Слайд 1Тема: Формирование профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в
вузе
Актуальность исследования обусловливается рядом противоречий между:
– необходимостью формирования профессионального здоровья
студенческой молодежи, с одной стороны, и недостаточной эффективностью процесса физического воспитания студентов вузов, с другой;
– потребностью общества в специалистах, имеющих не только высокий уровень когнитивных и профессиональных возможностей, но и высокий уровень развития их профессионального здоровья, и отсутствием в практике деятельности вузов научно обоснованных и разработанных методик формирования профессионального здоровья обучающихся;
– значительным потенциалом лыжного спорта в повышении функциональных возможностей организма, детерминирующего формирование профессионального здоровья будущих специалистов, и отсутствием научно обоснованной методики, основанной на применении средств лыжной подготовки в процессе физического воспитания студентов вузов.
Слайд 2Объект диссертационного исследования: процесс физического воспитания студентов вуза.
Предмет диссертационного исследования:
формирование профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Цель
диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальном подтверждении эффективности модели формирования профессионального здоровья студентов вузов на основе применения средств лыжной подготовки.
Слайд 3Гипотеза диссертационного исследования. Очевидно, что эффективность профессиональной деятельности специалиста в
большинстве сфер во многом определяется уровнем развития его профессионального здоровья,
а значит, уровнем общей работоспособности, способностью адаптироваться к физическим, интеллектуальным и психоэмоциональным нагрузкам.
Предполагалось, что организация процесса физического воспитания, направленного на формирование профессионального здоровья, в условиях вуза будет эффективнее, если:
– будут определены основные теоретико-методические аспекты проблемы формирования профессионального здоровья в вузе;
– будет разработана и реализована модель организации процесса физического воспитания в вузе на основе применения средств лыжной подготовки, включающая определенные структурные компоненты и учитывающая взаимосвязь четырех основных направлений, при соблюдении конкретных педагогических условий.
Слайд 4Задачи диссертационного исследования:
1. Провести анализ и обобщение научно-методической литературы о
состоянии здоровья студентов вузов, необходимости и способах формирования их профессионального
здоровья, а также о существующих подходах к его оценке.
2. Разработать модель процесса физического воспитания в вузе с использованием принципа спортизации (лыжный спорт), направленного на формирование профессионального здоровья студентов вуза, содержащую определенные структурные компоненты, специализированные направления и необходимые педагогические условия для организации учебного процесса по предмету.
3. Изучить динамику и особенности изменений физического развития и физической подготовленности (физического статуса профессионального здоровья) студентов вуза в процессе изучения дисциплины «Физическая культура».
4. Экспериментально обосновать эффективность разработанной модели организации процесса физического воспитания, направленной на формирование профессионального здоровья студентов вуза.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики
Слайд 5Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили основные положения теории образования в
области физической культуры и спортивной тренировки (А. А. Виру, 1984;
Б. А. Ашмарин, 1990; Ю. В. Верхошанский, 1998; Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов, 2000; В. Н. Селуянов., 2001; Ю. Ф. Курамшин , 2003; Н. Г. Озолин, 2004; Ю. Д. Железняк, 2004; В. К. Бальсевич, 1988– 2014); деятельностный подход к познанию структуры учебного процесса в вузе (А. Н. Леонтьев, 1977; В. М. Смирнов, 2002); методология педагогического исследования (Б. А. Ашмарин, 1978; Ю. К. Бабанский, 1982; В. В. Краевский, 2001; П. К. Петров, 2003); методика организации и проведения мониторинга физического здоровья населения (Д. Н. Гаврилов , 2006; Л. И. Лубышева, 2003–2011; П. А. Виноградов, 2013; С. И. Изаак, 2008–2016); разработки в области воспитания здорового образа жизни студентов (И. И. Брехман, 1994; Н. М. Амосов, 2002; Е. Н. Назарова, 2007; Р. М. Баевский , 1997–2014), психологии профессионального здоровья (К. Р. Червинская, 2002; Г. С. Никифоров , 2006–2015; Г. Г. Вербина, 2014– 2016); основы тренировочного процесса лыжников-гонщиков (М. А. Аграновский, 1980; В. Н. Манжосов, 1986; И. М. Бутин, 2000; А. Г. Баталов, 1991–2004; Т. И. Раменская, 2004); основы физиологии спортивной тренировки (А. С. Мозжухин, 1979; А. Я. М. Коц, 1986; А. С. Соколов, 1988; Н. А. Фомин, 1991; Дж. Х. Уилмор, 1997; М. М. Безруких, 2002; В. Н. Смирнов, 2002).
Слайд 6Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
– рассмотрены пути формирования
профессионального здоровья при применении средств и методов спортивной тренировки лыжников-гонщиков
в образовательном процессе вуза по предмету «Физическая культура»;
– разработана модель организации процесса физического воспитания с использованием средств спортивной тренировки в лыжном спорте;
– впервые установлена и экспериментально подтверждена возможность положительного влияния специально организованного процесса физического воспитания на уровень профессионального здоровья студентов вуза;
– определена динамика изменения уровня физического развития и физической подготовленности студентов вуза за весь период освоения ими дисциплины «Физическая культура» с привлечением системы мониторинга физического здоровья населения в РФ.
Слайд 7Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит:
– в конкретизации общетеоретических представлений о
путях, способах и особенностях организации учебного процесса по дисциплине «Физическая
культура», направленного на формирование профессионального здоровья, с учетом опыта, используемого при подготовке спортсменов массовых разрядов в лыжном спорте, а также системы мониторинга физического здоровья;
– в уточнении терминологии и критериев оценки профессионального здоровья;
– в дополнении теоретических основ методики физического воспитания разработанными направлениями воздействия и структурными компонентами при соблюдении определенных педагогических условий;
– в подробном описании средств и форм организации процесса физического воспитания юношей в вузе, основанного на широком применении лыжной подготовки.
Слайд 8Практическая значимость результатов диссертационного исследования:
Разработана модель организации процесса физического воспитания
на кафедре физической культуры с использованием средств спортивной тренировки лыжников-гонщиков
и мониторинговых технологий, способствующая совершенствованию физического и психологического состояния, а значит, и укреплению профессионального здоровья занимающихся, что позволяет успешно применять ее в рамках физического воспитания студентов образовательных учреждений.
Результаты проведенного исследования использованы в ходе подготовки студентов по специальности «Физическая культура» в рамках изучения курса «Теория и методика физической культуры и спорта».
Представлены практические рекомендации по повышению эффективности процесса физического воспитания в рамках формирования профессионального здоровья.
Слайд 9Основные положения, выносимые на защиту:
Реализуемая в современных высших учебных заведениях
традиционная система физического воспитания не ориентирована на формирование профессионального здоровья
студентов, достижение необходимого уровня работоспособности, повышение их адаптации к физическим, интеллектуальным и психоэмоциональным нагрузкам.
Организация процесса физического воспитания, направленного на формирование профессионального здоровья, должна осуществляться в соответствии с разработанной моделью, с учетом взаимосвязи структурных компонентов, направлений педагогического процесса, основанных на усвоении социального опыта и педагогических условий, созданных на базе конкретного вуза Сибирского региона.
Разработанная педагогическая модель обусловливает необходимость последовательной реализации когнитивно-мотивационного, содержательного, операционального, контрольно-регулирующего и оценочно-результативного структурных компонентов организации процесса физического воспитания по определенным четырем направлениям (познавательному, технико-методическому, адаптационному и эмоционально-рациональному) и более эффективно по сравнению с существующими подходами обеспечивает улучшение физического развития, физической подготовленности, умственной работоспособности и стрессоустойчивости,а значит, и повышение уровня профессионального здоровья.
В основе педагогической модели формирования профессионального здоровья должно лежать применение средств лыжной подготовки.