Слайд 1Тема 6.Теория спроса и предложения.
Слайд 2Тема 6.Теория спроса и предложения.
Вопросы: 1.Спрос. Функция спроса. Закон
спроса.
2.Парадоксы закона спроса.
3.Неценовые факторы спроса.
4.Рыночный спрос.
5.Предложение. Функция предложения.
Закон предложения.
6.Неценовые факторы предложения.
7.Рыночное предложение.
8.Предложение в периодах деятельности фирмы.
ДЗ:1. Дополнить перечень неценовых факторов спроса.
2.Виды спроса ( Ф.Котлер).Конспект –таблица.
3.Графики построения линии спроса и предложения при линейной функции.
4.Метод горизонтального суммирования спроса и предложения. Разобраться с построением графика.
ЭВ:11.Спрос. Закон спроса. Цена спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.
12.Предложение. Неценовые факторы предложения. Закон предложения. Цена предложения. Предложение в периодах деятельности фирмы. Эластичность предложения
Слайд 31.Спрос. Функция спроса. Закон спроса.
Спрос (demand)
Спрос (D) - желание
купить определенное количество товара по определённой цене, при определенных условиях,
в данное время.
Виды спроса:
- индивидуальный
- рыночный
- совокупный (макроэкономика)
Функция спроса: QDx = f Px, …(неценовые факторы)
Линейная зависимость QDx= a – b Px
Цена спроса PD- максимальная (резервная)цена, которую готов платить за товар покупатель.
Обусловлена предельной полезностью (MU)
Слайд 4
Закон спроса
При прочих равных условиях снижение цены товара сопровождается увеличением
объема спроса.
Обоснование закона спроса:
Эмпирика( наблюдения)
Связь с законом убывающей предельной
полезности:
Чем больше Qx, тем меньше PD, так как при увеличении потребления полезность блага снижается.
Эффект дохода:
Снижение Pх равнозначно росту дохода потребителя (I):
Pх Qx, Qy = const
Эффект замещения:
Подешевевший товар становится более привлекательным
Pх Qx, Qy
Слайд 5
2.Парадоксы закона спроса.
Ситуации, когда закон спроса не действует.
1.Парадокс Гиффена.
Английский экономист Р. Гиффен (1837-1910) зафиксировал то, что
во время голода в Ирландии в середине XIX в. покупки картофеля, цена которого выросла, существенно увеличились. В бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю, поэтому сокращая покупки прочих товаров, чтобы выжить, люди увеличивали потребление картофеля.
Товар Гиффена — товар, потребление которого увеличивается при повышении цены и уменьшается при снижении цены.
Для товара Гиффена - эффект дохода перевешивает эффект замещения.
Слайд 62.Эффект Веблена:
Рост цены товара приводит к повышению уровня его потребления
и росту объема спроса.
Т.Веблен – американский экономист и социолог, родоначальник
социально-экономического направления в институционализме. В книге «Теория праздного класса» ( 1899 г.) описывает и критикует демонстративное поведение богатых людей.
Демонстративное потребление связано с потреблением дорогих и престижных благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой (престижные марки авто, произведения искусства, антиквариат,
марки одежды дорогих брендов, ювелирные изделия...)
3.Цена как показатель качества
Качественные и, следовательно, более дорогие товары становятся предпочтительнее.
4.Инфляционные ожидания
Если цены начинают повышаться, то ожидание еще большего роста сопровождается желанием сэкономить в будущем.
Поэтому увеличивается объем спроса в настоящем.
Слайд 73.Неценовые факторы спроса.
доход потребителя (I),
цены субститутов (Py), цены комплиментов
(Pz) и другие
Слайд 84.Рыночный спрос.
Это спрос всех покупателей на рынке данного товара.
Графически основан
на методе горизонтального суммирования.
Отражает поведение покупателей на рынке.
Х.Лейбенстайн
(американский экономист,1976г.) выделил три типичных случая взаимного влияния потребителей друг на друга:
эффект присоединения к большинству, поведение подражательства
эффект сноба, обратный эффект, поведение «бегство от очередей»
эффект Веблена, эффект престижного, показного потребления
Слайд 9Метод горизонтального суммирования спроса
Слайд 10
Ф. Котлер « Основы маркетинга»
8 состояний спроса
отрицательный
спрос
отсутствие спроса
скрытый спрос
падающий спрос
нерегулярный спрос
полноценный спрос
чрезмерный спрос
нерациональный спрос
Слайд 11
5.Предложение. Функция предложения. Закон предложения.
Предложение (supply)
Предложение (S) – желание продавца
предоставить на рынок определённое количество товара по определённой цене, при
определенных условиях, в данное время.
Виды предложения:
-индивидуальное
-рыночное
-совокупное (макроэкономика)
Функция предложения: Qsx = f Px, …( неценовые факторы)
Линейная зависимость Qsx = - a+ bPx
Цена предложения (Ps)- минимальная (резервная)цена, по которой готов продать товар продавец.
Обусловлена предельными издержками (MC)
Слайд 12
Закон предложения
При прочих равных условиях увеличение цены сопровождается ростом объема
предложения
TR = P x Q
TR(total revenue) – общая выручка
Предполагает «вымывание» дешевого ассортимента
Предполагает продвижение товаров на рынки с более высокими ценами
Не действует на отдельных рынках и в отдельных периодах
Слайд 13
6.Неценовые факторы предложения.
капитал(K), цены ресурсов (R), цены субститутов (Py), цены
комплиментов (Pz) и другие
Слайд 147.Рыночное предложение.
Предложение всех производителей на рынке данного товара или
отраслевое предложение.
Характеризует тип рынка.
Графически основано на методе горизонтального
суммирования.
Слайд 15Метод горизонтального суммирования предложения
Слайд 16
8.Предложение в периодах деятельности фирмы.
Период анализа деятельности фирмы
(рынка) характеризует возможность использования факторов производства и производственных мощностей (ПМ)
при данной технологии.
ПМ – максимальный объем производства при данной технологии
Мгновенный период (очень короткий) - S1
P ≠ const Q = const
Предприятие не может мгновенно отреагировать на изменение внешних факторов (спрос, цены и др.), поэтому объемы производства не изменяются.
Короткий период (краткосрочный) - S2
P ≠ const Q ≠ const
Предприятие меняет загрузку ПМ, используя отдельные факторы.
Длительный период (долгосрочный) -S3
P ~const Q ≠ const
Предприятие вводит (или консервирует) ПМ, используя все факторы производства.