив, как
институт социализации является единицей более широкой социальной системы отношений, в
значительной степени отвечает за трансляцию типического опыта, т.к. через малую социальную группу транслируется опыт больших групп, в которые включен каждый человек: этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и других.
Типическое содержание личности обеспечивает адаптацию в группе и социуме в целом, а также социально-психологическую преемственность поколений, задает некоторый минимальный уровень понимания друг другом людей, принадлежащих к определенной культуре.
Слайд 8Создание через процессы индивидуализации нового группового опыта
Новый групповой опыт возникает
благодаря способности человека и наличию у него возможностей встать над
предлагаемыми ему моделями социального поведения, социальными представлениями и ценностями, творчески их переосмыслить и реализовать в некоторой групповой ситуации.
В детском и подростковом возрасте осуществление процессов социализации и создания нового группового опыта происходит в различных формах игры: ролевой, по правилам, соревновательной и др.
Индивидуализация социального опыта и выработка личного отношения к социальным нормам и ценностям может осуществляться как в процессе стихийной социальной активности человека (и в этом случае взрослые теряют возможность направлять процесс социального развития ребенка и подростка), так и в специально организованных для этого социально-педагогических условиях.
Слайд 9Определение социально ценных перспектив индивидуального развития человека и формирование социально
значимых качеств личности
В процессе социального развития обнаруживаются те или иные
социально ценные качества человека.
Большинство из них создают индивидуальность данного человека и лишь немногие существенно влияют на его дальнейшую судьбу, определяют его место в сложной системе человеческих отношений (способности, которые представляют собой социально ценные индивидуальные свойства человека: интеллект, специфическая приспособленность к освоению различных социально ценных видов деятельности (специальные способности) и т.п.
Слайд 10Формирование социально значимых качеств личности
Социально-значимые качества личности:
1. Социально-психологические способности, обеспечивающие
как адаптацию, так и самореализацию личности в общении и социальном
взаимодействии:
- социальный интеллект (способность понимать сложные отношения и зависимости в социальной сфере);
- социально-перцептивные способности (особая чувствительность человека к состояниям, настроениям партнеров по общению, умение понимать социальные мотивы, прогнозировать поведение людей).
2. Качества, возникающие в процессе общения человека с другими людьми. С их помощью человек принимает и творчески перерабатывает нормы и ценности своих групп: конформность, доверие друг к другу, кооперативность и др.
3. Индивидуальные свойства человека, накладывающие отпечаток на стиль его общения, особенности социальной позиции: склонность к доминированию или подчинению, направленность на окружающих или на свои внутренние состояния, гибкость мышления и другие.
Слайд 11Этапы социального развития личности (стадии социализации):
1. Первичная социализация или стадия
адаптации (от рождения до подросткового периода) ребенок усваивает социальный опыт
некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
2. Стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Стадия проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможно сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми, изменение себя («стать как все»), конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия – охватывает весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.
Слайд 12Этапы социального развития личности
Задачи человека на стадиях первичной социализации:
- освоить
новые социальные роли, перенять семейно-брачные установки;
- подготовиться к экономически самостоятельной
жизни;
- самоопределиться в профессиональной сфере;
- найти друзей и любимого человека.
Вторичная социализация – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека; дальнейшее изменение и корректировка личностных качеств, норм, ценностей, моделей поведения и отношений, сформированных в ходе первичной социализации.
Слайд 13Различия в процессах социализации детей и взрослых:
- социализация взрослых выражается
главным образом в изменении их поведения, социализация детей — в
формировании ценностных ориентаций;
- социализация детей идет через усвоение норм, взрослых — через оценку и (возможно) последующее усвоение;
- ценности, присвоенные взрослыми, обладают меньшей категоричностью, чем ценностные ориентации детей;
- в процессе социализации детей формируется социальная мотивация их поведения, в ходе социализации взрослых происходит овладение навыками.
Слайд 141.3. Социально-психологические характеристики личности
Социальная адаптация личности - это процесс активного
приспособления человека к условиям социальной среды с целью наиболее эффективной
реализации его физического и творческого потенциала.
Возможные результаты социальной адаптации:
- собственно приспособление человека к социальной среде, которое позволяет ему более или менее успешно функционировать как участнику различных социальных ситуаций;
- активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только успешно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности;
- конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениям функционирования, потере внутренней личностной активности, высокой психической напряженности и т.д.
В рамках гуманистической психологии критерием адаптированности личности является степень интеграции личности и среды, а возникновение дезадаптации связывается с фрустрацией базовых, прежде всего высших потребностей.
