Слайд 1Тема лекции
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ХИМИЯ
ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Слайд 2Основные вопросы,
рассматриваемые на лекции
Возможные варианты изучения химии в средней
(полной) общеобразовательной школе
Цели и содержание курса химии на базовом уровне
среднего общего образования
Преподавание химии на базовом уровне в контексте профиля обучения
Слайд 3углубление обучения по ряду родственных по содержанию, близких предметов
признание права
старшего школьника на выбор направления развития и уровня собственных достижений
(обязательного или повышенного), обеспечение этой возможности
Профильное обучение - это
Слайд 4предоставление детям и подросткам возможности осознать свои интересы, предпочтения, приобрести
опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности
организация предпрофильной подготовки путем
включения в учебный план основной школы обязательных занятий по выбору и профессиональных проб
Слайд 5это средство дифференциации и индивидуализации,
которое позволяет обеспечить условия для
более полной реализации интересов, склонностей и способностей учащихся,
их намерений
в отношении продолжения образования по окончании школы
Профильное обучение -
Слайд 6Введение профильного обучения в старших классах обусловливает особенности построения
Федерального базисного учебного плана
Слайд 7это основной государственный нормативный документ для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
на основе которого разрабатываются типовые учебные планы
Федеральный базисный учебный план
–
Слайд 8Федеральный
базисный учебный план:
фиксирует федеральный уровень содержания школьного химического
образования, обязательный для всех видов общеобразовательных учреждений одной и той
же степени
закрепляет возможности школы в реализации собственной образовательной программы
Слайд 9 Принципы построения Федерального базисного учебного плана для средней
(полной) школы основаны на идеи двухуровневого
(базового и
профильного)
федерального компонента Государственного стандарта по каждому предмету.
Иными словами, каждый предмет может быть представлен в учебном плане школы (или выбран обучающимся) на базовом или на профильном уровне.
Слайд 10Состав федерального компонента Федерального базисного учебного плана определяет совокупность учебных
предметов:
базовых
профильных
элективных учебных курсов
Слайд 11 это курсы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников
Базовые
общеобразовательные курсы -
Слайд 12 это курсы повышенного уровня, определяющие направленность, специализацию каждого
конкретного профиля обучения
Профильные общеобразовательные курсы -
Слайд 13 обязательные курсы по выбору учащихся из школьного компонента
Элективные
курсы -
Слайд 14Элективные курсы могут:
дополнять и углублять содержание базового курса
обеспечивать дополнительную подготовку
для сдачи ЕГЭ
способствовать удовлетворению познавательных интересов школьников и т.д.
Слайд 15 та или иная комбинация базовых, профильных и
элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм
учебной нагрузки:
Профиль -
минимальным объемом учебного времени, задаваемым Федеральным базовым учебным планом (33 часа в неделю)
максимальным лимитом санитарной нагрузки (36 часов в неделю)
Слайд 16 Согласно Федеральному базисному учебному плану изучение химии в
средней (полной) школе предусмотрено на двух уровнях – базовом и
профильном.
Оба уровня стандарта имеют общеобразовательных характер, однако ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Слайд 17Базовый уровень стандарта учебного предмета:
- ориентирован на формирование
общей культуры
- связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего
образования, задачами социализации
Слайд 18Профильный уровень стандарта учебного предмета:
выбирается исходя из личных склонностей и
потребностей учащегося
ориентирован на подготовку учащегося к последующему профессиональному образованию
или профессиональной деятельности
Слайд 19 На изучение химии в 10-11-х классах отводится:
на
базовом уровне по 1 часу в неделю
на профильном уровне по
3 часа в неделю
Слайд 20 В зависимости от профиля изучение химии на старшей
ступени общеобразовательной школы осуществляется в
нескольких вариантах
Слайд 21 На базовом уровне химия изучается как самостоятельный
предмет наряду с курсами физики и биологии (в объеме 70
учебных часов или 1 ч в неделю)
Вариант 1
входит в состав интегрированного
курса «Естествознание»
(2 ч в неделю на два года обучения)
или
Слайд 22
социально-экономического
социально-гуманитарного
филологического
информационно-технического
художественно-эстетического
Вариант
1
рекомендуется для профилей, где химия не является профилирующим предметом:
Этот вариант
возможен также и при универсальном (непрофильном) обучении.
