Слайд 1§4
Тема: Дух предпринимательства преобразует экономику.
Слайд 2В XV-XVI вв. благодаря внутренней и международной торговле, банковскому делу
в руках купцов и банкиров Западной Европы накопились огромные богатства
(первоначальное накопление капитала). Становилось больше предпринимателей. Драгоценные металлы и товары из Нового Света и Индии создали благоприятные условия для развития рыночной экономики и становления капитализма.
Капитализм – общественный строй, при котором все средства производства являются частной собственностью класса капиталистов (предпринимателей/буржуазии), эксплуатирующих труд наёмных рабочих (батраков) для извлечения прибыли.
Слайд 3Ежедневный городской рынок в XVI в. (площадь с торговыми рядами):
-
подсобные рабочие (носильщики, возчики, метельщики);
- покупатели (крестьяне, горожане, служанки);
- сборщики
рыночных пошлин.
Товары: масло, сыр, рыба, дичь, мясо, овощи и фрукты, солома, дрова, сено, шерсть, лён, холсты и т. д.
В XVII в. появились крытые рынки (самые крупные – в Лондоне и Париже).
1. Новое в торговле.
Слайд 4С рыночными торговцами соперничали лавочники. Лавки занимали первые этажи жилых
домов. В отличие от Средневековья, в Новое время товары в
торговых лавках продавали профессиональные торговцы (получавшие от владельца лавки заработную плату), а не сами мастера и ремесленники.
Активно практиковалась и торговля вразнос: разносчики издали предлагали всем хлеб, зелень, апельсины и многое другое. К таким торговцам относились презрительно, но нередко они получали возможность купить или арендовать лавку, накопив достаточно средств.
Таким образом, в XVI-XVII вв. существовало три основных вида торговли: рыночная, лавочная и торговля вразнос.
Слайд 5Нидерланды и Англия – центры мировой торговли после Великих географических
открытий (вместо средневековых Венеции и Генуи).
Голландский город Антверпен – «ворота
Европы» (в порту разгружалось ок. 250 кораблей ежедневно).
Риск при заморской торговле объединял купцов в торговые компании (изначально были семейными товариществами из 20-30 чел.). Члены компании отвечали за результаты её деятельности своим имуществом.
2. Развитие мировой торговли.
Слайд 7Некоторые крупные компании становились монополистами, что нарушало обычаи свободного рынка
(принципы свободной конкуренции). В XVII в. больше всего монополий было
в Нидерландах и Англии.
Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо, на торговлю с какой-либо страной или группой стран; исключительное право на пользование чем-либо.
В 1600 г. в Англии создана Ост-Индская торговая компания (только ей разрешалось ввозить в страну перец). В 1607 г. члены монополии получили 500% прибыли на вложенный капитал.
С Россией торговала Московская компания.
К кон. XVII в. английские торговые компании захватили все основные мировые рынки.
Слайд 9К XVII в. почти каждый торговый город имел биржу.
Биржа –
специальное место, где заключались сделки, осуществлялась купля и продажа товаров
и ценных бумаг между купцами, банкирами, заказчиками и поставщиками.
На биржах сделки заключались с большим количеством товаров и денег (оптовая торговля). Товары предъявлялись в образцах, а деньги заменялись ценными бумагами – долговыми расписками (так появились бумажные деньги).
В Антверпене (Нидерланды) находилась крупнейшая биржа.
Спекуляция – скупка и перепродажа (по более высокой цене) товаров с целью наживы.
3. Биржи и банки.
Слайд 10После Великих географических открытий с увеличением притока в Европу золота
и серебра, с развитием мировой торговли деятельность банков расширилась. Наряду
с частными созданы государственные банки (Например, Амстердамский и Английский). Банки выдавали кредиты (деньги в долг под проценты) купцам, промышленникам, государствам.
Развитие в XVI-XVII вв. в европейский странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства.
Слайд 11Развивалась международная торговля, росло население в Европе и заокеанских колониях,
увеличился приток золота и серебра из Нового Света – всё
это привело к увеличению спроса на ремесленные изделия.
Того, что производили ремесленники в своих мастерских уже не хватало. Размеры мастерской, число работавших в ней подмастерьев и учеников, количество и качество изделий оговаривались цеховыми уставами. Эти ограничения в XVI в. стали тормозить развитие промышленности. Возникли условия для появления крупных предприятий.
4. Мануфактура – предприятие нового типа.
Слайд 12Некоторые богатые купцы, разбогатевшие на торговле, стали вкладывать накопленные деньги
в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на
рынок.
Капитал – средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.
Крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники и подмастерья искали дополнительного заработка и готовы были работать по найму на предпринимателя. Так появились условия для создания предприятий нового типа.
Слайд 13Например, богатый купец, закупив много шерсти (получив скидку за оптовую
покупку), едет в деревню и раздаёт сырьё деревенским ремесленникам и
крестьянам. Они договариваются о цене и сроках, когда можно будет приехать и забрать готовую пряжу. Далее купец раздаёт пряжу ткачам и приезжает за готовым сукном.
Это повторяется до тех пор, пока не будет получен готовый товар. Так купец стал владельцем предприятия, капиталистом-предпринимателем (буржуа), и на него работают наёмные работники (батраки), которыми стали крестьяне и ремесленники.
Слайд 16В это время ещё господствовал ручной труд. Само название предприятия
нового типа – мануфактура – в переводе с латинского означает
«сделанное руками» (manus – рука и factura – изделие).
Сначала каждый работник трудился у себя на дому – такая мануфактура называется рассеянной.
Позднее купцы-предприниматели и богатые цеховые мастера стали строить специальные здания, где под одной крышей работали наёмные работники разных специальностей. Такая мануфактура называется централизованной.
Однако в XVI-XVII вв. ещё преобладала рассеянная мануфактура.
Слайд 17Главное отличие мануфактуры от ремесленных мастерских – разделение труда. Каждый
работник специализировался на какой-либо одной простой операции, что увеличивало производительность
труда (стали выпускать больше продукции в единицу времени).
От средневековых ремесленных мастерских мануфактуры отличались и размерами – на них трудились десятки, сотни наёмных рабочих.
В XVII в. мануфактуры преобладали в Англии, Нидерландах, развивались во Франции (прежде всего распространились на производство стекла, сахара, бумаги, шёлка, сукна). В Англии мануфактурное производство особенно развивалось в сукноделии.
Слайд 18Создание централизованных мануфактур с разделением труда свело роль работника к
выполнению простых, однообразных операций. Через столетие это позволило изобрести машины
(станки), заменяющие труд людей. Так появились фабрики, для которых характерно машинное производство.
Мануфактура – предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Разделение труда повысило его производительность. Производственные товары поступают на рынок.
Слайд 19В Новое время возникли мануфактуры, для которых характерно применение ручной
ремесленной техники и специализация (разделение труда).
Мануфактура – предприятие, основанное на
разделении ручного труда.
Появился наёмный труд (труд наёмных работников – батраков).
Мануфактуры
(типы)
рассеянные
централизованные
смешанные
предприниматель
предприниматель
предприниматель
ремесленники
батраки
ремесленники
батраки
сырьё
товар
товар
сырьё
сырьё
товар
сырьё
сырьё
сырьё
Слайд 20Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма – общества, основанного на
частной собственности и рыночном хозяйстве.
Слайд 21
§4 (пересказ);
записи в тетради (учить).
Домашнее задание: