Слайд 1ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Оценка возможностей школьного отделения дополнительного образования в социализации
детей
Тема магистерской диссертации
Социализация детей мигрантов в условиях
общеобразовательной школы
Слайд 2Объект исследования
Социализация детей мигрантов в
общеобразовательной школе.
Слайд 3Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ.
1.1. Педагогическая сущность процесса социализации ребенка в педагогической
литературе.
1.2. Освещение проблемы социализации детей мигрантов в современной литературе.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
2.1.Определение и соотнесение ресурсов общеобразовательной школы с компонентами социализации.
2.2.Оценка уровня социализированности детей мигрантов.
2.3.Управление процессом социализации детей мигрантов в школе.
2.4. Апробация системы управления социализацией детей мигрантов в школе.
Выводы к главе 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Слайд 4Цель эмпирической части исследования
Разработать методику оценки уровня
социализированности детей мигрантов, апробировать её и на основе полученных результатов
принять управленческие решения по организации работы с детьми мигрантами в общеобразовательной школе.
Слайд 5Задачи эмпирической части исследования
На основе анализа личных дел учащихся школы
составить базу данных детей мигрантов. (качественный и количественный состав).
Разработать содержание
структуированного интервью для различных агенов социализации и провести его
На основании анализа интервью составить анкету, определяющую взаимосвязи между агентами социализации, факторами социализации, проявлениями социализации.
При помощи разработанной матрицы осуществить взаимооценку и самооценку степени социализированности учащихся по компонентам социализации.
«Наложить» полученные результаты на базу данных учащихся-мигрантов и определить управленческие решения.
Слайд 6Учет детей мигрантов по начальной школе, при общей численности в
ней 95 учеников
Страны из которых выехали
Азербайджан-10
Узбекистан-5
Грузия-3
Грузия (через Украину)-2
Украина-2
Таджикистан-2
Белоруссия-1
Иноэтнические регионы России
Дагестан-2
Карачаево-Черкессия-1
Слайд 7Содержание интервью
Существуют различные определения понятия «Социализация». Одним из наиболее часто
встречающихся является следующее: Социализация-процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок,
социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. А что Вы понимаете под этим понятием?
Какие действия личности учеников могут свидетельствовать о степени их социализированности?
На социализацию школьников могут влиять семья, школа, друзья, СМИ и т.д. А на Ваш взгляд, что и кто влияет наиболее и как?
Кто или что наиболее сильно влияет на социализацию детей мигрантов?
В чем Вы видите главные трудности социализации детей мигрантов?
Слайд 8Взаимооценка и самооценка степени социализированности учащихся по компонентам социализации.
Слайд 9Основные идеи статьи
?
?
Раскрытие понятия социализации в современной педагогической науке.
Выделение компонентов
социализации.
Определение взаимосвязей между агентами, компонентами и проявлением степени социализации.
Повышение уровня
системы управления школой для оптимизации процесса социализации учащихся.
Слайд 10Гипотеза исследования
Для успешной социализации детей мигрантов система
управления общеобразовательной школой должна быть направлена на оптимальное использование
всех агентов социализации в школе и вне ее.
Слайд 11Социализация
«Социализация-это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».
Г.М. Андреева
Слайд 12Предмет исследования
Оценка возможностей средней общеобразовательной школы в социализации
детей мигрантов
Слайд 13Цель исследования
Определить необходимые условия для эффективной и динамичной социализации
детей мигрантов в средней общеобразовательной школе
Слайд 14Задачи исследования
Определить методологические основы социализации детей-мигрантов.
Соотнести ресурсы общеобразовательной школы
с компонентами социализации.
Создать и апробировать модель социализации детей-мигрантов в поле
педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе.
Осуществить выбор диагностических методов и методик для определения уровня социализированности детей мигрантов (по компонентам социализации).
Обработать и интерпретировать результаты исследования.
Слайд 15Поведенческий
компонент
Ценностный
компонент
Коммуникативный
компонент
Познавательный
компонент
Слайд 17Задачи исследования
Основные возможности ОДОД
Компоненты
социализации
коммуникативный компонент,
познавательный компонент,
поведенческий компонент,
- ценностный
компонент
?
-Освоение знаний, умений, опыта в процессе овладения образовательными программами ОДОД
-Участие в тематических массовых мероприятиях (на базе ОДОД)
-Подготовка к участию и непосредственное участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, фестивалях, тематических выставках.
Слайд 18Задачи исследования
3. Разложить процесс социализации в ОДОД по этапам
школьного обучения.
4. Выявить группы учащихся, наиболее нуждающихся в социализации,
и определить методы работы с каждой из них.
Рассмотреть условия влияния универсальных учебных действий (в рамках ФГОС) в пространстве ОДОД на самоорганизацию, саморазвитие и самосовершенствование учащихся как важную личностную составляющую.
Слайд 19Задачи исследования
6. Доказать, что ОДОД целесообразно включить во внеурочную
деятельность учащихся (в рамках ФГОС) как средство наиболее действенной социализации.
7.
Разработать методику оценки уровня социализации учащихся и согласно этой методике оценить изменения в социализированности учащихся в условиях ОДОД.
Слайд 20Методы эмпирического исследования, используемые в работе
Анализ документации (личных дел учащихся,
журналов кружков ОДОД, классных журналов, приказов по школе, аналитических справок,
положений о массовых мероприятиях и т.д.)
Анкетирование самого кружковца и его товарищей, педагогов ОДОД, классных руководителей, родителей
Интервьюирование учеников школы, занимающихся в ОДОД, выпускников ОДОД, классных руководителей
Опрос родителей
Слайд 21МЕСТО ШКОЛЬНОГО ОДОД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В ФГОС
нового образца уделяется большое внимание внеурочной деятельности учащихся.
Может ли школьный
ОДОД стать одной из оптимальных форм реализации этой задачи?
Слайд 22Анкета для родителей ( С 1 по 4 класс обучается
98 детей, опрошено 67 родителей)
«Где Ваш ребенок получает
дополнительное образование»?
в учреждениях дополнительного образования (ДДТ «У Вознесенского моста», «Измайловский», Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, специализированных школах (музыкальных, спортивных, художественных, студиях),
в школьных кружках дополнительного образования,
в клубах района, частных секциях, кружках,
в кружках районного центра помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Слайд 23Результаты анкетирования
Занимаются в школьном ОДОД 94% учащихся начальной школы.
Три человека
в учреждениях ДО (1 в музыкальной школе, 2 в ДДТ).
В
районных клубах и частных кружках – 35 человек (14- футбол,7-шашки, 2-клуб «Юных моряков», 12-танцы).
3- в кружках РЦ помощи семьям
Слайд 24Вывод по данному исследованию
Школьный ОДОД востребован и может
решать проблему организации внеурочной деятельности учащихся
Слайд 25Противоречие
Почему родители отдают предпочтение дополнительному образованию
детей в школе, а не в специальных учреждениях ДО?
Родителям предложено объяснить причины выбора.
Слайд 26Получены следующие ответы (С 1 по 4 класс обучается
98 детей, опрошено 67 родителей)
занятия в ОДОД школы помогают учиться
(64 ответа)
близко от дома, в другие учреждения некому водить, «пугает» общественный транспорт (63 ответа)
родителям такая форма работы удобна: ребенок, посещая группу продленного дня, одновременно занимается в кружках. (39 ответов)
почти все кружки и секции в ДДТ и специализированных школах требуют материальных затрат (23 ответа)
в школьных кружках ребенку легче общаться со сверстниками, особенно в том случае, когда у него нет выраженного дарования (10 ответов)
Слайд 27Результаты данного опроса
Родители руководствуются двумя группами мотивов:
социально-бытовыми (125 ответов),
связанными
с образованием и развитием ребенка (10 ответов).
Родителей
удовлетворяет образовательный и развивающий уровень на основе консолидации учителя начальной школы, педагога ОДОД и родителей в процессе внеурочной деятельности.
Особо пристального внимания требует осознание роли процесса социализации детей в рамках школьного ОДОД (лишь 10 ответов).
Слайд 28Определить количественный состав группы детей, наиболее нуждающихся в социализации-дети мигранты
Задача
исследования
Слайд 29Работа с документацией-личными делами учащихся
В ГБОУ СОШ №245
по официальным данным (социальный отчет школы) обучается в настоящее время
35 детей. Это дети из семей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, и не являющиеся гражданами России. Фактически еще учится 11 детей из семей, не имеющих регистрации. По официальным социологическим данным к мигрантам не относятся дети граждан России из иноэтнических районов (Северный Кавказ, Калмыкия, отдельные районы Сибири и др.) А их число, по нашим подсчетам, еще 27 человек, и 10 человек-русскоязычные мигранты из разных регионов России.
Слайд 30Анкетирование
Что знают учителя о детях мигрантах
Знаете ли Вы, когда ваши
ученики мигранты приехали в Санкт-Петербург?
Когда приехал в Санкт-Петербург хотя бы
один из их родителей?
Откуда приехала семья:
Из Средней Азии
Из Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия)
Из республик Северного Кавказа
Из Калмыкии
Из иноэтнических районов Сибири
Из других районов?
Считаете ли Вы мигрантами русскоязычных детей из других регионов России?
Отличаются ли мигранты, приехавшие из городской и сельской местности?
Слайд 31Какие мигранты легче адаптируются в школе:
Те кто родились за пределами
России
Те кто родились в России, но у кого хотя бы
один из родителей родился за пределами России
Те кто родились в России, но приехали в Санкт-Петербург из других регионов?
На каком языке дети общаются дома:
На русском
На родном для данной нерусскоязычной семьи?
Знаете ли Вы социальный заказ семьи на уровень и перспективу образования в средней общеобразовательной школе:
Закончить 9 классов и устроится на работу
Закончить 9 классов и получить среднее специальное образование
Закончить 11 классов и устроится на работу
Закончить 11 классов и получить высшее образование?
Слайд 32Итоги
Опрошено 22 учителя и педагога ОДОД. Полученные данные суммировали по
классам и по школе в целом.
На первый вопрос положительно ответили
18 человек (82%). Но в то же время, отвечая 3 конкретизированный вопрос, ответили в соответствии с действительность лишь 8 человек (36%). В ответах на 4 вопрос мнения учителей разделились: 12 человек ответили «да», 10 - нет. На 5 вопрос все отвечали положительно. 6 вопрос-подавляющее большинство (20 человек -9%) ответили, что легче всего адаптируются в школе дети, которые родились в России, но приехали в Санкт-Петербург из других (иноэтнических / регионов/ Северный Кавказ, Калмыкия и др.)
7 вопрос-получен следующий ответ: в половине семей дома говорят только на родном языке, в остальных стараются говорить на русском.
Социальный заказ семьи знают лишь учителя 7-11 классов и педагоги ОДОД. Поэтому ответ на этот вопрос не является объективным. И все же видна следующая тенденция: лишь незначительная часть родителей хочет, чтобы ребенок закончил 11 классов и продолжил профессиональное образование.
Слайд 33Выводы и управленческое решение
Учителям не важно, считается ли ребенок мигрантом,
откуда и когда он приехал. А более важными факторами являются
степень владения русским языком, адаптация к культурным традициям, этическим нормам поведения в мегаполисе.
Учителя плохо знают особенности семей мигрантов и не считают это необходимым.
Подавляющее большинство учителей относит к мигрантам детей из иноэтнических регионов России.
Данный анализ дает основание к принятию следующих управленческих решений:
выделить наиболее типичные группы детей мигрантов по определенным критериям,
разработать типы индивидуальных образовательных маршрутов для различных выделенных групп,
социальному педагогу и психологу школы подготовить и провести семинар, обучающий учителей формам работы по социализации детей мигрантов.
Слайд 34Выявления роста уровня социализации.
Самооценка (для учащихся 12-17 лет)
Интересно ли тебе
получать знания, выходящие за рамки школьной программы?
Если тебе надо что-либо
выбрать, готов ли ты выдвинуть самостоятельное решение?
Можешь ли ты результативно участвовать в проектной деятельности?
Совершаешь ли ты действия, не принятые нормами поведения в обществе?
Где тебе проще общаться со сверстниками: в реальных отношениях, или в интернете?
Считаешь ли ты себя нравственно устойчивым человеком?
Слайд 35Особенности контингента школы, выбранной для анализа
Полная средняя общеобразовательная
Расположена в центре
Санкт-Петербурга
Функционирует 14 классов
25% учащихся-дети мигранты из других стран и регионов
РФ
28 воспитанников детского дома
19 многодетных и 56 малообеспеченных семей
Слайд 36Характеристика ОДОД
Существует с 2014 года
Занимается 268 учащихся
3 направления деятельности: спортивное,
туристко-краеведческое, художественное
Работает 14 педагогов (4 высшей категории, 1-первой, 2-второй
Слайд 37Возможности ОДОД в социализации младших школьников
Становление личности по
(Г.М. Андреевой) осуществляется в трех сферах:
Деятельность
Общение
Самосознание
Слайд 38Деятельность ребенка
в ОДОД
Приобретение новых знаний.
Применение их на практике.
Формирование соответствующих
навыков.
Оценка результатов.
Слайд 39Общение в кружках ОДОД
Педагог ОДОД – ученик.
Ученик – ученик.
Учитель –
педагог ОДОД-ученик.
Слайд 40САМОСОЗНАНИЕ
Сочетание разных форм работы (коллективной, групповой, индивидуальной) позволяет увидеть
себя со стороны, оценить себя, скорректировать свое поведение, ставить перед
собой более высокую «планку».
Происходит самореализация и самоутверждение.
.
Слайд 41ОБЩИЙ ВЫВОД
Вывод, к которому мы пришли:
ОДОД школы - важная и необходимая составляющая внеурочной работы с
младшими школьниками. Развитие ОДОД в школах определяется особенностями контингента учащихся и соответствует социальному запросу родителей. Оно дает возможность осуществить образовательный рост детей путем интеграции основного и дополнительного образования. ОДОД- наиболее удобная среда для социализации учащихся, что является актуальной задачей современной школы.
Слайд 42Библиографический список
Андреева Г.Н. Социальная психология «АСПЕКТ ПРЕСС», М., 2014, с.267.
Богданова
Е.З. Подходы к построение партнерских отношений семьи и школы. В
сб. статей магистрантов ВШЭ, СПб, 2012, с.16-18.
Рыко Е. При оценке школы необходимо учитывать, с какими детьми она работает. http://www.hse.ru/news/edu/124361855.html
Семенцов А.Д. Проблемы изучения образовательного запроса семьи к учреждению дополнительного образования. В сб. статей магистрантов ВШЭ, СПб, 2012, с.63-64.
Слайд 43Цель исследования
Определить возможности школьного ОДОД в социализации детей и
подростков
Слайд 44Гипотеза исследования
Отделение дополнительного образования в школе может быть
пространством успешной социализации детей и подростков
Слайд 45Содержание курсовой работы.
Введение.
Актуальность
работы.
Теоретические основы процесса социализации.
ГЛАВА 1 Определение сущности успешной социализации.
ГЛАВА 2 Установление степени влияния различных ресурсов ОДОД на компоненты социализации.
ГЛАВА 3 Выявление групп учащихся, наиболее нуждающихся в социализации, и особенности работы с ними.
ГЛАВА 4 Особенности процесса социализации в ОДОД по этапам школьного обучения.
ГЛАВА 5 Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС в пространстве ОДОД.
Заключение.
Слайд 46Что сделано
Проанализирован выбор предпочтительных современных технологий, применяемых на занятиях в
ОДОД, способствующих социализации учащихся
Изучено влияние на процесс социализации включение кружковцев
в активную позицию при проведении массовых мероприятий
Проведена серия открытых занятий в ОДОД, демонстрирующая процесс интеграции с основной школой
Проанализирован качественно и количественно социальный состав учащихся и определены группы остро нуждающиеся в социализации
Изучена литература, опыт своей а также и других организаций в рамках моего исследования.
Слайд 47ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Отделение дополнительного образования в школе как фактор социализации
в основной общеобразовательной школе
Слайд 48Задачи исследования
Выявить группы учащихся, наиболее нуждающихся в социализации.
Разложить процесс социализации
по этапам школьного обучения.
Получить информацию о том, насколько активное внедрение
детей в кружки и секции ОДОД ускоряет процесс социализации.
Разработать систему оценки результативности воздействия ОДОД на личность ребенка в процессе социализации.
Слайд 49Сущность успешной социализации
Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации.
Готовность к принятию
самостоятельных решений в ситуации выбора.
Успешность презентации индивидуальных способностей.
Комфортность в межличностных
отношениях.
Общая и коммуникативная культура.
Гражданская зрелость и нравственная устойчивость
Слайд 50Основные ресурсы ОДОД
Освоение знаний, умений, опыта в процессе овладения образовательными
программами ОДОД
Участие в тематических массовых мероприятиях (на базе ОДОД)
Подготовка к
участию и непосредственное участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях, фестивалях, тематических выставках.
Слайд 51Категории учащихся, требующих особой социализации
Дети-мигранты.
Дети, не посещавшие
ранее детских учреждений.
Дети с ограниченными возможностями.
Воспитанники детских домов.
Слайд 52 Социализация по этапам школьного обучения
Начальная школа
формирует качества:
Целеустремленность
Работоспособность (усидчивость, старательность,
аккуратность).
Стремление доводить начатое дело до конца
Слайд 53Социализация по этапам школьного обучения
2. Средняя школа (подростковый возраст)
Коллективизм
Готовность к
сотрудничеству
Взаимопомощь
Взаимная поддержка
Самостоятельность
Общественная активность
Слайд 54Социализация по этапам школьного обучения
3. Старшая школа (старший подростковый-младший юношеский
возраст)
Индивидуализм.
Стремление познать себя, свои потенциальные возможности.
Способность определить путь жизненного и
профессионального самоопределения.
Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора.
Слайд 55 Исследования по теме
Березина В.А. Воспитание и
дополнительное образование обучающихся в контексте нового Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации». Департамент воспитательной деятельности и социальной работы МГУТУ им. К.Г.Разумовского, 2013
Богданов А.В. Воспитание гражданской активности подростка в учреждении дополнительного образования. Канд. дисс. Оренбургский ГПУ, 2009
Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Канд. дисс. Оренбургский ГПУ, 2003
Слайд 56Исследования по теме
4. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях
дополнительного образования. Докт. дисс. Костромской ГУ им. Н.А.Некрасова 2011
5. Проект
«Адаптация детей и молодежи из семей мигрантов и переселенцев в Красноярском крае». Фонд «Новая Евразия». 2012
Слайд 57Категории учащихся общеобразовательных школ, требующих эффективной социализации
Поступающие в 1 класс
дети, не посещавшие ранее дошкольные учреждения.
Дети с ограниченными физическими возможностями,
в т.ч. дети-инвалиды.
Воспитанники детских домов, обучающиеся в общеобразовательных школах.
Дети из семей мигрантов.
Слайд 58Наиболее нуждается в социализации категория учащихся - дети мигрантов
Слайд 59Почему эта проблема особо актуальна?
Количество детей мигрантов резко увеличивается.
Этническое и
религиозное многообразие.
Психологические проблемы.
Языковой барьер.
Недостаточный уровень сформированности толерантного сознания в обществе.
Отсутствие
программ обучения и воспитания детей-мигрантов как особой категории в общеобразовательной школе.
Слайд 60Задачи на первый этап работы.
Изучить степень влияния и эффективности на
социализацию данной категории учащихся различных элементов образовательного процесса общеобразовательной школы.
Сравнить
возможности в социализации систем основного и дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Определить, что может являться результатом проделанной работы.
Разработать способы получения результата и методы их оценки.