Слайд 151.3. Социально-психологические характеристики личности
Теория социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер)
Механизмом
регуляции социального поведения является «Я-концепция» человека, состоящая из двух взаимосвязанных
подсистем: личностной и социальной идентичности.
Социальная идентичность личности (по Г. Тэджфелу, Дж. Тернеру) – это результат самоидентификации человека с различными социальными категориями (группами) различного уровня обобщенности: начиная с больших социальных категорий (этнические, социальные, профессиональные группы), заканчивая нормами и ценностями малых групп (референтных и групп членства). Социальная идентичность предполагает также внутреннюю, эмоциональную идентификацию человека с его группами.
Ситуация сравнения человеком себя с другими людьми (на межличностном или межгрупповом уровне) - фактор, запускающий действие, и собственно формирование социальной идентичности.
Результат этого сравнения служит отправной точкой для построения человеком его поведения в той или иной социальной ситуации.
Слайд 162. Механизмы социального поведения человека
В качестве важнейшего механизма социального поведения
человека традиционно рассматривается социальная установка.
Понятие установки впервые появилось в западной
социально-психологической школе в середине XX в. и означало понятие «аттитюд» (attitude), обозначающее систему субъективных отношений человека и механизм, регулирующий реальное поведение.
Аттитюд – это состояние готовности, складывающееся на основе опыта и оказывающее направляющее (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан (Г. Оллпорт).
Слайд 17Теория установки Д.Н. Узнадзе
Установка – это определенное психическое состояние, возникающее
под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования,
которое выступает как готовность к совершению определенной деятельности.
Установки, в отличие от отношений личности, возникнув, первоначально не осознаются и носят автоматический характер. В процессе деятельности установка объективируется, направляется на определенные предметы и становится осознанной.
Человек предвосхищает и ориентируется в своем поведении на реакции, оценки, потенциальные намерения других людей, что также включается в систему факторов, регулирующих его поведение.
Слайд 18Социальная установка
Социальная установка является специфическим видом фиксированной установки и имеет
следующие характерные признаки:
- является одной из главных характеристик личности;
-
имеет оценочную и валентную природу;
- направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности);
- сформирована в процессе социализации и является осознанной;
- за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирующий в себе обобщенные традиционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду той или иной общностью.
Слайд 19Социальная установка
Структура социальной установки:
1. Когнитивный компонент (определенные знания – истинные
или ложные – об окружающей действительности или других людях, полученные
при восприятии информации о них. Эти знания могут быть туманными или четкими в зависимости от количества и качества получаемой информации и опыта людей, специфики их познавательных процессов).
2. Аффективный компонент (эмоциональное отношение ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являются выражением субъективной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как «положительного» или «отрицательного»).
3. Поведенческий компонент (готовность людей действовать в отношении субъекта с соответствующими знаниями о нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям).
Слайд 20Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А. Ядова
Социальной установке отводится определенное
место в общей системе мотивации и регуляции поведения человека.
Как условия
деятельности, потребности, поведение субъекта, так и его личностные диспозиции (состояния готовности к определенному способу действия) организованы иерархически.
Социальные установки возникают на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций.
Социальные установки, по В.А. Ядову, формируются при активном влиянии общих социальных условий, однако в регуляции поведения они соотносятся именно с конкретными обстоятельствами микросреды, т.е. выступают регуляторами поведения на уровне и в условиях внутригруппового взаимодействия.
Слайд 21Социальные стереотипы (устойчивые образования, местом локализации которых является бессознательная часть
психики людей, но при этом они способны актуализироваться, воспроизводиться в
сознании и поведении людей в определенных ситуациях).
Понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ мира в голове человека.
Стереотипы выполняют следующие функции:
- упорядочение информации;
- экономия усилий человека при восприятии сложных социальных объектов;
- ориентация человека в море социальной информации;
- помощь человеку в сохранении высокой самооценки.
Слайд 22Характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение:
- стереотипы являются результатом стереотипизирования,
т.е. когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и
психологическими характеристиками;
- стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора, когда о своей группе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а о «чужой» - наиболее неблагоприятная;
- стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, и индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания;
- стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться, поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, которые соответствуют этим стереотипам.
Слайд 23Характеристики социального стереотипа:
- могут использоваться людьми для характеристик обширных человеческих
групп недифференцированными и пристрастными категориями;
- могут оставаться стабильными в течение
очень длительного периода времени;
- изменяются в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
- становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
- усваиваются очень рано и использоваться детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.