Слайд 23Вариант 2
Курс химии изучаться в качестве самостоятельного базового курса
в
объеме 140 учебных часов (2 ч в неделю)
для поддержки
ведущего профильного предмета.
Рекомендуется для профилей:
физико-математического
агротехнологического
биолого-географического
Слайд 24Вариант 3
Изучение химии как профильного предмета в объеме
210-350 учебных часов, т.е. 3-5 часов в неделю (за счет
компонента образовательного учреждения).
Рекомендуется для классов
химико-биологического и
физико-химического профилей, где химия является профилирующим предметом.
Слайд 25Цели изучения химии
на базовом уровне
среднего общего образования
освоение знаний
о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законов
и теорий
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов
Слайд 26 - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации,
в том числе компьютерных
Слайд 27воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среды
Слайд 28- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждении явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Слайд 29 методы познания в химии
теоретические основы химии
неорганическая химия
органическая химия
экспериментальные основы
химии
химия и жизнь
Блоки
содержания
базового курса химии
Слайд 30В результате изучения курса химии на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
важнейшие химические понятия
вещество
химический элемент
атом и молекула
относительная атомная и
молекулярная массы
ион
аллотропия
изотопы
химическая связь
электроотрицательность
валентность и степень окисления
моль, молярная масса, молярный объем
Слайд 31 вещества молекулярного и немолекулярного строения
растворы
электролит и
неэлектролит
электролитическая диссоциация
окислитель и восстановитель
окисление и
восстановление
тепловой эффект реакции
скорость химической реакции
катализ
химическое равновесие
углеродный скелет
функциональная группа
изомер
гомология
Слайд 32основные законы химии
сохранения массы вещества
постоянства состава
периодический закон
основные
теории химии
химической связи
электролитической диссоциации
строения
органических соединений
Слайд 33
основные металлы и сплавы
серная, соляная, азотная и уксусная кислоты
щелочи
аммиак
минеральные удобрения
метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры,
мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки
искусственные и синтетические волокна
каучуки
пластмассы
важнейшие вещества и материалы
Слайд 34В результате изучения курса химии на
базовом уровне учащиеся должны
уметь:
называть:
изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
Слайд 35определять:
валентность и степень окисления химических элементов
тип химической связи в
соединениях
заряд иона
характер среды в водных растворах неорганических соединений
окислитель и
восстановитель
принадлежность веществ к различным классам органических соединений
Слайд 36характеризовать:
элементы малых периодов по их положению в периодической системе
Д.И. Менделеева
общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических
и органических соединений
строение и свойства изученных органических соединений
Слайд 37объяснять:
зависимость свойств веществ от их состава и строения
природу и
способы образования химической связи
природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической)
зависимость
скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
Слайд 38выполнять химический эксперимент
по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
Слайд 39проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных
зданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)
использовать компьютерные технологии для обработки
и передачи химической информации и ее представления в различной форме
Слайд 40для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве
для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях
и оценки их последствий
для экономически грамотного поведения в быту
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
Слайд 41для оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
и другие живые организмы
для безопасного обращения с горючими и токсическими
веществами, лабораторным оборудованием
Слайд 42для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве
для
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Слайд 44 - это содержание обучения химии, обязательное для усвоения всеми
учащимися, независимо от профиля обучения
Инвариантное ядро
содержания обучения химии
Слайд 45- это дополнительная учебная информация, не обязательная для усвоения учащимися,
а потому не проверяемая в ходе учебно-воспитательного процесса.
Вариативная оболочка
содержания обучения
химии
Включение вариативной части в содержание обучения химии позволяет учителю в большей мере учесть профессионально-ориентированные интересы учащихся профильных классов, для которых химия в понимании школьников является совершенного лишним и ненужным предметом.
Слайд 46 При адаптации химического содержания к различным профилям вариативная
составляющая при этом должна:
отражать специфику профиля
устанавливать и иллюстрировать
взаимосвязи химического содержания с содержанием профильной дисциплин