Слайд 1Тема 9. Необходимость государственного регулирования образования
Старший преподаватель кафедры ЭТиЭО
С.П.
Демина
Слайд 2Виды экономических благ
Частные
Обладают свойствами:
Исключаемости из потребления
конкурентности за потребление (исчерпаемости)
Поставляются, как
правило, частным сектором.
Общественные
Обладают свойствами:
НЕисключаемости из потребления
НЕконкурентности за потребление (неисчерпаемости)
Поставку организует
государство.
Слайд 3Образование - смешанное благо
признание образования общественным благом обосновывает необходимость финансирования
его государством;
признание образования частным благом объясняет необходимость оплаты образования теми,
кто его непосредственно получает;
признание образования смешанным благом актуализирует вопрос о пропорции, в которой образование должно финансироваться населением и государством.
Образование – смешанное благо, обладает свойствами как общественного, так и частного.
Образование финансируется и населением и государством.
Слайд 4Образование обладает свойствами
Общественного блага;
Общественные блага неисключаемы и неисчерпаемы, например, безопасность.
При этом общественные блага неделимы на отдельные порции в процессе
потребления, а потому потребляются совместно всеми людьми, независимо от того, готовы люди оплатить их потребление или нет.
Доверительного блага;
автор этого термина Ф. Нельсон выделяет особую группу товаров (услуг), измерение качественных характеристик которых сопряжено с запретительно высокими издержками. Они связаны:
асимметричностью информации;
невозможно заранее определить качество образовательных услуг;
эффект проявляется продолжительно время после окончания обучения.
Асимметричность информации – ситуация когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы.
Блага, потребление которого порождает внешние эффекты.
Под внешними эффектами понимают издержки или выгоды третьих лиц, не участвовавших в рыночной сделке по поводу данного блага.
При потреблении образовательных услуг возникают положительные внешние эффекты для:
работодателей;
для членов семей;
для общества в целом.
Образование – социально значимое благо
Необходимость государственного регулирования сферы образования
Слайд 5Необходимость государственного регулирования сферы образования
защитить часть населения, которая является неконкурентоспособной
и потенциал которой не способен обеспечить собственную самодостаточность, например дети
и подростки из неблагополучных и малообеспеченных семей, инвалиды и др.;
создать условия, которые способствовали бы формированию, увеличению и эффективной реализации деятельности субъектов образовательных отношений без использования средств бюджета и обеспечивали бы их самодостаточность, например развитие образовательного кредитования, фондов целевого капитала и пр.;
способствовать наиболее полному раскрытию потенциала личности и образовательных организаций с использованием средств бюджета.
Слайд 6Основные направления государственной образовательной политики
ГОП - совокупность мер и действий
органов государственного управления в образовательной сфере с целью получения ожидаемого
результата.
создание «правил игры» для общества и последующим правовым обеспечением общественных отношений в сфере образования;
смягчение социального неравенства посредством обеспечения доступности образования и гарантий его качества;
активное участие в разрешении конфликтов между общими и частными интересами участников образовательного процесса.
Слайд 7Параметры образовательной системы, регулируемых государством в сфере образования
формирование различных потребностей
граждан, поощряя и развивая одни и ограничивая и запрещая другие;
распределение
и потребление ресурсов, например, посредством выдачи или невыдачи лицензии;
разработку требований к качеству производимых образовательных продуктов и услуг, в том числе образовательных стандартов.
Слайд 8Свойства успешной образовательной политики
соответствие желаемому направлению развития системы образования или
ее подсистем;
конкретность;
реализуемость;
адресность воздействия;
направленность на достижение максимальных результатов;
прогнозируемость образовательного процесса.
Слайд 9Удельный вес взрослого населения, имеющего образование не ниже среднего общего
и среднего профессионального по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в
общей его численности по странам: 2012 (в процентах от общей численности населения соответствующей возрастной группы)
Слайд 10Удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование, в общей его
численности по странам: 2012 (в процентах от общей численности населения
соответствующей возрастной группы)
Слайд 11Структура государственной образовательной политики
Слайд 12Приоритеты образовательной политики
повышение доступности качественного образования на основе государственных
гарантий;
создание условий для повышения качества общего и профессионального образования;
формирование эффективных
экономических отношений в образовании;
обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом;
управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.
Слайд 13Направления образовательной политики
обновление содержания образования и развитие механизмов контроля за
его качеством;
оптимизация структуры источников финансирования и увеличение бюджетного финансирования образования;
усиление
социальной направленности системы образования;
всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ;
структурная перестройка профессионального образования, усиление его ориентирования на федеральный и местный рынки труда;
обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений (организаций);
повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования.
Слайд 14Инструменты государственной образовательной политики
законодательные и нормативно-распорядительные документы и организационные структуры.
Законодательные основы функционирования системы образования обеспечивают:
Конституция РФ;
ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Гражданский кодекс РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Слайд 15Государственные гарантии качества образования реализуются при помощи:
федеральных государственных образовательных стандартов;
федеральных
государственных требований.
Слайд 16Государственная регламентация образовательной деятельности
лицензирование образовательной деятельности;
государственную аккредитацию образовательной деятельности;
государственный
контроль (надзор) в сфере образования.
Слайд 17Независимая (общественная) оценка качества образования
общественная аккредитация организаций
профессионально-общественная аккредитация образовательных программ