Слайд 1 ТЕМА ЛЕКЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1. Понятие
и виды государственной службы, основные принципы службы в государственном аппарате.
2.
Административно-правовой статус государственного служащего.
3. Прохождение службы в государственном аппарате.
Слайд 2ВОПРОС 1. Понятие и виды государственной службы, основные принципы службы
в государственном аппарате.
Государственная служба выступает в качестве связующего звена между
государством и гражданином. В процессе государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов.
Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах или организациях.
Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач.
Слайд 3Статья 2. Государственная служба
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц,
занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий
и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Слайд 4ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ОТРАСЛИ (СФЕРЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
гражданская
специализированная
правоохранительная
милитаризированная
Слайд 5Государственная служба основывается на определенных принципах:
верховенства Конституции
Республики Беларусь;
служения народу Республики Беларусь;
законности;
приоритета прав и свобод человека и
гражданина, гарантий их реализации;
гуманизма и социальной справедливости;
единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
гласности;
профессионализма и компетентности государственных служащих;
Слайд 6подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо
ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
добровольности поступления граждан на государственную
службу;
равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;
экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.
Слайд 7ВОПРОС 2. Административно-правовой статус государственного служащего.
Государственные служащие это граждане,
работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном
законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.
Виды государственных служащих
Слайд 8Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством
порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности
за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Слайд 9
Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:
признания
его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишения
его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;
Слайд 10близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры,
а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с
государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
отсутствия гражданства Республики Беларусь;
представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;
увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;
наличия судимости.
Слайд 11
Административно-правовой статус государственного служащего характеризуется наличием прав, обязанностей, поощрений, гарантий
и ответственности.
Основы административно-правового статуса государственных служащих определяются Законом Республики Беларусь
«О государственной службе в Республике Беларусь».
Особенность административно-правового статуса государственных служащих заключается в том что:
- права и обязанности государственного служащего определяются в пределах компетенции органа, в котором он состоит на службе;
- осуществление прав и обязанностей гарантируется законодательством;
- законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы.
Слайд 12 Служащие государственного аппарата не имеют
права:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие
близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
принимать участие в забастовках;
Слайд 13использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных
юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами
государственной службы;
принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;
выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
Слайд 14
заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской,
научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и
на условиях, установленных законодательством;
пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;
использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.
Слайд 15ВОПРОС 3. Прохождение службы в государственном аппарате.
Под прохождением государственной
службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение
государственно-служебных отношений.
Можно выделить основные стадии прохождения государственной службы.
1. Поступление (прием на государственную службу) происходит путем назначения, избрания, утверждения.
2. Аттестация служащих государственного аппарата проводится в целях объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры, умения работать с людьми.
Слайд 16
3. Присвоение классов, чинов,
разрядов.
Каждой должности служащих государственного аппарата соответствуют определенные классы.
Класс
присваивается служащему государственного аппарата с учетом его квалификации и стажа работы в государственном аппарате.
Для служащих государственного аппарата вводятся высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.
Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12 - 10-й класс, составляет не менее одного года, 9 - 7-й класс - не менее двух лет, 6 - 4-й класс - не менее трех лет. Присвоение очередных классов государственным служащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.
Слайд 17Поощрения и привлечение к ответственности. За успехи в служебной деятельности
к государственным служащим применяются меры поощрения материального, морального и смешанного
характера.
Ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных действующим законодательством, за совершенные ими правонарушения.
Законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная.
Слайд 185. Прекращение службы в государственном аппарате.
Основания для прекращения государственной службы
-
достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной
службе;
- возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 33 Закона;
- истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;
- несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
- разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
Слайд 19 отказа от принесения присяги;
нарушения требований законодательства при приеме на
государственную службу;
отставки;
грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением
на государственной службе;
прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
неудовлетворительного результата предварительного испытания;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда.