Слайд 1
ТЕМА ЛЕКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) И
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2Вопросы для изучения
Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Понятие
порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Виды и
основания проверок
3. Порядок организации и оформления результатов проверки. Последствия выявленных при проведении проверок нарушений
Слайд 3Федеральный закон
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
от 26
декабря 2008 г. № 294-ФЗ
Слайд 41. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Состояние государственного
контроля на современном этапе отличается разнообразием видов контроля и множественностью
органов, его осуществляющих, при значительных различиях в их правовом статусе.
Только на федеральном уровне насчитывается около 30 видов государственного контроля, осуществляемых в порядке, определенном Законом о государственном контроле; недостаточностью разработанности механизмов порядка осуществления контроля.
Слайд 51. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Наибольшее беспокойство
бизнесу доставляют проверки органов МЧС, ответственных за пожарный надзор (16%
опрошенных РСПП), и налоговой службы (12%), далее идут Ростехнадзор, ФАС, Росприроднадзор и Роспотребнадзор, говорит управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин.
«За последние два года плановые проверки проходили почти в 93% опрошенных компаний, внеплановые – в 48,3%, в 2014 году число проверок возросло, говорить о снижении контрольно-надзорного давления на бизнес, к сожалению, не приходится», – говорит он.
Слайд 61. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Основные направления
Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
регламентация процедур контрольно-надзорных мероприятий,
унификация контрольно-надзорной деятельности всех органов государственной власти.
Слайд 7
1. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
принципы защиты
прав проверяемых лиц
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности проверяемых,
3) открытость и доступность для проверяемых нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного проверяемого лица несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований;
6) недопустимость требования о получении проверяемыми разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности;
7) ответственность органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении контроля;
8) недопустимость взимания органами контроля проверяемых платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
Слайд 8
1. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
государственный контроль
(надзор)
это деятельность уполномоченных органов гос. власти, направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений юр.лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Законом, другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юр.лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов гос.власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юр.лицами, индивидуальными предпринимателями
(ст. 2 Закона о государственном контроле).
Слайд 9
1. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Муниципальный контроль
–
деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными
законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юр. лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Слайд 10
1. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
характерные особенности
контроля
возможность его осуществления в отношении подчиненных органов;
право контролирующих органов
воздействовать на оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта;
осуществление оценки деятельности контролируемого объекта с точки зрения законности и в плане целесообразности
Слайд 111. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Отличительные черты
надзора
осуществляется исключительно государственными органами и заключается в постоянном, систематическом
наблюдении ими за деятельностью поднадзорных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности;
здесь отсутствуют отношения соподчинения надзорных органов с поднадзорными и оценка деятельности поднадзорного объекта только на предмет законности;
не допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта
Слайд 121. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Классификация государственного
контроля и муниципального контроля (по предмету)
общий (ведется в отношении деятельности
проверяемого объекта в целом)
специальный (проводится в отношении либо определенного вида деятельности, либо определенного рода организаций). К специальным видам контроля, например, относятся финансовый, валютный, налоговый, таможенный контроль.
Слайд 13
1. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Классификация государственного
контроля и муниципального контроля (по стадии)
предварительный (проверка контролируемых объектов, проводимая
до начала исполнения управленческих решений, получения информации об имеющих место нарушениях);
текущий (проводится в процессе выполнения решений, позволяя своевременно выявлять трудности и недостатки в реализации принятых решений и вырабатывать меры по их устранению);
последующий контроль (осуществляется после выполнения решений, получения информации о допущенных нарушениях)
Слайд 141. Понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
В целях
обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля проверок, а также
их результатов создан единый реестр проверок, оператором которого является Генеральная прокуратура РФ (ст. 13.3).
См.: Постановление Правительства РФ «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» от 28 апреля 2015 г. № 415
Слайд 16
2. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
порядок осуществления государственного контроля
1) организация и
проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
2) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений,
3) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,
4) рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя,
5) обследование используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, транспортных средств, зданий, грузов и др.,
6) отбор образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды,
7) проведение исследований и испытаний указанных объектов,
8) проведение плановых осмотров,
9) обследование особо охраняемых природных территорий и др.,
10) проведение экспертиз, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда,
11) проведение расследования по установлению причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
Слайд 17
2. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
Организация и проведение проверок как элемент порядка
осуществления государственного контроля включает в себя:
определение предмета проверки,
периодичность проведения проверок,
сроки уведомления проверяемых лиц о времени проведения проверки,
основания для проведения проверок,
порядок организации проверок,
порядок оформления результатов проверки.
