Слайд 1Тема 9.Управление персоналом в социальной сфере
Слайд 2Персонал (кадры) — весь штатный состав работников организации, выполняющих различные
производственно-хозяйственные функции.
Управление персоналом — это совокупность логически связанных действий, направленных
на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей.
Слайд 3Персонал социальных служб – личный состав организации, работающий по найму.
Персонал работает на обеспечение целей социальной службы.
Персонал социальной службы
состоит из специалистов, работающих с людьми (психологи, специалисты по социальной работе, социальные работники, и т.д.).
Слайд 4Система управления персоналом — это подсистема управления организацией в целом.
В системе управления персоналом можно выделить две подсистемы: стратегическую и
тактическую.
Стратегическая подсистема ориентирована на разработку структуры персонала, кадровой политики на основе анализа структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозов развития производства, занятости и т. п.
Слайд 5Тактическая подсистема направлена на:
формирование структуры персонала;
его набор, подготовку,
переподготовку и повышение квалификации;
организацию распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников;
оценку деятельности конкретных работников и разработку рекомендаций по их использованию;
текущий учет и планирование потребностей в персонале в рамках года, на основе анализа его состояния.
Слайд 6Элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока:
Слайд 7Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции
управления персоналом.
Слайд 9Цели и функции
системы управления персоналом
Всю совокупность целей организации можно
разделить на четыре вида:
экономическая цель
научно-техническая цель
производственно-коммерческая цель
социальная
цель
получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг
повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;
производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью
достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников
Слайд 10В деятельности руководителей подразделений всех уровней в неразрывном единстве присутствуют
такие общие функции управления как:
планирование
организация и регулирование
учет и контроль
стимулирование
координация ожидаемых результатов и способов их получения
координация фактических действий по достижению результатов
обратная связь от объекта к субъекту для получения информации о достижении результатов
распределение финансовых ресурсов между звеньями
Слайд 11Социальная сфера - это вид деятельности, предметом которой являются человек
и его потребности.
Деятельность в социальной сфере по целевому назначению включает
в себя:
* социальное развитие человеческих ресурсов, включающее системы здравоохранения, образования, науки, искусства, спорта, средств массовой информации;
* социальное обслуживание населения концентрирует свое внимание на системе бытового обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле товарами народного потребления и общественного питания;
* социальная защита населения охватывает работу систем социальной помощи, страхования, пенсионного обеспечения, условий и охраны труда, обеспечение безопасности и охраны общественного порядка.
Слайд 12 Управленческий персонал в системе органов социальной защиты
Работники имеют разный
социальный статус в организации, поскольку занимают различное положение в ее
социальной структуре. Весь персонал в области социальной работы можно разделить на несколько категорий по основным видам занятий:
· руководители;
· специалисты;
· социальные работники;
· технический и вспомогательный персонал;
· служащие.
Слайд 13Управление персоналом в системе социальной защиты населения осуществляют руководители высшего,
среднего и низшего звена.
В системе социальной защиты населения основные
задачи руководителей высшего звена управления - формирование положительного имиджа органа исполнительной власти, структуры и системы управления организации, представление ее на переговорах.
К высшему звену руководителей относят руководителей исполнительной власти республиканского уровня, государственных служб, их заместителей.
Слайд 14Руководителями среднего звена управления являются начальники районных (городских) управлений. В
рамках своей компетенции руководители среднего звена решают кадровые вопросы в
своих подразделениях: принимают и увольняют работников, поощряют и наказывают своих подчиненных.
Руководители низшего звена управления - это начальники отделов, главные специалисты. Они работают непосредственно с исполнителями и несут ответственность за их действия. Именно эта категория менеджеров непосредственно управляет персоналом. В их обязанности входит организация и координация труда исполнителей, обеспечение своевременного и качественного исполнения задач, контроль использования оборудования, материалов и других ресурсов. От этих руководителей зависит состояние дисциплины и то, как быстро внедряются нововведения.
Слайд 15Существует комплекс проблем, связанных с кадровым обеспечением социальной работы:
1) подбор
эффективного персонала для социальных учреждений;
2) обучение и повышение квалификации специалистов;
3)
мотивация персонала социальных учреждений;
4) аттестация персонала.
