Слайд 1Тема лекции: Государственное управление в сфере охраны
окружающей среды и рационального
природопользования
Слайд 2РЕМОНТ
Вопрос 1: Экономическое стимулирование охраны окружающей среды
Слайд 3РЕМОНТ
Базовые требования к формированию механизма экономического стимулирования охраны окружающей среды
Ориентация
деятельности отраслей, объединений, предприятий на конечные результаты, т.е. улучшение качества
окружающей среды, снижение и предотвращение ущерба от загрязнения природной среды.
Эколого-экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей природной среды (ОПС) в региональных системах.
Установление норм платы за использование природных ресурсов и сверхнормативное загрязнение ОПС.
4. Строгий учет и контроль за фактическим состоянием ОПС и соблюдением нормативов.
5. Создание экономической заинтересованности и ответственности предприятий, объединений и региональных органов в рациональном использовании природных ресурсов и охране ОПС.
6. Установление обоснованных соотношений между сокращением вредных выбросов и размеров стимулов, выделяемых предприятиям.
7. Установление дифференцированных размеров экономического стимулирования и штрафных санкций на отрасли, предприятия и ответственных за нарушение экологического равновесия в природе лиц.
Слайд 4РЕМОНТ
Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России
–
переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение
социально-экономических задач, проблем сохранения
благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.
Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права
граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны
быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и
природопользования.
Для национальной политики в области охраны природы и рационального
природопользования на современном этапе развития России характерны следующие нюансы:
1) реформирование органов управления природопользования и охраны окружающей среды;
2) внедрение в управление использования природных ресурсов и природоохранную практику преимущественно экономических методов воздействия на деятельность предприятий, организаций, объединений;
3) использование методов, основанных на платности природопользования, возмещении нанесенного природе экологического ущерба.
Слайд 5РЕМОНТ
Вопрос 2: Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды
Слайд 6РЕМОНТ
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных
с охраной окружающей среды:
1) обеспечение проведения федеральной политики в области
экологического развития Российской Федерации;
2) разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
3) разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
4) объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
5) координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
6) установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
Слайд 7РЕМОНТ
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных
с охраной окружающей среды:
7) определение порядка организации и осуществления федерального
государственного экологического надзора;
8) установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
9) установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
10) обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
11) организация и проведение государственной экологической экспертизы;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
12) установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
13) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры и ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Слайд 8РЕМОНТ
Полномочия органов государственной власти СУБЪЕКТОВ Российской Федерации в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды
1) участие в определении основных направлений
охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
2) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
3) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
4) осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
Слайд 9РЕМОНТ
Полномочия органов государственной власти СУБЪЕКТОВ Российской Федерации в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды
5) утверждение перечня должностных лиц органов
государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
6) становление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
7) право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
8) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в 9) результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору и ДРУГИЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Слайд 10РЕМОНТ
Вопрос 2: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Слайд 11РЕМОНТ
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)
это
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Слайд 12РЕМОНТ
Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии
1) вносит в Правительство Российской
Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, и к сферам деятельности подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр;
- порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
- порядок составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Слайд 13РЕМОНТ
Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии
- порядок рассмотрения заявок на
получение права пользования недрами для размещения в пластах горных пород
попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
- порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;
- порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых;
- порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;
- классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;
- классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты);
- порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
Слайд 14РЕМОНТ
Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии
- форма заявки о
постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный
учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
- порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам;
- таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде;
- порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма;
- инструктивно-методические документы по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения;
- перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал;
- требования по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию и другие.
Слайд 15РЕМОНТ
Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии
3) организует подготовку и распространение
ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
4)осуществляет
формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
5)осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации;
6)устанавливает максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7)устанавливает ограничения любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
8)согласовывает лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косуль, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси и соболя;
9)согласовывает квалификационные требования к руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
10) осуществляет охрану и воспроизводство объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и ДРУГИЕ полномочия.
Слайд 16РЕМОНТ
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не
вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Слайд 17РЕМОНТ
Вопрос 3: Организация деятельности министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации
Слайд 18РЕМОНТ
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возглавляет Министр,
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации
по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
Для координации и контроля деятельности территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию могут быть образованы в установленном порядке территориальные органы Министерства.
Слайд 19РЕМОНТ
Полномочия министра
распределяет обязанности между своими заместителями;
утверждает положения о структурных
подразделениях Министерства;
вносит в Правительство Российской Федерации представления о назначении на
должность и об освобождении от должности руководителей подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств и их заместителей;
назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства, а также руководителей подведомственных Министерству организаций;
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;
утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Министерства в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;.
Слайд 20РЕМОНТ
Полномочия министра
утверждает ежегодный план и прогнозные показатели деятельности подведомственных
федеральных служб и федеральных агентств, а также отчеты об их
исполнении;
вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств проекты положений о федеральных службах и федеральных агентствах, предложения об их предельной численности и фонде оплаты труда их работников;
вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств;
представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Министерства, а также в ведении подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств;
вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству, обязательные для исполнения указания;
Слайд 21РЕМОНТ
Полномочия министра
вправе приостанавливать в случае необходимости решения подведомственных Министерству
федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти
решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств руководителей территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств;
представляет в установленном порядке работников Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;
издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
Слайд 22РЕМОНТ
Финансирование расходов на содержание Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Министерство
природных ресурсов и экологии Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
Место нахождения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - г. Москва.