Слайд 182. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
Проверка - это
совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
Слайд 20
2. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
Плановые проверки (основания)
истечение трех лет со
дня:
1) государственной регистрации юр.лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юр.лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юр.лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Слайд 212. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
При проведении плановых проверок применяются формализованные и
унифицированные документы - проверочные листы (список контрольных вопросов).
Проверочные листы должны содержать списки конкретных контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствовали бы о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований.
Слайд 232. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
Плановые проверки при осуществлении государственного контроля
(надзора), муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обязательных требований, если периодичность их проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничена одним разом в три года, до 1 марта 2019 года не проводятся
Слайд 242. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
Предмет внеплановых проверок - соблюдение проверяемым
лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Слайд 25
2. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
Основания
для проведения внеплановой проверки
1) истечение
срока исполнения юр.лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, юр.лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
– возникновение угрозы или причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы или возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Слайд 262. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
«Предмет» документарной проверки - сведения, содержащиеся
в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля
(ч. 1 ст. 11 Закона о государственном контроле).
Слайд 272. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
«Предметом» выездной проверки являются содержащиеся в
документах ХС сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ХС товары и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований (ст. 12 Закона о государственном контроле).
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Внеплановая выездная проверка ХС по таким основаниям как возникновение угрозы или причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы или возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры (ч. 5 ст. 10 Закона о государственном контроле).
Слайд 28Срок проведения как документарной, так и выездной проверки
не может
превышать 20 рабочих дней.
в отношении одного субъекта малого предпринимательства
общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год
15 часов для микропредприятия в год.
Слайд 30Риск-ориентированный подход
представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля
(надзора), при котором в предусмотренных Законом случаях выбор интенсивности (формы,
продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Слайд 31Контрольная закупка
это мероприятие по контролю, в ходе которого
органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для
совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Слайд 323. Порядок организации и оформления результатов проверки. Последствия выявленных при
проведении проверок нарушений
По результатам проверки должностными лицами органа контроля составляется
акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя органа контроля; ФИО и должности должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, а также ФИО и должность руководителя или уполномоченного представителя проверяемого лица, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения и др.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Слайд 333. Порядок организации и оформления результатов проверки. Последствия выявленных при
проведении проверок нарушений
При осуществлении государственного контроля проверяющие должностные лица не
вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям органа контроля, от имени которых действуют эти должностные лица. Представители указанных лиц должны иметь специальные полномочия для участия в проверке, оформленные распорядительным документом проверяемой организации либо доверенностью;
2) проверять выполнение обязательных требований, не опубликованными в установленном законодательством РФ порядке;
4) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя ХС, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки при причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
6) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов;
7) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
8) превышать установленные сроки проведения проверки;
9) осуществлять выдачу ХС предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Слайд 34
3. Порядок организации и оформления результатов проверки. Последствия выявленных при
проведении проверок нарушений
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом
муниципального контроля с грубым нарушением установленных законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Слайд 35
3. Порядок организации и оформления результатов проверки. Последствия выявленных при
проведении проверок нарушений
К грубым нарушениям относится, например:
- нарушение срока уведомления
о проведении проверки;
- непредоставление акта проверки;
-проведение плановой проверки, не включенной в план проверок и т.д. (см. ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Слайд 36
3. Порядок организации и оформления результатов проверки. Последствия выявленных при
проведении проверок нарушений
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного
контроля (надзора), органы муниципального контроля:
1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
Слайд 37
3. Порядок организации и оформления результатов проверки. Последствия выявленных при
проведении проверок нарушений
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного
контроля (надзора), органы муниципального контроля:
2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Слайд 38
2. Понятие порядка осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Виды и основания проверок
В целях профилактики нарушений обязательных требований
органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:
3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
Слайд 39Реформа контрольно-надзорной деятельности
является одним из основных направлений стратегического развития страны
Указ
Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при
осуществлении предпринимательской деятельности» от 15.05.2008 № 797
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы» от 01.04.2016 № 559-
Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»2, утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам
Слайд 41ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОСТАВЕ ПРОГРАММЫ
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной
деятельности
Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности
Внедрение системы комплексной
профилактики нарушений обязательных требований
Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований
Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов
Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности
Автоматизация контрольно-надзорной деятельности
Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях