Слайд 1ТЕМА 8. Стратегические аспекты управления проектами
1 Стратегия как центральное звено
проектного управления
2 Формирование инвестиционной стратегии
3 Стратегические процессы управления инвестиционной
деятельностью организации
Слайд 21 Стратегия как центральное звено проектного
управления
Разработка и выбор стратегии
осуществляются на организационных уровнях:
корпоративная стратегия (общее направление развития
компании);
деловая стратегия (конкурентные преимущества конкретной продукции на рынке);
функциональная стратегия (маркетинг, инновации, производство, финансы).
Слайд 3При подготовке стратегии учитываются:
месторасположение проекта;
выбор рыночной позиции;
установка
основного соотношения «продукт-рынок» для разработки концепции маркетинга;
функциональное назначение и
область применения планируемой к выпуску продукции;
выбор оптимальной группы клиентов;
использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.
Слайд 42 Формирование инвестиционной стратегии
Как известно, государство может влиять на
инвестиционную активность предприятий с помощью различных методов:
проведение кредитно-финансовой, амортизационной,
налоговой и научно-технической политики;
создание благоприятных условий для привлечения иностранных вложений;
предоставление налоговых льгот организаций, вкладывающих средства в техническое перевооружение, реконструкцию производства.
Слайд 5К факторам, воздействующим на эффективность инвестиционной деятельности на уровне организации,
следует отнести:
наличие действенной экономической, социальной и инвестиционной политики;
качество и конкурентоспособность
выпускаемой продукции (товаров, работ);
уровень использования основных средств и производственных мощностей;
степень рационального использования трудовых, материально-технических, информационных и других ресурсов;
компетентность руководителей и степень совершенства управленческих процессов;
качество и эффективность реализуемых инвестиционных проектов.
Слайд 6Инвестиционная политика организации (предприятия) – это система мероприятий по регулированию,
стимулированию инвестиционных процессов, определенных путем формирования иерархии целей и механизма
их достижения для обеспечения устойчивого развития.
Слайд 8При разработке и реализации инвестиционной политики на предприятии следует придерживаться
принципов:
Учет инфляции и уровня рискованности;
Экономическое обоснование инвестиции;
Нацеленность на достижение стратегических
планов и рост финансовой устойчивости;
Формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиционных вложений;
Ранжирование проектов по степени важности и последовательности реализации на основе имеющихся ресурсов и источников финансирования;
Выбор надежных и наиболее дешевых источников и методов финансирования капиталовложений.
Слайд 9Инвестиционная стратегия предприятия – интегрированный перспективный план, содержащий систему долгосрочных
целей инвестиционной деятельности и направленные на их достижение механизмы, которые
обеспечивают эффективность взаимодействия объектов и субъектов инвестирования, привлеченных ресурсов. Инвестиционную стратегию организации можно представить как программу, следование которой позволит получить экономический или другие эффекты в будущем.
Слайд 10Инвестиционная стратегия как важнейшее звено общей стратегии организации включает:
определение миссии
и стратегических целей в долгосрочной перспективе;
этапы реализации выделенных целей, способствующих
устойчивому развитию хозяйствующих субъектов;
приоритетные направления капиталовложений;
условия и способы формирования инвестиционных ресурсов.
Слайд 11Актуальность разработки и реализации инвестиционной стратегии предприятия определяется следующими условиями.
1. Интенсивность изменения внешней инвестиционной среды (конъюнктура рынка). Отсутствие разработанной
инвестиционной стратегии, учитывающей изменения внешних факторов инвестиционной среды, приведет к разнонаправленности управленческих решений отдельных структурных подразделений на предприятии, возникновению противоречий и снижению результативности инвестиционных процессов в целом.
Слайд 122. Существенная корректировка целей производственно-хозяйственной деятельности (развитие новых коммерческих направлений).
Расширение ассортимента выпускаемой продукции и освоение новых рынков сбыта, внедрение
новых производственных линий обусловливают существенный рост инвестиционной активности организации. В рамках разработанной и четко сформулированной инвестиционной стратегии диверсификация инвестиций будет носить прогнозируемый характер.
