Слайд 21. Причины институциональной динамики.
2. Способы изменения институтов.
3. Факторы стабильности
институтов.
4. Общая характеристика теории реформ.
5. Стратегия реформ.
6. Основные ошибки и
издержки институциональной трансформации.
Слайд 3
1. Причины институциональной динамики
Слайд 4«Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается
в уменьшении
неопределенности
путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной)
структуры взаимодействия
между людьми»
(Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С.21)
Слайд 5 Причины институциональных
изменений
I. Торстейн Веблен
видел
в склонности человека к «бессмысленной», непрагматической творческой деятельности и
экспериментированию, которое он называл «праздным любопытством»;
другой источник — «трения», конфликты между самими институтами, которые сложились в разные исторические эпохи
Слайд 6 II. Йозеф Шумпетер
главными факторами институционального развития
считал
инновационную деятельность
предпринимателей и других
активных членов общества и
технологический прогресс
Слайд 7Пример: эффективность внедрения новых технологий напрямую
зависит от институциональной среды. Так,
при принятии решения
о переходе на новый вид отопления своего жилища
(солнечную энергию) экономические субъекты должны быть защищены соответствующими институциональными соглашениями:
принятие закона, запрещающего создавать препятствия для пользования солнечной батареей
Слайд 8 III. Джон Комонс считал, что
институты возникают как пред-намеренный
результат коллектив-ной воли общества или
в результате законотворческой деятельности
Слайд 9Пример: в начале ХIХ в. в Англии стали очевидны бесчеловечные
последствия промышленной революции
Принятие законов, изменивших институциональную среду
(1824 г. закон
Шэфтсбери об угольных шахтах, запрещавший использование женского и детского труда на подземных работах)
Слайд 10IV. Уэсли Клэр Митчелл:
Процесс возникновения и развития институтов осуществля-
ется медленно,
эволюционно: закон, язык, деньги, рынки и цены — это в
значительной степени непреднамеренный результат общественного развития
Слайд 11 V. Основной источник институциональных изменений по
Дугласу Норту —
изменения в относительных ценах
Слайд 12изменения в соотношении цен факторов производства:
цен на землю и
труд,
труд и капитал,
капитал и землю
меняют стимулы
экономических агентов:
новые относительные цены создают новые возможности получения доходов и требуют
институциональных изменений
Слайд 13 Пример: в ХIV и ХV веках
Резкое
сокращение численности населения в результате голода и эпидемий
Цена труда возросла
относительно цены земли
Переговорная сила феодалов уменьшилась, а переговорная сила крестьян возросла
Изменения в правах собственности: феодалы снижали ренту, облегчали повинности; земельные контракты стали заключаться на более длительный срок
Слайд 14 Изменения относительных цен
Ведут к
институциональ-
ным изменениям,
если в экономике
нет
институцио-
нального
равновесия
Не ведут к
институциональ-
ным изменениям,
если в экономике
существует
институциональ-
ное равновесие
Слайд 15Институциональное равновесие — это ситуация, в которой при данном
соотношении
сил игроков и данном наборе
контрактных отношений, образующих
экономический обмен
в обществе,
ни один из игроков не
считает для себя выгодным тратить
ресурсы на реструктуризацию отношений
Слайд 16«при данных относительных издержках
и
выигрышах
от изменения игры, которую
ведут участники контрактных отношений,
им невыгодно менять игру»
Таким образом, изменения
относительных цен не приведут
к институциональным изменениям,
если
Слайд 17Базовая модель институциональных изменений Норта (Норт Д. «Институты, институцион-ные изменения
и функционироавние экономики»)
Изменение в уровне знаний
Появление новых технологий
Изменение относительных цен
на ресурсы
Трансформация прав собственности в пользу
владельцев
возрастающих в стоимости ресурсов
Слайд 19Возможные способы изменения институтов:
Реформа — целенаправленное изменение институтов, предполагающее присутствие
в экономической системе агентов, которые разрабатывают и реализуют план трансформации;
Спонтанная
эволюция — изменение институ-тов, при котором роль государства сводится к формальному закреплению сложившихся норм поведения
Дискретные институциональные изменения — радикальные изменения в формальных правилах: войны, революции, завоевания и стихийные природные бедствия, которые нарушают непрерывность институционального развития.
Слайд 20Революционный вариант развития институтов
Неформальные
рамки
Формальные
рамки
Институт-
образец
Импорт
Реакция
Слайд 21 Неформальные рамки
Формальные рамки
Эволюционный вариант развития
институтов
Легализация
Слайд 22Эволюционная теория обосновывает вывод о том, что с течением времени
неэффективные
институты отмирают, а эффективные - выживают, и поэтому происходит
постепенное развитие
более эффективных форм экономической, политической и социальной организации
Слайд 23Д. Норт: «Обратимся теперь к двум фундаментальным вопросам общественных, политических
и экономических изменений.
Во-первых, что определяет расходящееся направление развития (дивергенцию)
обществ, политических систем и экономик?
…за десять тысяч лет существования человеческой цивилизации, несмотря на огромное снижение издержек информации и вопреки выводам неоклассических моделей международной торговли о конвергенции, огромные различия между экономиками по-прежнему сохраняются»
Слайд 24Во-вторых, как объяснить выживаемость, в течение длительного периода времени, экономик
с устойчиво низкими параметрами функционирования?
Слайд 253. Факторы стабильности
институтов
Слайд 26Стабильность институциональной среды достигается за счёт
1. Иерархической организации формальных правил,
в которой каждый более высокий уровень сложнее и дороже
изменить, чем
предшествующий
2. Устойчивости неформальных ограничений
(объяснение инерционности
институционального
развития на основе теории идеологии).
Идеология — способ восприятия ежедневно
возникающих проблем, который позволяет
минимизировать количество информации,
требуемой для их решения. В результате
изменения институциональной
среды носят характер коррекции
и малых приростов
Слайд 273. Эффект зависимости от траектории предшествующего развития:
«Как только развитию
задается определенная траектория, она закрепляется системой побочных эффектов, опытом, который
накапливается организациями, и исторически обусловленными субъективными моделями решения проблем».
Слайд 28Эффект зависимости от траектории предшествующего развития,
выл рассмотрен
в статья Пола
Дэвида
«Клио и экономическая теория эффекта QWERTY» (1985).
В этой
работе Дэвид предпринял попытку объяснить, каким образом возник
и был закреплен
необычный стандарт расположения клавиш на пишущей машинке.
Слайд 29Примеры зависимости от траектории предшествующего развития
«Упорное существование узкой железнодорожной колеи,
вытеснение системами с переменным током других систем, работающих на токе
постоянном,
победа бензинового автомобильного двигателя над паровым — все это используется для иллюстрации того необычного факта, что приращение изменений в технологической сфере, однажды принявшее определенное направление, может привести к победе одного технологического решения над другим даже тогда, когда первое технологическое направление в конце концов оказывается менее эффективным по сравнению с отвергнутой альтернативой».
Д. Норт
Слайд 304 4. Общая характеристика
теории реформ
Слайд 31 Теория реформ – относительно новый раздел экономической теории,
изучающий процессы
целенаправленного изменения экономических институтов
Получила развитие в ХХ
веке,
т.к. именно
в ХХ-м веке реформы стали основным двигателем институциональных изменений
Слайд 32Латинский глагол reformo означает "возвращать в прежнее состояние".
В
традиционных обществах
(в Европе вплоть до Нового времени)
к социальным
новшествам относились с подозрением.
Основания для изменений искали в обычаях предков
Слайд 33Современный смысл слова "реформа" —
"преобразование с целью улучшения"
—
приобретал доминирующее значение постепенно, по мере формирования современных
динамичных социальных систем
Слайд 34Основной вопрос теории реформ: «Как найти и реализовать институциональную траекторию,
обеспечивающую переход
к более эффективным институтам
увеличению благосостояния и
ускорению роста?»
(Полтерович В.М. Современное состояние теории экономических реформ //ЭНСР.- 2008.- №1.- С. 18)
Слайд 35 В.М. Полтерович называет институциональную траекторию
перспективной,
если она
А. Согласована
с ресурсными, технологическими и институциональными ограничениями
Б. Предотвращает возникновение дисфункций
(вводимые институты не работают)
В. Институциональных ловушек (устойчивые, но неэффективные нормы)
Слайд 36А. Институциональная трансформация должна производиться с учётом соблюдения конгруэнтности институтов
— фактического
соответствия формальных и неформальных институтов
Слайд 37Расстояние между формальными и неформальными нормами во многом зависит от
того, какая культура господствует в обществе (методика Дж. Ховстеда: сравнение
управленческих культур в разных странах)
Слайд 38Если «изменения в формальных правилах согласуются с господствующими неформальными правилами,
взаимодействие их приведёт к снижению трансакционных издержек и освобождению ресурсов
для производства благ».
Если же они находятся в конфликте, то произойдёт, напротив, повышение трансакционных издержек и уменьшение производства благ в обществе (С. Пейович)
Слайд 39 Изменения в формальных правилах
Находятся в конфликте
с неформальными
правилами
Согласуются с
неформальными
правилами
Снижение
трансакционных
издержек и
освобождение
ресурсов для
производства
благ
Повышение
трансакционных
издержек и
уменьшение
производства
благ
Слайд 40 Б. Типы трансплантационных дисфункций
Атрофия и
перерождение
института
Отторжение и
активизация
альтернативных
институтов
Институциональный
конфликт
Парадокс
передачи
Слайд 41 Атрофия и перерождение
института
Пример: трансплантация института банкротства в России. Процедура
банкротства применялась далеко не к самым убыточным предприятиям и фактически использовалась региональными правительствами для их захвата. Таким образом, Закон о банкротстве из инструмента повышения эффективности превратился в инструмент присвоения собственности
Слайд 42 Отторжение и активизация
альтернативных
институтов
Пример: послевоенная американская администрация, стремясь демонополизи-ровать японский рынок, принудительно разделила
крупные японские торговые компании “Митсуи” и “Митсубиши” на 213 частей. В дальнейшем, однако, подразделения, ставшие самостоятельными, постепенно сливались, и через пять лет из 213 компаний снова образовались две. В течение всех пяти лет связи между подразделениями поддерживались на основе альтернативного института - неформальных отношений.
Слайд 43Парадокс передачи
В результате (бесплатной) передачи более эффективной технологии донор
может выиграть за счет реципиента.
Пример: трансплантация либерального режима внешней торговли
и дерегулирование рынка капитала обернулись для России громадной утечкой капитала как раз в те страны, которые “поставляли” в Россию новые институты
Слайд 44
В. Институциональные ловушки:
бартер,
неплатежи,
коррупция,
избегание
налогов
Слайд 45Пример: коррупционная ловушка.
Резкая дифференциация доходов:
индекс Джини за три
года с 1991 по 1994 г. увеличился более, чем в
полтора раза — с 0,26 до 0,41.
Падение относительной зарплаты управленческого персонала:
в 1990 г. она составляла 120 % от средней, в 1992 г.-94%
привели к
1. увеличению коррупции
2. совершенствованию коррупционной деятельности (возникновение коррупционных иерархий, развитие технологии дачи взятки)
3. неэффективная норма встраивается в систему других норм
Слайд 46Коррупция оказывается столь обычной и ожидаемой, что
отказ от нее
воспринимается как нарушение общепринятого порядка вещей: включается механизм
культурной инерции.
Коррупция “устраивает каждого”, потому, что к ней причастны “все остальные”.
Система оказывается в равновесии — в коррупционной ловушке
Слайд 47 После того, как ловушка сформировалась, возврат к начальным (дореформенным)
условиям не приведет к ее разрушению: имеет место так называемый
эффект гистерезиса. (гистерезис от греч. «отстающий» — свойство систем, которые не сразу следуют приложенным силам, т.к. системы зависят от собственной истории)
Поэтому ряд стран, осуществляющих программы борьбы с коррупцией,
прибегают к радикальным мерам.
(Сингапур резко повысил зарплату чиновников; Китай ввел смертную казнь за коррупцию)
Слайд 49Под стратегией
понимается
планируемая траектория
изменения
институтов во времени
Слайд 50
Основные стратегии
реформирования экономики
Шоковая
терапия
Выращивание
институтов
Слайд 51Шоковая терапия – это радикальное единовременное изменение системы институтов
(мгновенная замена
одних правил принципиально другими обычно путём заимствования институтов)
Слайд 52Преимущества шоковой терапии:
1. Если необходимость изменений ясна, их надо осуществлять
как можно быстрее;
2. При быстром изменении противники реформ не успеют
консолидироваться и тем
самым воспрепятствовать проведению реформ.
Слайд 53Недостатки шоковой терапии:
1. Нередко возникает длительный переходный процесс;
2. Возникшее неравновесие
системы стимулирует перераспределительную (а не производительную) активность;
3. Группы населения,
проигрывающие в результате реформ, имеют возможность замедлять или даже блокировать их реализацию
Слайд 54Выращивание институтов представляет собой
поддержку естественной эволюции существующего института.
Сохранять старые институты следует до тех пор, пока не будет
налажена работа новых.
Сосуществование
старых и новых институтов является предпосылкой институциональной конкуренции
Слайд 55 Сравнительная характеристика «шока» и «выращивания»
Слайд 56 Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рынку зависит
от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и прочих факторов. Эволюционный
путь требует:
Наличия развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты работники, сохранившие навыки частного предпринимательства
Сравнительно невысокий удельный вес тяжёлой промышленности, в особенности ВПК
Стабильность финансовой системы
Преобладание в руководстве слоёв, заинтересованных в проведении реформ.
Слайд 576. Основные ошибки и издержки институциональной трансформации
Слайд 58Издержками институциональной трансформации связаны с переходом от одной нормы
к другой.
При широкомасштабных
реформах трансформационные издержки несут как государственный
бюджет, так
и отдельные фирмы.
Слайд 59 Издержки институциональной
трансформации
1. Составление проекта
трансформации.
2. Лоббирование проекта.
3. Создание и поддержание промежуточных институтов для реализации
проекта.
4. Реализация проекта.
5. Адаптация системы к новому институту
Слайд 60Основные ошибки институциональной трансформации
1. Заимствование (трансплантация) снижает неопреде-лённость, так как
заранее известно, что данный институт в принципе работоспособен. Ошибка состояла
в заимствовании слишком продвинутых институтов, не соответствовавших имеющейся институциональной среде.
2. Неверная последовательность реформ. Так, прива-тизация не имеет смысла, если частная собственность не защищена. Закон о банкротстве не работает в усло-виях кризиса неплатежей.
3. Недостаточная компенсация проигравшим. В про-тивном случае произойдёт рост преступности, теневой экономики, социальные конфликты. Опыт Венгрии и Польши даёт положительные примеры избежания дан-ной ошибки через выплату высоких пенсий, пособий по безработице.
4. Недостаточное стимулирования роста
Слайд 61К 1998 г., после 8–10 лет реформирования, только две из
25 стран (Польша и Словения)
достигли дореформенного уровня ВВП. При
этом в большинстве бывших советских
республик спад составил более 40%. Наименьшие потери понес Узбекистан (около 15%), где реформы были наименее радикальными. Резко, хотя и в меньшей степени, упал жизненный уровень населения, существенно возросла дифференциация доходов. В России в 1998 году около 24% населения находилось за чертой бедности; в первом квартале 1999 года доля населения с денежными доходами, ниже величины
прожиточного минимума скачкообразно возросла до 37,7%, что составляет 55,2 млн. чел
Слайд 62Субетто А.И. Стратегия выхода России из исторического тупика:
1. восстановление
исторической миссии русского народа как скрепа российского суперэтноса, восстановление его
исторического самосознания и достоинства, которые целенаправленно разрушаются в средствах массовой информации, в
учебниках по отечественной истории;
2. восстановление механизма планирования развития народного хозяйства;
3. запрет капиталистического рынка на землю, национализация земли.
4.Принятие специального закона РФ о ресурсной и земельной ренте.
5. национализация единой энергетической системы России,
постановка ее под
контроль государства; понижение цен на энергоресурсы.
6. национализация топливного комплекса, понижение цен на нефть и газ в 4-5 раз;
7. национализация крупных предприятий, являющихся базой экономической безопасности России
8. введение государственной монополии на торговлю спиртных и табачных изделий;
9. введение государственной монополии на торговлю стратегическими товарами и ресурсами за рубежом;