Слайд 16Значимую роль в повышении эффективности управления социальной работой и получении
качественного результата самого социального обслуживания, играет человеческий фактор.
Личность - это
совокупность социально значимых качеств, позволяющих человеку активно и сознательно действовать.
Слайд 17Успешное руководство людьми - это искусство, требующее хорошего знания психологии
людей их жизненных историй и обстоятельств, понимания их самих и
причин того или иного поведения.
Последнее может быть обусловлено: особенностями содержания и организации труда; желанием достичь определенного уровня благосостояния (максимум дохода при минимуме усилий, максимум дохода при максимуме усилий, минимум дохода при минимуме усилий); реакцией на применение различных видов стимулирования; стремлением изменить свое положение в организации, приспособиться к новым условиям; соблюдением дисциплины; личными особенностями и т. п.
Слайд 18Для работы с кадрами социальной работы практически значимыми являются:
Слайд 19Одним из основных вопросов в кадровой политике социальной сферы является
профотбор руководителей, где обычно учитываются психологические факторы:
Слайд 23
Рекомендации к процедуре отбора персонала
На первом этапе отбора (собеседовании
со специалистом отдела кадров) применение тестов: Тест «Проверка профессионального соответствия»;
Тест на личностные качества; Тест, направленный на проверку стрессоустойчивости, терпимости; Тест на проверку активности и способности к руководству .
На втором этапе отбора (собеседовании с заведующей отделением) : Подготовить вопросы, которые должны быть такими, на которые нельзя дать стандартный ответ.
Слайд 24Процедура адаптации персонала
Процедура адаптации персонала
Слайд 25Процедура адаптации персонала
Программа адаптации для вновь принятых работников должна включать
в себя несколько этапов:
I этап – Предварительный
II этап
– Ознакомительный
III этап – Заключительный
Слайд 27Процедура обучения персонала
Обучение персонала проходит следующим образом: Специалисты по социальной
работе посещают различные семинары и конференции, касающиеся социальной работы с
населением, но этого недостаточно, чтобы оказывать квалифицированную помощь клиентам
Слайд 28Рекомендации к процедуре обучения персонала Методы обучения на рабочем месте
Производственный инструктаж
Использование работников в качестве ассистентов, стажеров
Наставничество
Смена
рабочего места (ротация)
Слайд 29Рекомендации к процедуре служебно-профессионального продвижения
В систему работы с кадровым
резервом должно быть включено:
учеба в системе повышения квалификации руководящих
работников с отрывом и без отрыва от производства;
стажировка в должности, на которую зачислен в резерв; временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков;
выезды в другие организации в целях изучения положительного опыта; участие в проверках производственной деятельности организаций и их подразделений;
участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.
Слайд 30Процедура стимулирования труда персонала учреждения социального обслуживания
Рекомендации к процедуре стимулирования
персонала
В конце каждого квартала выпускать стенгазету, в которой рассказывается
про конкретных людей, которые получили социальную помощь.
Каждый месяц проводить конкурс «Лучший в профессии».
Директор должен лично поздравлять лучших сотрудников, фотографии с описанием их заслуг вывешиваются на Доску Почета.
Заведующим отделениями персонально поздравлять сотрудников по случаю праздников, семейных дат.
Для поддержания здоровья пожилых сотрудников Центра.
Заключать договор с больницей, в которой проходят диспансеризацию работники организации.
Развивать систему материального и морально-психологического стимулирования труда.
Слайд 32Для предотвращения стрессовых ситуаций необходимы групповые тренинги
Слайд 33Задачи группового тренинга
осознание искажений и «слепых пятен», блокирующих продуктивность
профессиональных отношений с людьми
расширение представлений о процессах оказания помощи и
поддержки в противовес ранее сформированным
установками
психологическая профилактика выгорания путем проработки неудач в практике оказания социальной помощи
формирование навыков коллегиальной психологической поддержки повышение сенситивности к групповым процессам и чувствам другого человека
развитие способности к рефлексии своего поведения и своих чувств в межличностном взаимодействии