Слайд 133. Ожидаемый период жизненного цикла. Для отдельных стадий жизненного цикла
характерны направления и формы осуществления инвестиционных процессов, особенности формирования ресурсов,
уровень инвестиционной активности. Заранее адаптировать инвестиционную деятельность организации к предстоящим существенным изменениям перспектив экономического развития позволяет разработанная стратегия.
Слайд 14Метод SWOT-анализа используются для целей стратегического планирования, в особенности для
оценки специфических параметров самой организации и ее окружения. По результатам
исследования определяется стратегия для конкретного проекта:
Стратегия, ориентированная на строительство.
Стратегия, основанная на финансировании – связана с применением нетрадиционных схем финансирования, использования долговых обязательств или субсидий. Анализируются финансовые потоки, стоимость капитала.
Слайд 15Государственная стратегия развития страны, отдельных территорий и отраслей народного хозяйства.
Проектная стратегия. Проектная технология дает существенные преимущества по сравнению с
другими технологиями. Стратегия построен на отношениях заказчик – подрядчик, при которой используются различные формы партнерских отношений между заказчиком и подрядчиком.
Технологическая стратегия ориентирована на применение инновационных (рискованных) технологий.
Стратегия, ориентированная на ввод в эксплуатацию.
Стратегия, обеспечивающая оптимизацию отношения затрат, качества и сроков.
Ресурсно-ориентированная стратегия используется при ограниченности или высокой стоимости ресурсов, их дефицитности и уникальности.
Стратегия, ориентированная на масштаб решаемых проблем или на заданный объем. К примеру, обеспечение заданного количества рабочих мест в регионе.
Стратегия, ориентированная на случайность или непредвиденные чрезвычайные обстоятельства.
Слайд 16Инвестиционная стратегия предприятия является важнейшим фактором эффективного и устойчивого развития
ввиду следующих обстоятельств:
определяет механизм достижения долгосрочных общих и инвестиционных целей
социально-экономического развития организации в целом, ее отдельных подразделений;
позволяет анализировать инвестиционные возможности с учетом максимального использования имеющегося потенциала и возможных инвестиционных ресурсов;
отражает сравнительные преимущества организации в инвестиционной сфере по сравнению с конкурентами.
позволяет учитывать возможные варианты изменения внешних факторов инвестиционной среды и сводить их негативные последствия к минимуму.
Таким образом, инвестиционная стратегия обеспечивает тесную взаимосвязь стратегического, текущего, оперативного управления инвестиционными процессами.
Слайд 173 Стратегические процессы управления инвестиционной деятельностью организации
На первом этапе стратегического
управления инвестиционными процессами формируются стратегические цели, исходящие преимущественно из целей
общей стратегии развития предприятия:
обеспечение прироста капитала;
повышение уровня прибыльности капиталовложений и получаемых доходов;
изменение региональной и отраслевой направленности инвестиционных проектов и программ;
изменение воспроизводственной и технологической структуры вложений.
Слайд 181. Выделение стратегических целей инвестирования
3. Конкретизация стратегических направлений по срокам
реализации
4. Анализ эффективности инвестиционной деятельности
5. Реализация стратегических инвестиционных
направлений
2. Определение инвестиционных направлений и формирование инвестиционных ресурсов
6. Контроль реализации стратегических инвестиционных направлений
Слайд 19Стратегия формирования инвестиционных ресурсов разрабатывается согласно следующим этапам:
прогноз необходимых объемов
вложений;
анализ эффективности использования различных источников финансирования (лизинг, долговое внешнее финансирование);
сбалансирование
структуры источников формирования ресурсов;
уточнение способов финансирования отдельных проектов и программ.
Слайд 20На основании следующих критериев оценивается эффективность разработанной инвестиционной стратегии:
сбалансированность отдельных
целей и направлений осуществления инвестиционных процессов, их последовательное
выполнение;
согласованность инвестиционной стратегии с общей стратегией развития предприятия;
учет воздействия факторов внешней средой;
реализация стратегии с учетом имеющегося экономического потенциала и приемлемого уровня рискованности;
эффективность предлагаемых инвестиционных направлений деятельности.